Формирование чувства гражданственности как предпосылки патриотизма

Формирование чувства гражданственности как предпосылки патриотизма

Современная школа, погруженная в информационный круговорот цифровизации и получившая «прививку» в виде дистанционно-сетевой формы взаимодействия с учащимися, пытается сохранить за собой воспитательный ресурс и право приоритетного влияния в обществе на личность и сознание подрастающих поколений детей, подростков, юношества.

Такое важное качество личности, как патриотизм,ставшее в текущий исторический период пробным камнем для мира взрослых людей, требует от педагогов глубокого переосмысления форм и методов работы с молодежью по его формированию.

Патриотизм по-разному проявляется в общественно-полезной деятельности у мужчин и женщин.Исторические факты дают нам твердые основания для истинности таких выводов. В связи с этим, формирование патриотической личности должно педагогически обеспечиваться с учетом норм и принципов полового воспитания, имеющего глубокие корни в истории отечественной педагогики.

Россия, находясь в военном, политическом и экономическом противостоянии ряду западных стран, сегодня должна сохранить в чистоте и целостности свой самый главный стратегический ресурс – души подрастающих поколений. И эта приоритетная задача возлагается в большей степени на систему российского образования. В условиях, когда современную Европу захватил новый тренд – бесполое образование, вопрос о формирования патриотизма можно поставить более остро в такой проблематике: возможно ли воспитать ребенка патриотом, действуя в парадигме бесполой педагогики?

Мы считаем, что бесполая педагогика лукавообходит вниманием личность живого человека и пытается обратить взоры детей к абстрактным безликим понятиям, которые пока еще (!) воспринимаются нашими детьми «не настоящими». Западные теоретики уже не спорят о необходимости занятия ими принципиальной позиции относительно явления полового плюрализма, захватившего умы довольно большой части человечества. А практики российского образования без рассуждений работают с очевидностью полового диморфизма, где глаза мальчишек и девчонок пристально вглядываются в души воспитателей и наставников. И этот факт позволяет нам твердо стоять на принципах природосообразной педагогики, основателями которых являются И.Г. Песталоцци, Я.А.Коменский, А.В.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и ответственно применять их в деле патриотического воспитания молодежи.

В современной школьной системе образы идеалов мужеского и женского поведения широко представлены в учебных курсах по истории и литературе. В других предметных областях учащиеся знакомятся с результатами научных достижений ученых, как мужчин, так и женщин, внесших большой вклад в развитие науки, культуры и производства. На уроках труда с пятого класса обучение мальчиков и девочек проходит раздельно: мальчики изучают столярное дело, резку по металлу, работу на станках, изготовляя игрушки, ложки, домашнюю утварь, используя верстаки для столярных работ и разнообразные станки. Девочки изучают приемы и технологию приготовления пищи, кройку и шитье одежды, вязание, декоративно-прикладное искусство и мн др. В спортивных видах школьной деятельности у детей формируются навыки управления своим телом, при этом соревнования учащихся в определенных видах спорта проводятся у мальчиков и девочек отдельно. Знаниевая и информационная компонента патриотического воспитания, привносимая в головы детей из готовых образцов жизни взрослых людей, всегда была неотъемлемой частью передачи исторических традиций и опыта от одного поколения к другому. Каким же образом сейчас правильно формировать качество патриотизма в сознании растущего человека в условиях массового образования и воспитания?

Обратимся к смыслу слова патриоти́зм: (от греч. Аτριώτης) – «соотечественник», πατρίς– «отечество» – политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё [1]. В этом определении важными для нас оказывается ряд понятий: отечество, соотечественник, родина, социальное чувство, преданность, жертва ради любви к родине.

В целях формирования у ребенка именно такого качества личности необходимо профессионально сделать все, чтобы у современного школьника эти образы непротиворечиво соотнеслись и укоренились в сознании. А где же в границах учебной группы школы находится Родина? Как она должна возникнуть уже там, в статусе маленькой ее части, чтобы началась эпопея формирования патриота именно в стенах учебного класса массовой школы?

То, что учебный класс – это часть Родины ученика, очевидно для взрослых, а не для детей. Педагоги и классные руководители выстраивают мероприятия по патриотическому воспитанию так, будто у школьников уже есть осознанное чувство Родины, и что Она находится на полях военно-спортивных соревнований, в мероприятиях оказания помощи ветеранам войны, в волонтерских группах и отрядах по поиску останков неизвестного солдата и во многих других внешкольных мероприятиях. Представления о месте присутствия Родины где-то, - в душе, в образах, в мыслях, в словах, в пограничной линии на карте, в перечне столичных городов и т.д., - не вызывает ни у кого из педагогов сомнения, что этого достаточно, чтобы проводить массовые мероприятия, с целью формирования патриотических чувств.

