Буллинг: что это, простыми словами
«Буллинг» – слово не русское, и часто русскому сознанию мало понятное. Происходит оно от английского bullying – «запугивание», «издевательство», «травля».
Обычно понятие «буллинг» пытаются свести к понятию «травля», где есть агрессор и жертва, но травля – лишь небольшая видимая часть айсберга под названием «буллинг».
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что буллинг случается исключительно в «закрытых» группах, т.е. там, где члены группы не могут свободно покинуть ее по своему желанию: школьные классы, воинские коллективы, тюрьмы и т.п.
Буллинг, по большому счету, – это одна из форм социальной борьбы, а травля – это уже непосредственно ее/его проявление.
Цель буллинга – взобраться на вершину социальной пирамиды в группе. Жертва не является самоцелью, жертва – это демонстрация окружающим: «Так я поступлю с теми, кто попробует оспорить мое место «Царя горы». Так будет с каждым, кто не подчинится». Поэтому разбор конфликтных ситуаций, ограничивающихся разбором позиций «жертвы» и «агрессора», не решает проблему – это работа со следствием, а не с причиной.
Если нет нормального, этичного, вписывающего в рамки жизни учебного заведения (подконтрольного формальному лидеру) способа занять лидирующую позицию в коллективе, то после «устранения» одного «Царя горы» на его место через короткое время будет претендовать другой, и будет выбрана новая жертва для демонстрации силы.
Если в классе при бездействии или попустительстве классного руководителя (формального лидера класса) отсутствует система управления, если взрослые люди (педагоги) не определили ценностные ориентиры, то дети – умные, инициативные, претендующие на лидерские позиции – начинают устанавливать свою систему управления со своими правилами. Отсюда возникает удивление у окружающих, что буллингом часто занимаются дети из хороших семей, которые хорошо учатся, которые инициативны.
Далеко не всем взрослым понятно, что буллинг – это форма борьбы за власть. Если бы педагоги заранее установили нравственные ценности в группе, управляли ли бы отношениями учащихся в классе, то это дети скорее всего заняли бы свое место в активе класса и были бы полезны как администрации школы, так и своим одноклассникам. Их лидерские качества были бы востребованы. Но т.к. ситуация взрослыми оставлена на самотек, то они пробиваются к своей лидерской роли с жесткостью «социал-дарвинизма»: «Да победит сильнейший и горе побежденным».
Буллинг в школе – это проявление борьбы за власть в учебной группе при педагогическом попустительстве.
В начальной школе классный руководитель также является преподавателем большинства предметов и видит свой класс каждый день как минимум 3-4 урока. Ему волей-неволей приходится контролировать социальные отношения в классе, поэтому в начальной школе не бывает буллинга. Бывает травля, порожденная дискриминацией взрослого, но это не буллинг и не предмет этой статьи.
Буллинг в школе – это, как правило, явление среднего или старшего звена.
В среднем звене классный руководитель видит свой класс либо на классном часе, либо на своем предмете. Классный руководитель в средней школе чаще всего выступает в качестве «передатчика информации»: изменения в расписании, заказ питания для класса, объявления о школьных мероприятиях, сбор справок и т.д. Даже если он очень опытный человек, ему может физически не хватить времени, чтобы заметить негативные процессы, происходящие в классе.
Более того, даже если классный руководитель проводит с классом достаточно много времени, он сам по себе не может увидеть социальные процессы, происходящие в группе. Социальные структуры – это скрытые структуры, невозможно «просто глазами» увидеть, что происходит внутри них. Нужен инструмент, который позволит проявить эту скрытую реальность и как следствие обнаружить «неэтичное неравенство» в группе, возможно на этапе его зарождения.
Такой инструмент был разработан специально для исследования социальных отношений в группах: детсадовские группы, школьные классы, группы в ВУЗах и других закрытых коллективах. Авторы метода «Социомониторинг» хотели дать инструмент для педагогов, школьных психологов, а так же для детей и их родителей, который бы позволил разрешать, а порой и предупреждать возникающие кризисные ситуации.
