Мониторинг формирования структуры самосознания воспитанниц начальной школы женской гимназии

<p>
     Педагогические цели и задачи, заявленные в концепции женской гимназии «Ярославна», могут быть достигнуты лишь тогда, когда образовательная среда учреждения будет являться объективным фактором, обуславливающим формирование у каждой воспитанницы доминантных психофизиологических образований, устойчиво определяющих в структуре самосознания ряд базовых представлений.
</p>
<p>
     Какие же модельные базовые представления девочки о самой себе должны являться исходным основаниями при проектировании образовательной среды женской гимназии?
</p>
<p>
     Наш подход в определении этого основывается на теориях В.М. Бехтерева и А.А. Ухтомского. Согласно их взглядам, в процессе жизни любого человека в структуре его множественных представлений о себе, которые естественно и стихийно формируются в потоке бытия, можно выделить шесть базовых представлений-доминант:
</p>
<p>
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как энергетической частички мироздания, частицы единой природы, физической вселенной;
    </p>
    </li>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как частицы человеческой общности, представителя вида Homo sapiens, состоящего в определенных отношениях с иными живыми существами на планете, с миром растений, с миром косной материи;
    </p>
    </li>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как представителя конкретного социального слоя, как члена своей семьи, как представителя своего рода со всеми их культурными уникальными особенностями, драматическими событиями и счастьем, ценностями и смыслами;
    </p>
    </li>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как деятельного субъекта, как носителя определенных видов человеческой деятельности и соответствующих им наборов знаний, сформированных способностей, умений, навыков, пригодных для участия человека в учебной, научной, игровой, трудовой, профессиональной деятельности;
    </p>
    </li>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как физического индивида, обладающего определенной физической силой, способного к энергетическим воздействиям на окружающие объекты за счет питания, дыхания, пространственных передвижений, регуляции режимов сна и отдыха, как носителя определенного количества здоровья;
    </p>
    </li>
    <li>
    <p>
        доминанта самосознания человека как полового существа, вносящего свою конкретную специфическую функциональную составляющую в факт начала существования другого организма - нового человека.
    </p>
    </li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     На каждом возрастном этапе жизни человека возникновение определенных представлений в структуре самосознания является следствием опыта, результатом пребывания в определенных жизненных средах. Таким образом, доминантные представления - всегда есть след опыта; вне опытных доминантных представлений не бывает.
</p>
Очевидно, что в жизни каждого человека базовые доминантные представления формируются гетерохронно, с разной степенью полноты и гармоничности, что и обуславливает широчайший размах вариативности индивидуально-личностных качеств людей. Некоторые "наборы" качеств принципиально не обеспечивают выживание человека; некоторые – достаточны для существования, но не дают ощущения полноты жизни, ощущения счастья. Тогда и встает вопрос о создании сред для получения специального опыта. Социальный институт образования позволяет внести некоторую искусственную составляющую в стихию эволюционирования человека, а такие учреждения, как женские гимназии, ориентированы на достижение особого специфического эффекта в структуре доминантных образцов самосознания. Так, по крайней мере, теоретически предполагается.
<p>
     Для получения на практике искусственным путем устойчивых личностных характеристик, которые обычно фиксируются в так называемых описательных моделях выпускника школы, с нашей точки зрения в деятельности образовательного учреждения женской гимназии необходимо соблюдение как минимум трех условий:
</p>
<p>
     а) руководителям необходимо воздействовать на образовательную среду учреждения таким образом, чтобы динамика изменений ее состояния за счет большей скорости опережала динамику естественных изменений в бытовой среде воспитанниц; только в этом случае хронотоп (А. А. Ухтомский, М. М. Бахтин) образовательной среды надстроится над хронотопом быта каждой воспитанницы и сможет выполнять управляющую индивидуальным развитием функцию;
</p>
<p>
     б) производительные силы (К. Маркс) образовательной среды женской гимназии должны быть представлены максимально полным набором элементов культур всех социальных слоев общества как текущего исторического периода, так и предшествующего;
</p>
<p>
     в) каждый педагог и воспитатель женской гимназии должны ясно осознавать, активно презентовать и постоянно развивать свой персональный тип культуры: нельзя допускать усреднения типа поведения взрослых людей женской гимназии через сокрытие или умолчание истинной персональной истории культуры каждого педагога-воспитателя; если этого феномена не будет достигаться на уровне поведения взрослых людей гимназии, этого также не будет достигнуто и на уровне поведения воспитанниц, следовательно, процесс формирования самосознания будет проходить в скрытом плане, а значит, стихийно.
