Изучение процессов социализации учащихся методом «Социомониторинг»

Программно-методический комплекс "Социомониторинг" позволяет изучить процессы социализации учащихся на разных уровнях: индивидуальном, групповом, школьном. Он оперативно позволяет определить конкретных детей и классы, нуждающиеся в психологической помощи, а также классы и параллели, где сложилась неблагоприятная ситуация в учебной среде.

После обучения на курсах по использованию метода «Социомониторинг» (апреле 2003 г.) мы провели диагностические срезы в классах 2-11 параллелей. На текущий момент (апрель 2005) в каждом классе школы выполнено от трёх до четырёх замеров.

Полученные статистические данные используются для информационно- аналитического обеспечения в решении следующих задач:

  • Выявление учащихся с феноменом социальной дизадаптации. Данные предоставляются школьному психологу и социальному педагогу для индивидуальной работы с конкретными учащимися. Результативность их работы отслеживается также средствами мониторинга.
  • Индивидуальное консультирование классных руководителей и социальных педагогов по всем вопросам управления социальными процессами в классах. Спектр вопросов очень велик.
  • Формирование 10 классов. Вопрос рассматривается на малом педсовете в конце октября, внимание акцентируется на учащихся, разочаровавшихся в своем выборе профиля. Так, в 2004/05 уч. году в конце I четверти были проведены замеры, по результатам которых выявлены такие учащиеся. После детального анализа ситуации подтвердилось, что эти дети учатся в классе с профилем, не соответствующим их личностным особенностям. Учащимся предложили перейти в класс другого профиля, что сразу положительно сказалось на их мотивации пребывания в школе.
  • Обеспечение преемственности начальной школы и среднего звена. Анализируется социальная ситуация в 4 классах с целью подбора классного руководителя в 5 классе. В качестве примера представим систему работы с 4 «А» классом (2003 /04 уч. год) По результатам замера, сделанного в I четверти, учителю начальных классов были даны рекомендации по работе с классом. Второй замер, сделанный в IV четверти, показал, что педагог использовал рекомендации в своей работе, так как в динамике значений наблюдались изменения в положительную сторону. На основе анализа результатов замеров была предложена кандидатура классного руководителя. Замер, проведённый в 5 классе, подтвердил правильность сделанного выбора.
  • Адаптация учащихся 5 классов в среднем звене. Анализируются и обсуждаются данные социомониторинга на малом педсовете с приглашением учителей начальных классов.
  • Информационное обеспечение педагогов по проектированию планов проведения открытых уроков с учетом специфики в социальном состоянии групп. Учителя обращаются с вопросами по формированию групп учащихся для проведения открытых уроков.
  • Данные социомониторинга используются при проведении анализа деятельности педагогов в процессе их аттестации.
  • Сделаны первые шаги по работе с классами в направлении педагогического проектирования.