Использование ПМК «Социомониторинг Сервис» в системе внутришкольного мониторинга

Над созданием системы внутришкольного мониторинга педагогический коллектив средней общеобразовательной школы № 2 работает уже более восьми лет. За этот период можно выделить несколько этапов.

В 1996/97 уч. году началась работа по внедрению социально-педагогического мониторинга в рамках городской экспериментальной площадки «Социально-педагогический мониторинг образовательной среды». Основным инструментом служил метод «Социометрия: мониторинг», являющийся составной частью автоматизированной системы информационного обеспечения управления школой (АСИОУ «Школа»). Деятельность администрации школы в этом направлении строилась совместно со специалистами Городского центра развития образования. На данном этапе она была направлена на подготовку специалистов, создание информационных баз данных, освоение программного обеспечения, на формирование организационных норм проведения мониторинговых исследований и использования социомониторинговой информации.

С 2002 года был осуществлён переход на новый программно-методический комплекс «Социомониторинг», разработанный специалистами лаборатории мониторинга под руководством О.Е. Хабаровой.

В ходе работы с данным методом мы выделили для себя несколько значимых моментов:

  • данный инструмент предполагает стандартизированное, многократное, систематическое использование, т. е. предназначен для решения мониторинговых задач;
  • позволяет оперативно осуществлять наблюдение за пространством отношений, которые формируются у каждого ребёнка в нашей образовательной среде;
  • позволяет отслеживать динамику социальных процессов, выявлять и предупреждать ситуации школьной дезадаптации;
  • имеет соответствующее научно– методическое и техническое обеспечение;
  • обеспечивает широкие возможности использования социомониторинговой информации для разных уровней потребителей и т. д.

Уровни потребления социометрической информации

Метод «Социомониторинг» предназначен для информационного обеспечения процессов принятия решений. Свободный доступ к информации ограничен.

Директор школы и администрация школы.

Обращаются к результатам социомониторинга при анализе состояния учебно-воспитательного процесса (раздел «Анализ деятельности по внедрению социально-педагогического мониторинга» имеется в ежегодном анализе работы школы), при организации методической работы с педагогическим коллективом, при решении спорных ситуаций, осуществлении подбора педагогических кадров (главным образом классных руководителей). Так, за последние 5 лет на основании результатов социомониторинга осуществлена смена трех классных руководителей. При этом нужно отметить, что в школе есть классные руководители, имеющие по два класса. Такой вариант был выбран при сопоставлении их возможностей и психологических особенностей с социометрическим портретом класса.

Заместитель директора по воспитательной работе.

После проведения глобальных срезов (два раза в год) ему предоставляется отчёт по результатам социометрического замера среди учащихся 4-10 классов, включающий в себя общую справку, сведения о состоянии социальных процессов в классах, информацию о детях с феноменом школьной дезадаптации(используется схема, предложенная разработчиками ПМК), осуществляется также обзорный просмотр результатов. По результатам локальных замеров проводятся устные консультации.

Заместитель директора по воспитательной работе использует социометрическую информацию при планировании и анализе воспитательной работы школы, при организации семинарских занятий для классных руководителей, подборе классных руководителей, для осуществления контроля за их деятельностью, организации индивидуальных консультаций с классными руководителями, учащимися, родителями.

Классные руководители.

За последние два года организация работы с классными руководителями по результатам социомониторинга стала более мобильной и интенсивной. Это связано с изменениями в организации рабочего места психолога (появился отдельный компьютер для работы с ПМК«Социомониторинг Сервис»). Способы и объём предъявления информации классным руководителям различны, в зависимости от их психологических особенностей, опыта работы и т.д.:

  • подробный разбор результатов с компьютерной демонстрацией материалов, с дальнейшим проектированием возможных вариантов работы с классом;
  • подробный разбор результатов без компьютерной демонстрации материалов, принятие рекомендаций по работе с классом;
  • оформление письменной справки по результатам исследований, в том числе и с использованием ПМК «Социомониторинг» (эта форма применяется при изучении особенностей адаптации к обучению в среднем звене в 5 классе).

При этом участие представителей администрации и специалистов в консультировании классных руководителей также различно и зависит от ситуации:

  • зам. директора по воспитательной работе – психолог – классный руководитель;
  • зам. директора по воспитательной работе – классный руководитель;
  • психолог - классный руководитель.

В этом учебном году накоплен опыт ведения журнала консультаций классных руководителей по результатам социомониторинга, в котором фиксируются основные параметры, даются характеристики класса, рекомендации по работе с учащимися и ставится подпись классного руководителя. Ведение данного документа будет продолжено и далее.