</p>
<p>
     Целенаправленно организованное физическое пространство помещения гимназии (особое оформление учебных классов, залов, фойе, комнат отдыха) и жестко фиксированные требования к нормам поведения взрослых (учителей и классных дам) в своей совокупности задают такое устойчивое состояние образовательной среды, длительное пребывание в которой с необходимостью обеспечивает формирование у каждой гимназистки определенных представлений о самой себе, которые есть результат внутреннего осмысления внешних оценок поведения со стороны значимых окружающих людей - руководителей гимназии, педагогов, сверстниц.
</p>
<p>
     Каждый участник образовательного процесса с его взглядами, образцами поведения, ценностями, культурой и многим другим, выступает для отдельной воспитанницы мерилом исследования самой себя. Только отражаясь в сознании реально окружающих людей в каждый миг своего пребывания в гимназии в каждом акте коммуникации с взрослым или сверстницей, гимназистка постепенно накапливает блики-образы своих многократных разнообразных отражений в других людях и на основе этого накопленного богатства формирует образ себя. Более значимые для нее люди позволяют создать и более устойчивые образцы ее отражения, менее значимые – оставляют более слабый след.
</p>
<p>
     На наш взгляд, этот и только этот процесс является предметом управления руководителя женской гимназии (как, впрочем, и любого другого образовательного учреждения). Задача лишь в том, чтобы сделать информацию об этом внутреннем процессе накопления, структурирования и формирования множественных отражений себя в элементах социального пространства женской гимназии объективно проявленной. А если истоки процесса формирования самосознания объективно находятся в актах коммуникации, то и наблюдать его мы должны на этом же предмете. Поэтому в женской гимназии «Ярославна» мониторинг формирования структуры самосознания
</p>
<p>
</p>
<p>
     воспитанниц осуществляется с помощью технологии, измеряющей векториально-частотные характеристики общения воспитанниц друг с другом в учебных группах.
</p>
<p>
     А как же на данном объекте представлены характеристики общения воспитанниц с взрослыми участниками образовательного процесса?
</p>
<p>
     Очевидно, что актуальное сознание каждой воспитанницы в каждый конкретный момент времени является результатом всех совокупных предшествующих взаимодействий как со сверстницами, так и с взрослыми. Определение конкретных «вкладов» в структуру самосознания воспитанниц требует специального социологического анализа. В этом мы основываемся на теории П.А. Сорокина (см.: «Система социологии», раздел «Социальная аналитика»).
</p>
<p>
     Прежде чем воспитанница "А" вступит во взаимодействие с воспитанницами "В", "С", "Д" и всеми остальными членами группы, она вступает последовательно во взаимодействия: с директором женской гимназии, классной дамой, учителем на первом уроке. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий.
</p>
<ul>
    <li>
    <p>
         С директором женской гимназии. Во время первого личного знакомства директора с мамой и самой воспитанницей лидер учреждения, специально подбирая слова и выражения с учетом специфики ситуации знакомства, наблюдает за поведением девочки, задает вопросы, что-то рассказывает и тем самым выставляет первые нормирующие образцы. Многоаспектное отражение в сознании девочки себя самой под влиянием рамок этой первой встречи формирует ее первоначальный капитал в структуре самосознания для последующего вхождения в пласт отношений со всеми другими субъектами женской гимназии.
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         С классной дамой. В момент этого личного знакомства происходит еще одно нормирующее отражение. Классная дама, подбирая слова и выражения, подходящие к условиям данной встречи, вводит свои установки и требования по отношению к желаемому для нее образу поведения со стороны воспитанницы, тем самым осуществляет встраивание будущего члена ее группы в рамки своей персональной культуры. Все ее слова определяются актуальными впечатлениями, возникающими от текущих наблюдений за данной воспитанницей. Сопровождая определенными словами из своего лексикона процесс размещения личных вещей воспитанницы в гардеробе, передачу в ее распоряжение рабочего стола в пространстве класса, демонстрируя возможности игровой комнаты, классная дама наблюдает за реакциями девочки, поддерживает их, позволяет ей проявиться максимально полно в этот момент. Отражаясь в конкретных словах этого человека, воспитанница формирует еще один план в структуре самосознания.
