Адаптация детей мигрантов в образовательных учреждениях
Роль образовательной среды в адаптации детей мигрантов
В настоящее время в связи с массовыми миграционными процессами, возникшими, прежде всего, как реакция на происходящие изменения на территории постсоветского пространства, значительную часть учеников составляют дети из семей мигрантов.
Во многих странах мира миграционные процессы оказали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие сферы образования. Социологи понимают образование как функцию общества, обеспечивающую воспроизводство и развитие самого социума и систем его деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм. В ситуации взаимодействия мигрантов с принимающим их обществом функция образования – передать вновь прибывающим мигрантам язык и другие преобладающие в обществе социальные и культурные нормы. Для иммигрантов и других категорий мигрантов, проживающих в среде иноэтнического большинства, образование (особенно образование детей) – главный шанс сохранить родной язык и культуру.
Важнейшим инструментом адаптации мигранта в инокультурной среде было и остается изучение языка страны пребывания. И не просто изучение, а принятие его как родного, позволяющее не только правильно говорить, но и мыслить категориями титульной нации страны. Для детей из семей мигрантов характерно слабое знание государственного русского языка, а многие из вновь прибывших детей не владеют им вообще. У них отсутствуют достаточные для социализации знания об основах российского законодательства, культуры и истории, традиций и норм поведения в быту. Без реализации специальных адаптационных и интеграционных программ эта ситуация существенно затрудняет процесс обеспечения качественного образования.
Когда речь заходит об адаптации личности, необходимо рассматривать взаимодействия между личностью и средой.
В рамках изучения адаптации как вида взаимодействия с окружающей средой (прежде всего социальной и этнокультурной) рассматривается «включенность» этнической группы в эту среду с определением количественного и качественного уровня коммуникативных связей. Кроме того, адаптация – это приспособление, которое можно рассматривать и как процесс, и как результат творческой деятельности личности в ее отношениях с изменившимися (меняющимися) условиями социальной среды, становление новых поведенческих механизмов, ориентированных на гармонизацию отношений личности со средой.
На первых этапах пребывания ученика-мигранта в школе формируются региональная, этническая культура и картина мира, облаченная в новую (русскую) языковую оболочку. Затем, по мере приобретения личного опыта и в ходе творчества, вырисовывается индивидуальная картина мира, основанная на языковой картине мира русского народа. Здесь перед учителями ставится задача развития личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в российский культурный контекст. Не менее важной задачей является и создание такой образовательной среды, которая в оптимальной степени способствовала бы развитию общей культуры и раскрытию творческого потенциала ребенка.
Для решения этих задач очень полезен мониторинг уровня жизни, социальной деятельности родителей, социальной защищенности семьи. В жизни ребенка-мигранта школа является единственным государственным учреждением и общественным институтом, где формируется позитивное отношение к стране пребывания. Здесь же закладываются основы толерантности мировоззрения, принципы принятия новой культурной и ментальной среды и осознаётся необходимость поведенческих изменений в соответствии с требованиями общества.
Согласно Конвенции о правах ребенка РФ должна принимать необходимые меры с тем, чтобы обеспечивать ребенку право на начальное образование и на создание благоприятных условий для получения среднего и профессионального образования (статьи 22 и 28). Департамент образования города Москвы руководствуется соответствующими нормативными требованиями и международными обязательствами и исходит из того, что все дети должны учиться в школе, вне зависимости от правового статуса их родителей. Более того, государство должно стремиться к тому, чтобы дать детям мигрантов возможность получать качественное образование, а это невозможно без создания системы их языковой и социокультурной адаптации.
В Москве, в соответствии с решениями коллегии Департамента образования, всем детям зарубежных мигрантов обеспечивается равный доступ к дошкольному, начальному и среднему общему образованию, а также к социальному обеспечению в образовательном учреждении (питание, медицинское обслуживание, учебное пособия, организованный отдых в каникулярное время и т.д.). Такой подход поддержан Московской городской Думой и Правительством Москвы.