Мы же задались таким вопросом: а когда ребенок находится в учебном классе и ссорится со сверстниками, пропускает уроки, грубит учителям, не бережет свои учебники и тетради, то все это имеет отношение к его чувству патриотизма или нет? Социальный протест маленького человека в школе, проявляемый им в том месте, где он растет и живет, по сути - это неприязнь той малой части его земли, которую он сегодня не хочет защитить и принять. Насколько же реально распространено сегодня явление непринятия школьниками своей ближайшей социальной общности и своего бытия в том месте, где они сегодня растут? Как протянуть через сознание ребёнка связующую нить от его маленькой детской школьной общности к границам великого государства уже сейчас, чтобы патриотизм формировался в нем в самом начале, в форме уважения к окружающим его людям и ответственном отношении к его школьному делу?

В поиске ответа на этот вопрос мы пришли к следующему заключению: чувство сознательной причастности ребенка к предельно большой общности людей, обнимаемой понятием соотечественники (см. выше толкование понятия патриотизм), формируется так же, как и любой другой навык: с предельно малого уровня чувствования.То есть, в парадигме школьной системы воспитания чувство патриотизма и любви к соотечественникам должно формироваться на уровне той малой социальной общности, к которой ребенок фактически принадлежит уже сегодня. Иначе говоря, социализация в среде сверстников – это база формирования патриотизма.

Каждый человек, когда-либо учившийся в школе, знает, что для мальчиков и девочек чрезвычайно важно быть принятым первично не в общую систему отношений учебного класса, а прежде всего в ту его половину, где находятся дети одинакового с ним пола. Поэтому любые процессы внешних педагогических влияний на весь учебный коллектив и на каждого его члена незримо преломляются через линзу отношений двух неформально складывающихся общностей: мужеской и женской.

В нашем инновационном проекте мы на протяжении нескольких лет пытались реализовать принципы полового воспитания, как ведущего фактора, обуславливающего формирование личности гражданина-патриота, в рамках создания системы школьного самоуправления с учетом приоритета влияния мужеских и женских сообществ на процессы социализации детей.

Ребенок, принятый однополыми сверстниками и реализующий себя как полноценная волевая личность в неформальной социальной структуре учебной группы массовой российской школы, имеет в лице этой группы социальную базу, как реальный полигон для развития в себе социального чувства гражданина, на основе которого может постепенно формироваться уже более сложное чувство патриотизма.

Готовность к жертвам ради любви к Родине невозможна без любви к людям, живших и живущих на ней (см. выше понятие патриотизма). Именно поэтому, по нашему мнению, принадлежность ребенка к группе однополых сверстников и встречное принятие его этой группой является предпосылкой для возникновения чувства гордости не за самого себя, а за ближайшую и значимую для него социальную общность.

Из многочисленных наблюдений и большого числа научных фактов известно, что феномен социальной дезадаптации в школе возникает тогда, когда ребёнок не находит места среди подобных ему по полу сверстников в учебной группе. Причин для возникновения такого явления бесконечное множество и их исследованием занимается большое количество ученых. Для практической профессиональной педагогики важна этическая и морально-нравственная готовность группы детей к встрече с любым явлением (бедой, болезнью, нищетой), которое выступает фактором формирования правильной ответной реакции детского коллектива на ценность каждого его члена. И именно вот эту этическую, высоконравственную и гуманную реакцию детского коллектива на своих сверстников внутри группы, необходимо педагогически грамотно формировать. Только тогда у каждого члена такой группы может возникнуть ответное чувство братской любви и гордости (патриотизма) за факт принадлежности к этому коллективу.

Мы озадачились необходимостью использовать в своей практической педагогической деятельности принципы полового воспитания в системе школьного самоуправления, т.к. считаем, что развитие самоорганизации в детских коллективах является важной составляющей системы патриотического воспитания. Идея заключается в том, что детские коллективы, сформированные на высоком уровне мотивации учащихся к развитию внутригруппового общения и на доверии ко взрослым, более осознанно и критично воспринимают любое новшество, более вовлечено и более ответственно берут на себя реализацию дел, предлагаемых взрослыми наставниками. Организованный на основе скрытых, природосообразных, экзистенциальных мотивов детский коллектив является чрезвычайно эффективным средством социализации каждого из его членов и средством мощного развития душевных сил детей. Истину этого положения доказала в свое время педагогика А.С.Макаренко.

В нашем проекте идея заключается в том, что система ученического самоуправления в школе должна выстраивалась снизу вверх на основе принципа разделения всех учащихся на два больших сообщества по половому признаку. Для этого в каждом классе вводится не по одному, а по два старосты, имеющих ранги: первый ранг имеет – староста мужского сообщества, а второй – староста женского сообщества. Обоих старост выбирают отдельно каждое из разнополых сообществ внутри себя. Старосты всех учебных классов школы организуются в два раздельных и самостоятельных совета – мужской и женский, возглавляемых соответственно педагогами мужского и женского пола. Деятельность мужского и женского советов школы направлена на организацию жизни каждого ученического коллектива по всем направлениям воспитательной работы школы.

