Дети – смысл, ценность и цель социально-экономического развития региона
Проблема управления любыми видами ресурсов, обеспечивающих региональное развитие, в конечном счете, сводится к проблемам управления поведением людей, организованных в трудовые коллективы, представляющих организации с разной формой собственности и уровнем развития.
Вся совокупность организаций конкретной территории – сферы материального производства, сферы услуг, в том числе культурно-досуговых, медицинских, спортивных, правоохранительных и многих других, – функционально связана между собой. Фундаментальные законы этих связей лежат в области межинституциональных взаимодействий и отношений, описанием которых занимается, прежде всего, наука социология [1]. Обзор целого ряда ведущих социологических теорий позволяет сделать вывод о том, что в данной науке хорошо представлено описание каждого из основных социальных институтов, в рамках которых формируются нормы регуляции социально-полезного и конструктивного поведения людей: института семьи, собственности, политических организаций, религии и образования – в отдельности. Наряду с ними, в теории социологии выделяется и ряд других более мелких социальных институтов, в том числе институтов неформальных сообществ, которые формируют свои специфичные нормы регуляции поведения людей, но они в гораздо меньшей степени способны повлиять на центральные общественные процессы.
В каждом из основных социальных институтов существуют устойчивые формы связей и отношений между людьми, строго выверенные ритмы в осуществлении жизненно важных функций, которые формировались в течение столетий. Таковы всем известные нормы поведения людей в рамках регулирования семейно-брачных отношений, отношений в сфере образования, трудовой деятельности, политической активности, религиозных отношений [2].
Однако принципиально сложной и до конца не решенной остается проблема способов организации межинституционального взаимодействия, на которые должны опираться все механизмы государственного и территориально-административного управления. На практике организовать слаженную работу специалистов, обеспечивающих функционирование разных социальных институтов, удается с помощью непосредственных личных встреч и согласований, реализуемых в формах производственных совещаний, комиссий и других, достаточно разрозненных и далеко не всегда систематизированных отношений. Вместе с тем такой объект управления, как территория в целом, с ее народонаселением, географическими условиями, социально-культурными особенностями, сложившейся материально-технической базой, уровнем социально-экономического развития, требует предельно слаженного межведомственного взаимодействия, которое не имеет пока надежно выверенных наукой методов и механизмов. Поэтому руководители территориального административного аппарата опираются в своей работе на интуицию и собственный хозяйственный опыт, а также на личные умения организации коммуникации в сложных социально-психологических условиях, когда приходится координировать действия субъектов с разными, нередко противоположными и даже антагонистическими интересами и мотивами. Эффективность принятия решений в таких условиях не велика. Поэтому телевидение чаще предоставляет сведения о спорах и политических баталиях, чем о реальных решениях насущных проблем людей. Уместен вопрос: какая же из территориальных проблем наиболее актуальна? Все мы являемся очевидцами того, что предметом межведомственных взаимодействий выступают, как правило, острые и вполне конкретные экономические или социальные проблемы. Среди них противодействие распространению наркотиков, профилактика массовых оппозиционных деструкций, борьба со следствиями природных катаклизмов, экономическими кризисами, стихийными общественными волнениями и др. Это, безусловно, важные, но стихийные проблемы, которые являются прямым следствием краткосрочных и недальновидных планов и стратегий.
На наш взгляд, эффективность управленческих решений, требующих организации межведомственного взаимодействия в комплексных вопросах развития любой конкретной территории, обеспечивается тогда, когда взаимосвязь социальных институтов организуется на принципах установления приоритета.Необходим ответ на вопрос, какой именно из социальных институтов является системообразующим в неуклонном развитии общества в целом?