Московское поликультурное образование
В любом обществе явления и черты чужой культуры, другого народа оцениваются через призму культурных традиций и ценностей своей собственной этнической группы. А отношение одной этнической группы к другой зависит и от социального контекста, на фоне которого эти отношения разворачиваются.
Выделяют следующие проблемы, характерные для современной этносоциальной ситуации в московском мегаполисе.
- Повышение уровня различий между москвичами разных национальностей и новыми мигрантами (в том числе диаспоры и сообщества) не вошедшими в московский социум.
- Изменение причин и мотиваций миграций в Москву, возрастание роли трудовой миграции.
- Появление групп замкнутого типа, организованных по этническому признаку, являющихся ответом на дискриминацию мигрантов.
- Снижение уровня толерантного восприятия культурных и конфессиональных различий и соответственно распространение ксенофобских настроений, граничащих с экстремизмом.
- Активное и не всегда позитивное воздействие СМИ на формирование этнического самосознания.
Новые проблемы снижают традиционно высокий уровень межкультурной интеграции в Москве, разрушают традиционные образы общемосковской идентичности и ценности единой московской культуры.
Рассматривая созданную в 90-е годы сферу этнокультурного образования, необходимо сказать, что ее целью было удовлетворение наиболее важных этнокультурных и этнообразовательных потребностей жителей Москвы. В условиях появления в Москве больших групп неадаптированных мигрантов этнокультурное образование ни по содержанию, ни по своему функциональному назначению не может ограничиваться воспроизводством этнокультурного многообразия, развиваться исключительно на основе культурного самоопределения отдельных школ на уровне школьных образовательных программ. Такие программы, даже очень высокого профессионального уровня, все же реализуются в небольшом (по московским меркам) числе образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования. Они были инициированы отдельными группами граждан, школ и культурных центров и не затрагивают в целом образовательное пространство массовой школы. При нынешнем темпе роста миграционных потоков это порождает противоречие между изменением национального состава московских школ, ростом контингента учащихся, не обладающих языковыми, коммуникативными и социальными навыками жизни в Москве, и ограниченным характером школьного компонента этнокультурного образования, ориентированного в основном на поддержание родного языка, самосознания и культуры отдельных этнических групп.
Необходимо более тесное и эффективное сочетание задач сохранения этнокультурной самобытности и родного языка, с одной стороны, и интеграции и консолидации московского социума – с другой. Этим обусловлена происходящая в настоящее время корректировка целей и задач этнокультурного образования в Москве в направлении поликультурного просвещения всех участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) в масштабах всей сети образовательных учреждений столицы.
По мнению известного российского этнолога М. Ю. Мартыновой, суть концепции поликультурного образования – не специальное образование для разных по культуре, а образование для всех, позволяющее познакомить учащихся с многообразием человечества.
Эта большая тема, которая включает в себя два компонента – обучение и воспитание. Ребенок из семьи мигранта не может быстро включиться в учебный процесс лишь потому, что у него возникают сложности со знанием русского языка – главного критерия для успешной адаптации. Для решения данной проблематики в Москве были созданы школы русского языка.
Сегодня эти специализированные структурные подразделения созданы и функционируют в 11 общеобразовательных школах девяти административных округов. В них обучаются три с половиной тысячи детей мигрантов. В течение одного года ребята, прежде всего, осваивают русский язык, а также догоняют сверстников по остальным предметам. Также был введен в школах такой предмет, как «Русский – как иностранный». Но это лишь небольшая доля в решении проблемы, так как основная масса детей из семей мигрантов обучается в самых обычных средних и дошкольных образовательных учреждениях Москвы. И здесь на первый план выходят вопросы воспитания, понимание того, что все конфликтные ситуации, возникающие во взрослой среде, родом из детства. Но отделить ребенка от родителей в решении этого вопроса невозможно. К сожалению, иногда школьное толерантное воспитание не совпадает с воспитанием семейным. В школьной практике имеются случаи конфликтов, до сих пор не погашенных не по вине детей, а из-за родителей и даже некоторых педагогов. Приходится признать: педагогическое сообщество не полностью еще твердо стоит на толерантных позициях.
Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, называются следующие:
- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Другим важным направлением непрерывного поликультурного образования является формирование поликультурной компетентности, понимаемое нами как процесс приобретения индивидом объективных знаний и опыта в области этнологии (этнографии) и межэтнического взаимодействия, способствующих этноконсолидации различных народов.
В настоящее время по инициативе Департамента образования города Москвы подготовлена и проходит экспертизу и обсуждение Концепция дальнейшего развития этнокультурного (поликультурного) образования в Москве, разработанная коллективом ученых и педагогов. В соответствии с этой концепцией, цель этнокультурного образования в современных условиях – воспитание российской и московской идентичности, гражданственности и патриотизма независимо от национальной принадлежности учащихся. Этнокультурная составляющая образовательного процесса должна быть нацелена на формирование позитивной этничности, межкультурной компетентности и толерантности учащихся, воспитание личностных установок культуры мира, межнационального диалога и согласия.
Исследование адаптации детей мигрантов в московских школах
Нами в течение нескольких лет проводились исследования социальных процессов в учебных группах разных школ Москвы с целью выявления проблем адаптации учащихся, в частности детей мигрантов, обучающихся в данных школах, с помощью ПМК «Социомониторинг».[9] Исследования проводились в шести школах трех образовательных округов (Северо-Западный округ, Юго-Западный округ и Зеленоградский округ). Кроме этого был проведен скрининг-опрос классных руководителей с целью выявления точных данных принадлежности этноса, срока пребывания в классе, уровня знания русского языка и успеваемости учащихся мигрантов, обучающихся в школах. Всего участвовало 194 детей-мигрантов, представителей азербайджанской, армянской, татарской национальностей, так как эти этнические группы наиболее обширно представлены в пространстве данных школ.
Школа № 1
Рис.1
Рис.2
На рис. 1 представлена общая картина школы. На рис. 2 показаны результаты исследования процесса адаптации детей нерусской национальности, где в квадрат попали дети с объективными данными о факте их успешной адаптации, а за границей квадрата – дети с объективными данными о факте их дезадаптации.
В исследовании приняли участие 30 учащихся мигрантов, из них 23% учащихся занимают лидерские социальные позиции в классах. 37% учащихся мигрантов претендуют на лидерские позиции, 33% адаптированы к социальной среде класса, 6% - не адаптированы.
Школа № 2
Рис. 3
Рис. 4
В исследовании приняли участие 27 учащихся мигрантов, из них 22% учащихся занимают лидерские социальные позиции в классах. 41% учащихся мигрантов претендуют на лидерские позиции, 33% адаптированы к социальной среде класса, 2% - не адаптированы.
Школа № 3
Рис. 5
Рис. 6
В исследовании приняли участие 39 учащихся мигрантов, из них 43% учащихся занимают лидерские социальные позиции в классах. 26% учащихся мигрантов претендуют на лидерские позиции, 23% адаптированы к социальной среде класса, 8% - не адаптированы.
Школа № 4
Рис. 7
Рис. 8
Школа № 5
Рис. 9
Рис. 10
В исследовании приняли участие 22 учащихся мигрантов, из них 14% учащихся занимают лидерские социальные позиции в классах. 18% учащихся мигрантов претендуют на лидерские позиции, 64% адаптированы к социальной среде класса, 4 % - не адаптированы.
Школа № 6
Рис. 11
Рис. 12
В исследовании приняли участие 35 учащихся мигрантов, из них 11% учащихся занимают лидерские социальные позиции в классах. 28% учащихся мигрантов претендуют на лидерские позиции, 57% адаптированы к социальной среде класса, 2% - не адаптированы.
Общие выводы
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что в совокупности дети нерусской национальности, а именно татары, азербайджанцы и армяне в своем подавляющем большинстве (96%) имеют высокий показатель адаптации в среде сверстников своей учебной группы, кроме этого наблюдается выраженное стремление детей мигрантов занимать лидирующие позиции в своих классах (60%).