Первым принципом в работе каждого учебного коллектива является правило недопустимости обсуждения поступков учащихся, с признаками отклоняющегося от нормы поведения, в присутствии лиц противоположного пола. Оказание педагогической помощи учащимся в проблемах по их социализации реализуется строго в рамках однополого сообщества.

Следующим важным принципом организации детских школьных коллективов является правило размещения детей на их рабочие места в соответствии с полом: мальчики сидят за партами с мальчиками, а девочки – с девочками, начиная с первого класса. Кроме этого преподаватели предлагают учащимся периодически менять партнеров по парте с целью развития внутригрупповой коммуникации, перенятия ими друг у друга опыта и разных навыков организации рабочего места и прилежания, а также наблюдения за разнообразием индивидуального опыта и способами освоения учебной деятельности.

В методике организации работы на уроке преподавателям рекомендуется начинать опросы всегда с мальчиков, подключая к процессу ответов максимальное их большинство, а после этого переходить к опросу девочек, отмечая точность в их ответах и дополнения к ответам мальчиков.

При построении учащихся класса для организованного выхода за границы учебной комнаты первыми в строю идут парами все мальчики класса, а за ними парами идут девочки. Последней замыкающей парой являются самые рослые и сильные мальчики, которые обеспечивают безопасность передвижения девочек и всего строя.

Классные руководители самым тесным образом взаимодействуют только со старостами своего класса: они обсуждают с ними задачи, поставленные классу со стороны школы, и обозначают приоритетные направления работы. После этого оба старосты проводят совещания внутри своих однополых сообществ, где определяют планы по реализации общешкольных задач, а также планы по организации жизни своего класса. Внутри каждого сообщества определяется круг задач по оказанию помощи сверстникам, нуждающимся в поддержке в каких-то вопросах школьной жизни и учебной деятельности.

Родительский комитет класса также разделен на мужской и женский советы. Старосты класса выступают каждый перед свои мужским или женским советами родителей на родительских собраниях с докладами о проблемах в руководимых ими сообществах. В совместных родительских собраниях выступают руководители мужского и женского родительского советов с обсуждением отношений и норм поведения детей в школе. Далее родители совместно с классным руководителем определяют горизонты развития классного коллектива в части расширения кругозора детей, освоения ими навыков социальной жизни в условиях поликонфессионального и межнационального состава учащихся класса, вопросов профессиональной ориентации, культурно-спортивной деятельности и праздников. Предложения взрослых обсуждаются на общеклассном собрании детей, родительского комитета и классного руководителя. После принятия коллективных решений старосты организуют работу по реализации планов внутри своих однополых сообществ.

Положительный опыт организации жизни ученического сообщества на принципах гендерной природосообразной педагогики был получен нами на уровне начального образования в рамках реализации муниципального инновационного проекта в 2019-2020 учебном году на базе МОУ СОШ №56 г. Ярославля. В перспективе планируется полномасштабное экспериментальное внедрение системы ученического самоуправления, построенного на основе деятельности мужского и женского советов школы, на уровнях начальной, средней и старшей школы. Такое решение принято под влиянием положительных отзывов детей и родителей, предложивших продолжить использование принципов гендерной педагогики в организации учебной и вне учебной работы детей.

Факты педагогических наблюдений и объективные данные систематического мониторинга о состояния социальных отношений в группах свидетельствовали о значительном повышении мотивации учащихся на пребывание в учебном процессе, интенсивном развитии горизонтальных связей внутри детского коллектива, значительном повышении конструктивной социальной активности и росте доверия со стороны детей к их взрослым наставникам – родителям, педагогам и к школьной администрации.

Мы уверены, что в условиях массовой школы чувство патриотизма зарождается у школьников первоначально с формирования элементарного чувства их гражданской ответственности перед сверстниками. При этом ценностное и уважительное отношение со стороны однополого сообщества сверстников, мужеского или женского, к каждому своему члену, выступает главным фактором позитивной социализации и принятия ребенком учебного сообщества.

Распространение явлений буллинга в современной школе, свидетельствует о том, что классные руководители, как воспитатели и наставники, не оказывают позитивного влияния на межличностные отношения учащихся.

В условиях искусственно создаваемых ученических групп ответственность за развитие истинно гражданского чувства у детей, как основы формирования в дальнейшем истинного чувства патриотизма, полностью лежит на плечах и совести профессионального педагогического сообщества. Мы надеемся, что наш скромный опыт организации ученического самоуправления на принципах природосообразной гендерной педагогики, реализованный на уровне начального образования, получит дальнейшее развитие и укрепится в форме единой внутришкольной системы, где конструктивно будут взаимодействовать, каждое внутри себя и между собой, два разнополых сообщества взрослых и детей, надежно обеспечивая безусловное принятие личности каждого ребенка, его успешную социализацию, с целью формирования у него сознания гражданина и патриота.