Если специалист имеет возможность наблюдать социальные процессы, а администрация школы готова решать вопросы по существу, то возможно искоренить проблему школьного буллинга в самом зародыше. Метод «Социомониторинг» в этом случае будет является качественным диагностическим основанием для решения проблемы.
С чего стоит начать? Надо понять: классный руководить вообще влияет на обстановку в классе или нет. Как это можно сделать? Метод «Социомониторинг» позволяет увидеть, с каким количеством учеников классный руководитель установил взаимные положительные связи. Если таких связей много, то влияние классного руководителя на группу есть, а если мало, то педагог не влияет на обстановку в классе. Посмотрите на пример:
На представленном примере у классного руководителя только 2 взаимно положительные связи с учениками класса. Ученики в целом направлены на конструктивное и положительное взаимодействие с классным руководителем (эллипс выше 0, в позиции 2), а он фактически игнорирует учеников класса (по оси Ox, эллипс в позиции 0). В группе явно выражены процессы дезадаптации (эллипсы ниже оси Ox).
Рассмотрим еще один пример:
В данном примере классный руководитель имеет 14 взаимно положительных значимых связей с учениками класса (более 50%), активно работает с классом, имеет высокий авторитет (его эллипс расположен выше и праве эллипсов всех остальных членов группы). Он формальный и фактический лидер этой группы. В группе практически отсутствуют процессы дезадаптации.
Если группой управляет не формальный лидер, а кто-то из учеников, то неизбежны процессы дискриминации других членов группы (класса). «Социомониторинг» позволяет увидеть, по отношению к кому существует дискриминация и насколько она сильна.
На представленном примере явно выражены явления дезадаптации (6 человек) и дискриминации (17-й номер), члены группы не желают в ней находится, даже те, кто занимает лидерские позиции (12 и 22-й номера, на диаграмме 2 и 3-я позиции). Формальный лидер не управляет группой, реальной властью в группе обладает девочка (27-й номер).
На этих же диаграммах мы можем увидеть, кто занимает лидерские позиции, а кто дискриминируется лидерами. Это практически готовый план работы для школьного психолога и заместителя директора по воспитательной работе.
Используя метод «Социомониторинг», так же можно увидеть взаимно отрицательные связи в группе, которые могут привести к серьезным конфликтам, дракам и т. п., что так же позволит упредить возникновение критических проблемных ситуаций.
На представленном примере показано, как диагностически выглядит травля. У мальчика 3 значимые взаимно отрицательные связи и только одна значимая взаимно положительная связь. В данном случае конфликтная ситуация с большой вероятностью может завершиться серьезной дракой или травматизмом, если оперативно не будут приняты меры.
Не секрет, что в школе обычно педагоги и психологи работают с уже случившимися случаями насилия, когда конфликт достиг критической массы. Все потому, что без надежного диагностического инструмента увидеть процессы буллинга педагоги и психологи не могут. Если в школе внедрен «Социомониторинг» и обученный школьный специалист (педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе) регулярно отслеживает происходящие в школе социальные процессы, если администрация школы готова решать вопросы по существу, возможно искоренить проблему школьных издевательств и травли в самом зародыше.
Комментарий для родителей: поскольку школа в первую очередь – образовательное учреждение, и большее внимание здесь уделяется обучению, успеваемости и результатам ОГЭ, ЕГЭ и олимпиад, то профилактика буллинга (учитывая его скрытый характер) практически не ведется. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах. В конце концов, школа рискует только своей репутацией, родители – психологическим и физическим здоровьем своих детей. Мы готовы к общению с родительской общественностью и с просто неравнодушными родителями и можем рассказать как метод и технология «Социомониторинг» могут помочь обеспечить физическую и психологическую безопасность для ваших детей в школе.