В ходе исследования выявлена группа детей нерусской национальности, имеющая численное значение (4%) по показателю «социальная дезадаптация», которое отражает наличие трудностей в процессе адаптации к местным условиям (конкретной школьной организации) деятельности и организации жизни. Школьная дезадаптация связана с нарушением школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками, отсутствием интереса к учебе, неуспеваемостью.
При анализе дополнительных сведений (скрининг-опрос классных руководителей) относительно детей с социальной дезадаптацией было выявлено, что все они без исключения являются вновь прибывшими в данные образовательные учреждения, что позволяет сделать вывод о том, что для детей нерусской национальности характерно быстрое формирование адаптационных механизмов, позволяющих успешно функционировать на институциональном и межличностном уровнях в условиях образовательной деятельности в московских школах.
Иных факторов, связанных с феноменом дезадаптации детей мигрантов, не выявлено.
На основании полученных результатов нами были выделены следующие основные критерии успешной адаптации детей мигрантов в обозначенных школах:
- знание русского языка (от уровня владения языком зависит скорость протекания адаптационных процессов в школе);
- комфортность пребывания в социальной среде образовательного учреждения (удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителями);
- срок пребывания детей в стране (чем больше срок нахождения в данном месте, тем легче происходит общение с местными ребятами);
- наличие реальной связи семьи и школы;
- высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога.
Относительно обозначенных критериев предлагаются следующие приоритетные направления решения проблемы адаптации детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных школах:
- Подготовка учителей, способных работать в поликультурном образовательном пространстве, оказывать помощь детям-мигрантам.
- Осуществление в школе в русле дополнительного образования обучения детей и родителей мигрантов с низким уровнем знания русского языка.
- Проведение в школе комплексных мероприятий, посвященных знакомству с культурой тех национальностей, представители которых обучаются в данной школе.
- Проведение социально-художественных акций «Земля, на которой мы живем», «Навстречу друг другу» для детей и родителей в целях обеспечения благоприятного взаимодействия между ними в школьном пространстве и создания комфортной социальной среды образовательного учреждения.
- Введение предмета «Этнология» в дополнительную программу обучения в целях знакомства с культурой и традициями различных народов.
В заключение необходимо отметить, что Москва играет передовую роль в развитии, закреплении и транслировании позитивного опыта этнокультурного образования. Опыт российской столицы позволяет уяснить место этнокультурного фактора в российском образовательном пространстве. Внесение в систему общего и профессионального образования этнокультурного знания, реализация его потенциала, направленность на формирование у молодежи общероссийской идентичности, современного толерантного этнокультурного сознания, на развитие важных для полиэтничной России культуры межэтнических и межконфессиональных отношений развивают общую стратегическую линию государства на удовлетворение культурных потребностей всех народов России.
Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.
Литература
- Каргалова М. Мигранты и проблемы социальной адаптации // http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-04-06/migranti-i-problemi-sotsialnoy-adaptatsii.h...
- Концепция дальнейшего развития этнокультурного образования в Москве (проект) // Альманах «Этнодиалоги». – 2007. – №2 (26). С. 21.
- Курнешова Л.Е. Через образование к национальному миру // Журнал – «Этносфера». – 2004. №12 (75)
- Максименко О. Принципы адаптации, самореализации детей мигрантов // http://www.proza.ru/2009/10/13/1096
- Найденова Е.А. Поликультурное образование как средство воспитания межэтнической толерантности / Исследования в области прикладной и неотложной этнологии./Под ред. В. А. Тишкова, Н. А. Лопуленко, М. Ю. Мартыновой – М,: ИЭА РАН, 2004
- Образование для всех. http://www.educom.ru/
- Омельченко Е.А. Интеграция детей мигрантов в школах русского языка: первый опыт // Альманах – «Этнодиалоги». – 2007. №1 (25)
- Этнические процессы и межнациональные отношения. Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия в московском мегаполисе. – М., Этносфера, 2008
- Хабарова О.Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» // Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. Ч. 1. (Книга 2). – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, Минобрнауки России, 2004. – С.1-77, 123