    </p>
</li>
    <li>
    <p>
         С первым педагогом-предметником на первом уроке. Этот акт общения отражается в ходе групповой работы на первом уроке. Здесь предметом, формирующим множественные отражения личности воспитанницы, является ее первый ответ у доски, порождающий восприятие первых ответных реакций на него со стороны учителя, сверстниц. Этот акт формирует третий план в структуре самосознания.
    </p>
</li>
</ul>
<p>
     Только в результате последовательного свершения этих трех институциональных актов все вновь образовавшиеся планы самосознания становятся базой для разворачивания внутригрупповых коммуникаций воспитанниц между собой.
</p>
<p>
     Таким образом, первое обнаружение себя одной воспитанницы в сознании другой, и наоборот, проходит не непосредственно, а опосредованно в рамках представленных ранее каждой из них институциональных и персонифицированных норм взрослыми субъектами женской гимназии. Еще один очень важный момент заключается в том, что этот первый акт общения сверстниц между собой разворачивается на основе вновь возникших под влиянием первых нормирующих воздействий со стороны взрослых элементов в структуре самосознания. В дальнейшем структурирование социальных позиций в общей системе отношений между воспитанницами происходит под влиянием фактора «наилучшего образца»: первое место в социальной структуре занимает девочка, которая в данный момент времени в ходе группового общения «распознана» членами группы как наиболее соответствующая «модели воспитанницы женской гимназии». Ранжирование сверстниц по критерию «лучшего образца», происходящее в сознании каждой из них - главный результат пребывания в образовательной среде. Этот процесс является существенным моментом в формировании структуры самосознания: ранжируя в своем сознании других, каждая воспитанница исследует и формирует свое самосознание. Критерий ранжирования оказывается уже встроенным в матрицу сознания каждой воспитанницы с первых минут общения с ведущими взрослыми - директором, классной дамой, учителем. В каждом последующем акте групповой работы с добавлением новых учебных предметов и внеурочных дополнительных занятий, после каждого акта выставления педагогами оценок за достижения в сфере предметных знаний происходят новое переоформление отношений, новое ранжирование, новое, более выверенное социальное позиционирование, новый виток формирования структуры самосознания.
</p>
<p>
     Таким образом, измерение в режиме мониторинга векториально-частотных характеристик состояния и структуры общения воспитанниц друг с другом позволяет получить ряд последовательных статичных состояний, в своей совокупности отображающих динамику становления структуры самосознания каждой из воспитанниц женской гимназии в пространстве конкретных условий образовательной среды. Вместе с тем статистический анализ значений по всей совокупности внутригрупповых итераций позволяет описать формируемый в потоке повседневной жизни группы собственный нормирующий образец- модель воспитанницы именно этой группы. Эта статистически получаемая в каждом диагностическом срезе «обобщенная модель воспитанницы» конкретной группы является результатом коллективного стихийного процесса мыследеятельности всех членов группы вместе со всеми включенными в него взрослыми за определенный период образовательной деятельности в границах всех объявленных норм.
</p>
<p>
     В женской гимназии «Ярославна» для получения этого вида информации используется программно-методический комплекс «Социомониторинг». Методы математического анализа и компьютерного моделирования позволяют до определенного уровня точности производить разделение «вкладов» взрослых участников образовательного процесса в становление структуры самосознания воспитанниц, а также выявить вклад семьи, сверстниц и самой воспитанницы в образовавшийся результат.
</p>
<p>
     Диагностические срезы с помощью ПМК «Социомониторинг» проводятся во всех учебных группах женской гимназии одновременно. Частота выполнения замера - один раз в учебную четверть, за три недели до ее окончания. На проведение одного диагностического среза в одной учебной группе требуется двадцать минут, на ввод данных в компьютер - также двадцать минут. Сразу после ввода данных можно проводить анализ множественных характеристик процесса формирования структуры самосознания у каждой из воспитанниц женской гимназии.
</p>
Результатами мониторинга формирования структуры самосознания воспитанниц женской гимназии пользуются все субъекты образовательной практики - руководители гимназии, классные дамы, педагоги, родители и сами воспитанницы. Объем предоставляемой им информации определяется лично директором женской гимназии, решение которого формируется на основе закона РФ «Об информации» с учетом интересов всех участников практики, а также с учетом интересов самого ребенка в отношении его здоровья и личностного развития.