Опыт внедрения ПМК «Социомониторинг» в Григорьевской школе
Проблема формирования толерантных межличностных отношений в образовательных учреждениях является чрезвычайно актуальной. Практическому психологу очень важно вовремя выявить кризисные зоны в состоянии социальной среды образовательного учреждения по всей совокупности учебных групп. Сделать это быстро, оперативно помогает программно-методический комплекс «Социомониторинг».
Школьным психологам часто приходится работать с детьми, испытывающими значительные трудности в среде сверстников. Их обычно называют «аутсайдерами». Это, как правило, дети, имеющие сложные внутренние переживания. Они находятся в состоянии «войны» с самим собой, а следовательно, и со всем миром. ПМК «Социомониторинг» позволяет выявить таких детей сразу во всех учебных группах. После этого психолог работает с ними в различных интерактивных формах, проводит игровые семинары, тренинги, учит преодолевать конфликтные ситуации, конструктивно общаться. Показателем эффективности деятельности психолога должны быть положительные результаты последующей социальной адаптации таких детей в среде сверстников по учебной группе. Получить эти данные можно с помощью ПМК «Социомониторинг».
Важное направление использования программно-методического комплекса – динамичное наблюдение за каждым учеником, отслеживание его индивидуального пути в построении межличностных отношений в классе. Например, был «аутсайдером», потом просто «принятым», а далее стал «лидером» – отлично! Является лидером по данным социомониторинга уже 3-5 лет – молодец! Был просто «принятый», но с каждым годом класс оценивает его лучше – здорово! А здесь наоборот – был «лидером», а стал «аутсайдером»: что случилось?
Проблемные ситуации, фиксируемые с помощью программного комплекса «Социомониторинг» (а их может быть очень много, например, ухудшение межличностных отношений в классе, неадекватная оценка ближайшего окружения, негативная оценка учеником класса и наоборот, классом ученика), – это повод для раздумий не только психолога, но и классного руководителя, и членов семьи, и школьной администрации.
В результате анализа «проблемных» ситуаций мы заметили, что во многом на положение ученика в классе влияет тип семейного воспитания. «Трудный» ребенок и «трудный» взрослый плывут в одной лодке. Корректируя детско-родительские отношения, тип общения в семье и тип семейного воспитания, мы вновь и вновь обращаемся к социомониторингу, отслеживая результаты нашей коррекционной работы с семьей учащихся.
Еще одно поле использования социомониторинга – отслеживание результатов работы воспитателей по различным дошкольным образовательным программам. В своей школе мы делали выборку по детям из детского сада NN, использующего программу «Сообщество», и детского сада MM, использующего программу «Я и моя Родина». Оказалось, что если в детском саду обращают внимание на социально-личностное развитие детей и посредством специальных образовательных программ осуществляют его, то и в дальнейшем в средней школе у таких детей не наблюдаются проблемы в формировании межличностных отношений. Это подтверждают объективные данные социомониторинга.
Представленный выше перечень проблем далеко не полно отражает все аспекты нашего многолетнего опыта использования программно-методического комплекса «Социомониторинг».
Однако мы можем однозначно утверждать, что ПМК «Социомониторинг» – это ключ к пониманию сложных межличностных отношений ребенка. Поэтому данная разработка важна, нужна и востребована.
Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.