ПМК «Социомониторинг Сервис» в практике работы социального педагога городской школы

Одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы является создание максимально благоприятных социально-психологических условий для пребывания учащихся в интенсивном учебном процессе, для успешного завершения ими общего образования. Значительная роль в решении этой задачи отводится школьному социальному педагогу.

Основные направления работы социального педагога школы интегрально охватывают множество частных вопросов жизнедеятельности учащихся:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка (в физическом, социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном плане);

  • оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

  • защита прав и интересов ребенка в его ближайшей социальной среде и жизненном пространстве.

Совершенно очевидно, что каждое направление никогда не может быть исчерпано полностью каким-либо конкретным перечнем типовых проблемных ситуаций и что в каждом конкретном случае специалист будет иметь дело с совершенно уникальной жизненной ситуацией.

Очень часто социальному педагогу приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не могут сформулировать свою проблему и объяснить, из-за чего она возникла. Обычно они указывают на событие, которое предшествовало ее возникновению, например, ссора с друзьями, нарушение взаимопонимания с учителями, ссоры с родителями и др. В связи с этим одна из задач социального педагога заключается в выяснении причин возникшей ситуации и постановке ее «диагноза». Это, как правило, самая длительная по времени фаза работы. А если учесть что, в городской школе обучается, как правило, около 1000 учащихся, то совершенно очевидно встает вопрос о затратах времени и качестве обслуживания каждого нуждающегося в консультации и социально-педагогическом сопровождении.

В нашей школе 1200 учащихся, которых обслуживают два социальных педагога и психолог по совместительству на 0,5 ставки. Как правило, за один рабочий день социальным педагогам приходится решать в среднем до 5 различных проблем. Это и конфликты учащихся с учителями, конфликты между учащимися, конфликты учащихся с родителями, пропуски учебных занятий, случаи правонарушений, обеспечение социальной защиты для конкретных детей и многие, многие другие.

Все эти проблемы, как правило, протекают остро, со значительными моральными издержками участников ситуации и требуют немедленного разрешения. Поэтому социальному педагогу необходимо иметь инструмент, который бы позволил максимально оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию, спроектировать действия всех ее участников и вести ее до конструктивного разрешения. Одним из инструментов, который удовлетворяет этим требованиям позволяет это сделать, является ПМК «Социомониторинг».

Вот один из примеров использования данного метода. К социальному педагогу обратился классный руководитель с просьбой оказать помощь в решении проблемы с ученицей, которая систематически не посещает школу. При разговоре с девочкой причину пропусков уроков выяснить не удалось. Результаты социомониторинга показали, что у нее нарушены взаимоотношения с одноклассниками и она испытывает значительный дискомфорт, пребывая в данном социуме. С девочкой была проведена беседа-консультация с целью коррекции некоторых ее социальных установок. Параллельно в классе были организованы тренинговые занятия с целью развития горизонтальных связей под общей темой "Умеем ли мы общаться?".

Итогом всей работы был положительный результат: девочка стала систематически ходить в школу, к ней изменилось отношение одноклассников, о чем свидетельствовали и данные социомониторинга.

Информацию, получаемую с помощью этого метода, используют также и руководители школы. Она важна для анализа состояния социальных процессов во всех классах школы, для определения особенностей формирующихся норм отношений в ученической среде, оценки интенсивности коммуникативных контактов, их эмоционального фона и многого другого, что составляет информационную основу для принятия управленческих решений.

По результатам анализа, проведенного на основе данных социомониторинга, были подготовлены текстовые отчеты по каждой учебной группе для классных руководителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Данные социомониторинга активно используются нами в ходе устных консультаций классных руководителей, а также учитываются при работе с родителями.