Диагностика предсуицидальных состояний с помощью ПМК «Социомониторинг»
Николай Алексеевич Бердяев
Эпиграф к статье в сжатом виде говорит о предназначении государства. Основная масса образовательных учреждений это государственные бюджетные или муниципальные бюджетные образовательные учреждения, соответственно к ним в полной мере применимо, выше приведенное высказывание о предназначении как самого учреждения, так и отдельных должностных позиций и специалистов.
Памятование предназначения должно быть тем маяком, который направляет конкретного живого человека, трудящегося в системе образования.
Как врач должен придерживаться принципа: «не навреди», так и каждый специалист в системе образования должен помнить о своем предназначении: «чтобы не было ада на земле». Именно с этой позиции автор предлагает рассмотреть проблему суицидов среди несовершеннолетних.
Проблема суицидов в России по сей день остается очень острой. Если использовать классификацию Всемирной организации здравоохранения [1], то только в 2014 году наша страна перешла из категории стран с высоким уровнем самоубийств (свыше 20 человек на 100 тысяч населения) в категорию стран со средним уровнем (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) и вышла на уровень 18,57 самоубийств на 100 тыс [2]. Это значение все еще находится вблизи верхней границы диапазона.
На графике мы можем увидеть, что происходит снижение количества самоубийств как в абсолютных, так и в относительных значениях, однако ситуация с подростковыми самоубийствами выглядит значительно хуже. Согласно сообщению пресс-службы следственного комитета России, распространенному агентством «Интерфакс», «в 2010 году на территории России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 - 896, в первом полугодии 2012 - 532» [3].
Различные религии по разному относятся к самоубийству. Христианство однозначно считает суицид злом и не приемлет его ни в каких формах (если не считать бессознательного лишения себя жизни «вне ума», т. е. в припадке душевной болезни), умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Александрийского Прав. 14) [4].
Иудаизм и ислам также отвергают самоубийство. Хотя в некоторых течениях и при некоторых обстоятельствах самоубийство допускается, однако в рамках данной статьи мы не будем выполнять сравнительный анализ данных религий по поводу самоубийства.
К религиям и философско-религиозным системам, не считающим самоубийство злом, относятся буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство. В них есть течения и секты где самоубийство отвергается, но допускается в достаточно большом количестве случаев, как, например, выход из затруднительного положения. Причиной такому отношению к самоубийству является специфические взгляды на человека, свойственные данным религиозным системам, радикально расходящиеся с христианским взглядом на человека как на образ Божий имеющий личностное бытие. Сравнение антропологических взглядов различных религий, также выходит за рамки данной статьи.
Светский взгляд также не рассматривает суицид как абсолютное зло, более того, в настоящее время в светских обществах предпринимаются попытки легализации эвтаназии – намеренного умерщвления безнадежных больных, в том числе, и по их желанию. В свете этих попыток можно сказать, что для светского общества присуща двойственная позиция по поводу самоубийства: пока человек активен и может выступать в качестве потребителя и человеческого ресурса для получения прибыли, его самоубийство нежелательно; в случае, если общество вынуждено тратить на него ресурсы, не получая компенсации, то суицид возможен и даже желателен.
Во время эксплуатации ПМК «Социомониторинг» в различных образовательных учреждениях были получены уникальные данные. В настоящее время имеются образцы 5 случаев предсуицидальных состояний школьников, которые принимали участие в измерениях по методу «Социомониторинг». Некоторые люди принимали участие в нескольких замерах.
На диаграммах персонального социального пространства стабильно наблюдается картина «свертывания» связей в нулевую зону, пример на рисунке 1. Мы выдвигаем гипотезу, что подобная картина должна наблюдаться в случае предсуицидального состояния человека, если бы была возможность каждый раз провести измерение.
Когда у исследователей появилась возможность изучить появившиеся образцы, то высказывалась мысль о том, что человек как-бы «прощается» с этим миром, т. е. он уже решил расстаться с жизнью, но перед этим «отрезает» связи чтобы ничего и никто не задержал в этом мире.
Однако в исследованных образцах мы наблюдаем задержку во времени между измерением, когда было выявлено такое «свертывание» системы отношений, и непосредственным актом самоубийства. По уже имеющимся данным этот временной интервал составляет от 3-х недель, до 2-х месяцев. Повторюсь, что это временной интервал между замером, где наблюдалась подобная картина, и актом суицида. Само же «свертывание» могло произойти и раньше. На основании одного случая, которые довелось наблюдать, мы выдвигаем предположение, что такая картина может наблюдаться, значительно раньше, до 1 года.
Для объяснения подобного временного разрыва автор выдвигает мысль о том, что не желание совершить суицид ведет к свертыванию связей, а свертывание связей и пребывание в таком состоянии в течении достаточно длительного времени может привести к суициду.
Основа для этого утверждения находится в христианском богословии. Так как автор последовательно выступает с христианских, православных позиций, то было бы логично найти опору в христианской антропологии и вероучении. Для этого был сформулирован вопрос: «Говорят ли Церковное Предание и святые отцы о неком состояние человека при котором активность его имеющихся социальных связей сведена или стремится быть сведена к нулю?»