Классные руководители используют социомониторинговую информацию при планировании учебно-воспитательной работы с классом, выборе форм и методов работы с классом с учётом социальной структуры и психологических особенностей группы, при организации индивидуальной работы с учащимися, для консультаций родителей по узкоцелевым проблемам. Результаты СМ используются также для отслеживания эффективности педагогических воздействий педагога. Так, в анализе работы педагогического коллектива появилась графа «Показатель кольной дезадаптации», где можно отследить динамику этих процессов за несколько лет. Это своеобразная обратная связь тех корректировок, которые проводит классный руководитель.

В качестве примера можно привести результаты работы педагога (учитель информатики, возраст 23 года), которая была назначена на классное руководство в 8 класс (август 2003 г.).

Краткая характеристика взятого ею класса:

Класс устойчиво вышел из-под нормирующего влияния бывшего классного руководителя. Социальные процессы развивались по инерции (по типу улицы или двора). Со стороны классного руководителя наблюдались формализм в общении, отсутствие личностного контакта с учащимися. Прогнозировались тенденции усиления негативных аспектов в классе в ближайшее время. Было принято решение о смене классного руководителя.

В классе был выбран день для неформального общения после уроков (вторник), когда ребята с классным руководителем вместе смотрели фильмы, обсуждали их, играли. Был проведён цикл занятий с привлечением психолога, направленный на сплочение группы, на взаимодействие, на умение работать в команде и т. д. Педагогу удалось наладить тесный контакт с учащимися, улучшилась их успеваемость, что отмечают большинство учителей, работающих в классе.

Школьная социально-психологическая служба (психологи, социальные педагоги).

«Социомониторинг» позволяет ей быстро диагностировать разрывы в отношениях на персональном уровне, выявлять детей, которым нужна адресная психологическая помощь «здесь и теперь». Данные «Социомониторинга» используются для планирования индивиду­альной и групповой работы с подростками, для консультаций педагогов, родителей и уча­щихся, при проведении родительских собраний.

В качестве иллюстрации использования данных социомониторинга психологической службой можно привести следующие примеры.

С запросом к психологу обратилась мама пятиклассницы: ребёнок не хочет учиться в данном классе. По результатам социомониторинга у девочки наблюдались явные разрывы в отношениях, она являлась аутсайдером, активность отрицательная. Выяснилось, что негативные высказывания о классе транслировались под влиянием мамы девочки. Индивидуальная работа была направлена на принятие одноклассников, снятие тревожности, нервно-психического напряжения, формирование навыков уверенного поведения и саморегуляции. Состоялась и консультация с мамой. В результате можно наблюдать сокращение разрывов, особенно в среде девочек; формирование положительной социальной активности.

Подросток 14 лет, находится на учёте у психиатра. Характеризуется импульсивностью, мнительностью, настороженным отношением к окружающим. По результатам социомониторинга на период запроса RVP= 0,24; TPI= -0,63. В периоды обострения заболевания отличается вспышками гнева и агрессии, которые часто бывают направлены на одноклассников. Среди учащихся накапливалось негативное отношение, неприятие, протест: «Почему он учится у нас в классе?».

Учитывая объективную картину, анамнез, было понятно, что кардинально изменить ситуацию нельзя. Поэтому осуществлялась работа, направленная на ослабление негативных реакций и провоцирующего поведения среди учащихся; с подростком проводились занятия с целью снятия нервно-психического напряжения, формирования способов саморегуляции (по результатам RVP= 0,9; TPI= 0,45).

Учащиеся.

В качестве самостоятельных потребителей социомониторинговой информации учащиеся выступили в 2003/04 уч. году. Во время проведения социомониторинговых исследований некоторые учащиеся (чаще 7-9 классов) делали запрос на предоставление своей персональной информации. Причины запросов различны: потребность в самопознании, сомнения в признании одноклассников («Мне кажется, ко мне плохо относятся»), наличие проблем во взаимодействии с одноклассниками и т.д. В этих случаях формы предъявления информации выбираются в зависимости от ситуации.

Результаты социомониторинга предоставляются учащимся при необходимости и в ходе индивидуальных занятий с психологом.

Родители учащихся.

Знакомятся с результатами социомониторинга на родительских собраниях, посвящённых адаптации пятиклассников, а также в тех случаях, когда в классе складывается сложная ситуация. Обычно после таких собраний находятся родители, которые обращаются с запросом на индивидуальные занятия с ребёнком или желают получить персональную информацию об особенностях социализации своего ребёнка в учебной среде сверстников.


Таким образом, ПМК «Социомониторинг» позволяет:

  • изучить процессы социализации на разных уровнях;

  • отследить динамику социальных процессов за несколько лет;

  • выявлять и предупреждать ситуации школьной дезадаптации;

  • выявлять конкретных детей и классы, которым нужна психологическая помощь, а также классы, параллели, где сложилась не совсем благоприятная ситуация в ученической среде;

  • осуществлять подбор педагогических кадров для работы в отдельных классах;

  • выявлять эффективность изменений на уровне личность/группа под воздействием педагогических и психологических технологий.