Первые шаги по внедрению ПМК «Социомониторинг Сервис» в Красноткацкой школе
По просьбе авторов ПМК «Социомониторинг», мы здесь кратко приводим описание сложившейся системы социальных отношений в школе, как характеристику организационной ситуации внедрения комплекса.
Красноткацкая средняя общеобразовательная школа Ярославского МО расположена в 12 км от г. Ярославля в пос. Красные Ткачи (юридический адрес – деревня Ноготино). Год назад школа получила статус сельской школы.
Школа обслуживает большой микрорайон: пос. Красные Ткачи, Красный Октябрь, деревни Кормилицино, Ершово, Ноготино, Селифонтово, войсковую часть (в\ч). Все населенные пункты расположены «вокруг» школы в радиусе 2 км, исключение составляют в/ч и д. Селифонтово: дети приезжают оттуда на специальных автобусах или на рейсовом транспорте.
Основная часть учащихся проживает в пос. Красные Ткачи. В школе обучаются около 600 человек. Структура школы обычная: начальные классы, среднее и старшее звено. В параллелях организовано 2-3 класса.
В 2005 году школе исполнилось 105 лет. Здесь учатся дети и внуки бывших выпускников. Некоторые выпускники вернулись работать в родную школу: из 54 педагогов
18 – выпускники школы разных лет.
Обучение в начальной школе ведется по разным программам: по традиционной системе, программе «Школа -2100», системе Эльконина-Давыдова (1 «Б», 2 «Б» кл.). 6 «Б» класс тоже получил начальное эльконинское образование. В среднем звене по этой программе ведется русский язык, а математика по программе «Школа-2100».
В школе работает сильный педагогический коллектив, вероятно, поэтому есть тенденция перехода наших учащихся в гимназии и передовые школы города (в гимназию №1, в школу №86 и др.). Обычно уходят ученики, закончившие на отлично начальную школу.
Наиболее ярко в воспитательной работе школы представлено спортивное направление. Ведутся секции: самбо, футбольная, волейбольная, легкой атлетики, лапты, работает тренажерный зал. Привлекаются тренеры из ДЮСШ. Регулярно проводятся школьные турниры по различным видам спорта.
Работают кружки «Рукоделие» (среднее звено), «Умелые руки» (начальная школа), театральный (готовят в год один спектакль для представления на районном смотре и на Новый год), «Краеведение» (средние и старшие классы).
В поселке имеются центр детского творчества, дом культуры, где проводятся дискотеки для молодежи, вечера «Для тех, кому …», концерты, организуются народные гулянья, активно работает поселковая библиотека.
Остро стоит в школе проблема курения. Случаи злоупотребления алкоголем в школе и криминальные ситуации (например, кражи) единичны.
Школа имеет в районе репутацию передовой: учащиеся достойно выступают на предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях; она всегда открыта новшествам, экспериментам и передовым идеям. Так, в 2001 году школа вступила в широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В ходе его реализации была организована работа практико-познавательных центров (ППЦ) для учащихся и их родителей («Семейное чтение» – начальная школа, студия «Мода», газета «Школа-новости» и др.). В настоящий момент наша школа - одна из 11-ти региональных экспериментальных площадок по введению предпрофильной подготовки в 9 классах.
Система «подушевого» финансирования школ района позволила значительно улучшить условия обучения: практически во всех классах заменены комплекты мебели и доски, приобретены казавшиеся раньше роскошью карты и методические пособия, почти все необходимые учебники выдаются детям из школьной библиотеки. Кардинально изменена техническая база кабинетов информатики - все по последним требованиям времени.
Педагогический коллектив школы проявляет высокую социальную активность: отправили письмо Главе округа с призывом принять меры для создания достойных условий для жизни и работы учителей, поддержали обращение к Президенту учителей школы №36, приняли участие в митинге в защиту учительства 16 апреля 2005 года и полны решимости продолжать отстаивать свои права.
Характеристика состояния рабочего места психолога школы
Школа уже 10 лет имеет в своем составе специалиста - психолога. Направления работы традиционные: психопрофилактика, психодиагностика, консультирование, просвещение, развивающая работа. В связи с участием школы в эксперименте по предпрофильной подготовке акцент работы сместился в основном на старшие классы. Рабочее место психолога оснащено персональным компьютером, который установлен в учительской.
Внедрение ПМК «Социомониторинг»
Информацию о ПМК «Социомониторинг» школа впервые получила на региональном семинаре в школе №2 г. Ярославля (май 2002 г.). Администрация школы проявила интерес к комплексу. В декабре 2004 г. он был приобретен и установлен на рабочем месте психолога.
ПМК «Социомониторинг» используется на рабочем месте психолога. Другие специалисты одобрили его появление в школе.
Работа по внедрению осуществлялась следующим образом. После обучения на курсах 1-й ступени мы занесли в базу данных сведения об учащихся школы, укомплектовали группы (по классам) и подготовили бланки для замеров.
Замеры прошли хорошо. В проблемных классах во время инструктажа стоял гул; некоторые ученики отпускали шутки и иронические реплики по поводу предстоящего. Но во время заполнения бланков стояла полная тишина. Бланки заполнили без пропусков и ошибок. Все данные были введены в компьютер. Однако обнаружилась моя полная несостоятельность в интерпретации результатов. Сделанные в ходе курсов записи оказались интересны сами по себе, но применить их на практике я не смогла. Поиски в Internet рекомендованной к изучению литературы были безуспешны.
Однако впадать в уныние не дают учебная нагрузка и начало отчетного периода в эксперименте по предпрофильной подготовке.
Убедилась в необходимости коренным образом изменить планирование работы на следующий год. Поэтому хотелось бы посмотреть, как работают с комплексом в школах, как используют результаты и планируют работу различных подразделений.
На данный момент срезы по методу «Социомониторинг» проведены в объеме:
рис.Мысли в ходе конференции. Первый день работы на конференции был очень насыщенным, но разбитой и опустошенной себя не чувствовала, что довольно часто бывает на многих семинарах. Правильно понимаю некоторые моменты, и это радует. Очень интересно.