Такое состояние есть и оно называется ад. Это хорошо видно из того, как описывают пребывание во аде святые отцы.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Будущие блага превышают всякий ум, не только слово; а противоположное им, хотя выражается словами, обычными для нас, - ибо там, по словам Писания, огонь, мрак, узы, червь нескончаемый, - означают не только то, что выражают, но нечто другое, гораздо ужаснейшее. Дабы ты убедился в этом, обрати теперь же внимание во-первых на следующее. Если там огонь, то скажи мне, каким образом там же и мрак? Видишь ли, что он гораздо ужаснее здешнего? Он не угасает, потому и называется неугасаемым. Представим же, какое мучение быть сожигаемым непрестанно, находиться во мраке, постоянно испускать вопли, скрежетать зубами и не быть услышанным? Каково быть сожигаемым вместе с убийцами всей вселенной, ничего не видеть и не быть видимым, но среди такого множества людей считать себя одиноким? Ибо мрак и отсутствие света не дозволят нам распознавать даже ближних, но каждый будет в таком состоянии, как будто бы он страдал один» [5]
Свт. Григорий Палама осмысляет ад как вечное прекращение личного общения с Богом: «при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать надлежащую муку» [6].
Авва Дорофей указывает как уже здесь, в этой жизни каждый может испытать в неком «облегченном» варианте адские муки: «…Душа, находясь в теле сем, хотя и ведет борьбу от страстей, но имеет и некоторое утешение оттого, что человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, она остается одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежом и терзается ими, так что она даже не может вспомнить Бога; ибо самое памятование о Боге утешает душу, как и в псалме сказано: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76,4), но и сего не позволяют ей страсти.
Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится и отнюдь не вспоминает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать страсти. Однако он еще здесь находится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная?»
Из святоотеческого предания мы узнаем, что ад – это не некоторое место, а именно состояние человека. Прп. Исаак Сирин в беседе «Против говорящих: Если Бог благ, то зачем Он сотворил эти вещи?» говорит: «Грех, геенна и смерть вовсе не существуют у Бога, ибо они являются действиями, а не сущностями» [7].
Христианство говорит о том, что власть смерти и ада над человеком напрямую связана с таким понятием, как грех. Термин «грех» – перевод греческого слова ἁμαρτία, которое буквально означает промах или непопадание в цель.
В Китае говорят, что путь в 1000 ли начинается с одного шага, так и погружение человека в адскую муку происходит не одномоментно, а постепенно. Человек постепенно отклоняется от своей предельной Цели, от Бога, и болезнь греха неуклонно поражает его разум и душу. В «Слове о целомудрии» прп. Иоанн Лествичник перечисляет «классические» этапы поражения души грехом на примере блудного помысла [8]:
- прилог греховного помысла (помысел появляется в поле внимания человека как соблазнительное слово или визуальный образ);
- сочетание (человек останавливает внимание на помысле);
- сосложение (человек соглашается с помыслом и получает от него удовольствие);
- борьба (человек борется с греховным помыслом «на равных»);
- пленение (помысел побеждает, человек не в силах сопротивляться греху);
- страсть (помысел укореняется в душе, становится ее «второй натурой»). [9]
В «Слове о порядке тонкой рассудительности» прп. Исаак Сирин говорит следующие слова о страсти: «Не все страсти ведут брань приражением помыслов. Ибо есть страсти, которые душе показывают только скорби [10]. Нерадение, уныние, печаль не нападают приражением помыслов и услаждением, но только налагают на душу тяжесть. Крепость же души изведывается в победе над страстями, ведущими брань приражением помыслов. И человеку надлежит иметь тонкое разумение обо всем этом, чтобы, при каждом сделанном шаге, сознавать... в какой стране начала шествовать душа». [11]
Обратим внимание на то, что страсти «показывают только скорби», «налагают на душу тяжесть». Если в начале поражения человека грех кажется для человека чем-то притягательным, то в состоянии страсти, зависимости от него, он являет свою противоестественность и мерзость в полной мере, уже не несет удовольствия, а скорбь, отвращение, чувство душевного опустошения.
При рассмотрении феномена «обнуление» активности социальных связей → суицид» нам принципиально не важно, какой грех достиг стадии страсти. Важна фиксация того, что в состоянии страсти грех приносит человеку значительные душевные страдания.
Святые отцы называют грех гордыни матерью всех остальных грехов. Антоний Великий говорит: «Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, - тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е. гордостию и любовию к суетной славе. В начале то, что свергло с неба, было движение гордости [12].» [13] В состоянии гордыни человек только свои собственные мысли, дела и поступки считает единственно верными, дела, слова, мысли других людей он будет считать неверными. В пределе в состоянии гордыни человека не будет устраивать ни одна из имеющихся социальных связей, «состояние ноль». Уклонение от Бога в пределе приводит к своему первоначалу — гордыне – это вторая фиксация.