В период 60-90 годов XX века в России, наряду со многими другими, возникло два новых научных направления: отечественная школа коллективно-мыследеятельностной методологии, основателем которой является Г. П. Щедровицкий [3], и социальная педагогика средовых отношений, основателем которой является В. Г. Бочарова [4]. В рамках этих научных школ был сформулирован принцип: социальный институт образования с его колоссальным научным педагогическим потенциалом является опережающей сферой развития экономики. А это означает, что приоритет в вопросах административного управления конкретной территорией должен отдаваться всестороннему развитию трудового потенциала каждого юного жителя территории. Если системообразующим фактором разработки стратегий и выбора приоритетов для органов власти станет задача обеспечения условий для всемерного наращивания каждым ребенком своего уникального капитала знаний, здоровья и духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе будущего плодотворного труда во благо его собственной семьи и детей, парадигма будущего экономического развития станет реальностью в настоящем. Трудовой потенциал, понимаемый как максимально широкий спектр компетентностей человека, позволяющих ему как гражданину конкретной территории в любых социально-экономических условиях сохранять нормальный уровень жизнеобеспечения за счет гибкого поведения на рынке труда и умелой хозяйственно-экономической деятельности, сегодня должен стать абсолютным приоритетом для политиков и органов местного самоуправления. Если все службы поддержки детей как растущего поколения людей будут работать слаженно, то реальные проблемы управления территорией будут сводиться к развитию сферы коммуникационных услуг, так как выращенные в рамках такой политики активные хозяйственные субъекты будут нуждаться в одном: в интенсификации всех видов связи для реализации своих множественных социально-экономических отношений.
Для такой стратегической цели требуется создание особого информационного пространства, позволяющего наблюдать в режиме мониторинга процесс реального становления и развития человеческих ресурсов территории. Решить задачу создания такого информационного пространства можно следующим образом. В системе образования Ярославской области при поддержке большой группы ученых и практиков с 2002 года ведется экспериментальное внедрение программно-методического комплекса «Социомониторинг» [5, с.1-77]. Помимо решения частных и узко специальных задач, связанных с повышением качества учебно-образовательного и воспитательного процесса, использование данного комплекса позволяет принципиально обеспечить процесс наблюдения за формированием социальной структуры общества, складывающейся в детско-подростковой, юношеской и молодежной среде конкретной территории. Это не просто дети, которые так или иначе учатся в школах, плохо или хорошо сдают ЕГЭ, пропускают уроки или участвуют в школьных олимпиадах. Дети – это будущий трудовой ресурс территории, а значит, ее экономический базис. С помощью метода «Социомониторинг» удается наблюдать состояние социальных процессов в организованных группах детей и в открытом социальном пространстве, определять степень социальной напряженности, качество и динамику процесса социальной адаптации каждого конкретного ребенка в пространстве его социальных отношений. Систематическое проведение социомониторинга с помощью стандартизированных процедур позволяет принципиально решить трудный научный вопрос комплексирования разноформатных данных, которые в большом количестве накапливаются на рабочих местах специалистов во всех ведомствах конкретной территории.За счет разработанного нами способа связывания и отображения в единой информационной модели разноформатных данных, накапливаемых в отношении каждого ребенка на конкретной территории, можно очень точно определять круг задач, которые необходимо решать органам власти безотлагательно именно в данный период времени, обеспечивая благосостояние и развитие жизненных сил детей.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос о создании он-лайн сервиса «Социомониторинг» (разработан в 2014 году, прим. администратора канала), который позволит принципиально решить проблему экономии временных и материальных ресурсов для конструктивного взаимодействия детей, родителей, педагогов и обслуживающих их специалистов, оказывающих им оперативную консультативную помощь и при этом находящихся в условиях территориальной удаленности друг от друга.
Если органы власти конкретной территории действительно отдадут приоритет социальному институту образования, то это будет означать, что порядок рассмотрения любых вопросов будет определяться сферой нужд каждого конкретного ребенка.
Но для обретения такого официального статуса социальный институт образования должен обладать безупречной системой данных, созданных на основе мониторинговых технологий социальных отношений детей в среде сверстников и окружающих их взрослых людей, чтобы систематично обеспечивать органы власти точной, объективной, комплексной и самой актуальной информацией для оперативного принятия качественных и конкретных жизненно важных для детей решений.
Это в значительной степени будет способствовать формированию самого неподдельного и живого интереса людей к вопросам реального управления всеми ресурсами территории и повысит степень их доверия к руководителям, реализующим свои властные полномочия во имя и во благо детей.
Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.
Литература
- Сорокин П. А. Система социологии: В 2-х тт. – М.: Наука, 1993г. – 1167 с.
- Комаров М. С. Введение в социологию. – М., «Наука», 1994. – 375 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. – М., «Касталь» 1992 г. – 415 с.
- Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. –208 с.
- Хабарова О. Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» //Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. Методическое пособие. Ч I(книга 2). Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, Минобрнауки Росси, 2004. - 123 с.