Образ адского пламени очень хорошо подходит для описания состояния человека, мучимого страстями. Попытка вступить с таким человеком в социальный контакт похожа на то, как если бы мы по дружески похлопали человека по плечу, а у него в этом месте обожженный участок кожи. Наши благие намерения неизбежно принесут нестерпимую боль. Это не просто отказ от социальных связей, а именно нестерпимая боль от практически любой попытки вступить в социальный контакт.
Одним из образов греха является – болезнь. Но болезнь, как правило, не приходит сама по себе, есть некто, кто передает заболевание. Необходимо хотя бы в качестве гипотезы указать источник подобного смертоносного заболевания для молодых людей.
5-я заповедь закона Моисеева гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». В кровно-родовых связях человека скрывается его долголетие, душевное и физическое и благое пребывание в этой временнОй жизни.
Повреждение этих связей идет от блуда одного или обоих родителей, развода, попытки навязать ребенку чужого человека в качестве отца или матери и вычеркнуть образ одного из родных родителей из его памяти. Все это как смертельный яд поражает душу ребенка и «отравляет» все остальные социальные связи.
Человек верующий в Бога, доверяющий Ему, может легче перенести подобные страдания. Он осознает что он не один, что помощь Божия всегда рядом и подается ему. Верующий человек знает что каждый христианин несет Крест Христов, но вместе со Крестом подаются и силы для его несения.
Даже в минуты отчаяния, верующий во Христа, осознает, что за гробом ничего не заканчивается, а страсти, мучающие человека здесь и сейчас, после смерти встанут во весь рост. Подобное поражение грехом может оказаться для него поворотной точкой для изменения своего образа мыслей и всей последующей жизни. Для человека, слабого в вере или совсем неверующего, прекращение телесного бытия может показаться удобным способом для прекращения страданий.
Школьные специалисты могут задать вопрос: «Если первопричина находится в повреждении кровно-родовых связей, то мы тогда тут при чем? Это не задача школы». По этому поводу хочется обратиться к словам о предназначении государства и соответственно работников образования, как государственных тружеников – помешать превращению земной жизни в ад.
Мы, христиане, веруем, что если к нам пришел человек больной, пораженный, то Сам Бог посылает его к нам. Что мы сделаем ему, то мы сделаем Христу, и за все что сделали или не сделали дадим ответ перед Господом, когда придет время.
Если мы можем наблюдать и диагностировать предсуицидальные состояния, то наша прямая обязанность «положить живот свой, за други своя» и сделать все, что в наших силах для помощи человеку.
С одной стороны, борьба со страстями возможна только с помощью Божией, через покаяние. Славянское слово «покаяние» переведено с греческого слова «метанойя» μετάνοια, что значит: перемена, изменение ума, перемена образа мыслей, изменение воззрений, жизни, прекращение делать ошибки, грех. Перемена ума и молитвенное призывание помощи Божией может может исцелить от страстей. Вопросы духовной борьбы так же выходят за пределы данной статьи.
С другой стороны специалисты системы образования могут и должны явить страдающему подростку те связи, которые уже есть у него, явить ему тех людей, которые тянутся к нему и в которых явится любовь Божия к человеку. Как показывает один из случаев, человек может долго и порой не безуспешно бороться за свою жизнь с помощью других людей (до конца это не осознавая).
По этим направлениям возможно построение взаимодействия между Церковью, семьей и школой.
Как специалисты эксплуатирующие ПМК «Социомониторинг Сервис», руководители различных уровней, авторы и разработчики метода мы можем:
- Модифицировать ПМК «Социомониторинг» для автоматического обнаружения персон с потенциально предсуицидальным состоянием.
- Нарабатывать практику профессиональной помощи для людей пребывающих в подобных состояниях и организовать обмен подобным опытом.
- Использовать опыт святых отцов по борьбе с грехом (не с грешником).
- Нарабатывать способы и формы взаимодействия между специалистами и Церковью по выводу людей из предсуицидальных состояний.
Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.
Сноски
1. Сайт ВОЗ «Fathers For Life» / URL: http://fathersforlife.org/health/who_suicide_rates.htm
2. Данные о количестве населения и количестве самоубийств взяты с сайта федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
3. Интерфакс, новости 23 октября 2012 г., 10:38, http://www.interfax.ru/russia/272196
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII. Проблемы биоэтики, п. ХII.8.
5. Свт. Иоанн Златоутст, Беседы на послание к евреям. Беседа первая на на Евр.1:1-2.
6. Доброголюбие. 2-е изд. Т. 5. стр. 274. М., 1890; 3-е изд. М., 1900.
7. Митр. Илларион (Алфеев) Духовный мир преподобного Исаака Сирина, гл. VII
8. Лествица, возводящая на небо, преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. Слово 15: 73. М., 1997. С. 247-248.
9. Выделение этапов с комментариями взято из статьи диакона Павла Сержантова «Рассудительнейший авва Исаак Сирин», сайт pravoslavie.ru url: http://www.pravoslavie.ru/59235.html
10. Выделение в цитате автора
11. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия. Слово 45. М., 1993. С. 191.
12. Выделение автора
13. Добротолюбие. Наставления