Профилактика суицида в школе

Профилактика суицида в школе

В современном обществе остро стоит проблема подросткового и юношеского суицида. В школах и учреждениях профессионального образования ведется работа по профилактике суицидов.  Основными направлениями общей профилактики суицидов являются:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья школьников и студентов;
  • помощь в адаптации учащихся в коллективе;
  • духовно-нравственное развитие учащихся;
  • включение подростков в социально значимую деятельность;
  • формирование навыков этичного поведения в группе.

Диагностика, направленная на выявление подростков, склонных к антивитальному поведению, также является важной частью профилактических мер, т. к. позволяет сосредоточить профилактическую работу на тех, кто действительно в этом нуждается. Сложность диагностики заключается в том, что обычно подростки, нуждающиеся в помощи, – это «люди-невидимки», которые никак не привлекают к себе внимания. Как правило, для окружающих суцид подростка является полной неожиданностью. «Это был/была такая хорошая девочка/мальчик», «У него/нее все же было хорошо», «Да как могло с ней/ним такое случиться», – говорят они потом…

Совершенно очевидно, что для администрации школы и школьных психологов важно наличие диагностического инструментария, позволяющего обнаруживать склонность к суицидальному поведению на ранних стадиях.

Метод «Социомониторинг» позволяет в оперативном скрининговом режиме выявлять суицидальные наклонности у подростков еще на этапе их формирования и заблаговременно принимать меры по предотвращению самого факта суицида. Графическое представление социальных отношений на персональной диаграмме у людей, склонных к антивитальному поведению, обладает характерными признаками, в частности, «тяготение к нулю» (окружности на диаграмме стремятся к точке с координатами 0,0).

Пример предсуицидального состояния 1

Предсуицидальное состояние

все хорошо

На представленных изображениях показаны структуры социальных отношений 2 подростков, совершивших суицид, и, для понимания отличия, структура социальных отношений подростка, у которого «все хорошо». Думаем, сходства и отличия хорошо видны даже не специалисту.

Если организовать мониторинг социальных отношений с использованием данного метода во всех учебных группах, то  специалист в школе сможет наблюдать социальное пространство  всего учебного заведения, оперативно выявлять  персон, склонных к суициду и предметно выстраивать профилактическую работу.

Программная платформа «Социомониторинг Сервис» имеет мощный инструмент быстрого анализа больших объемов данных – экспресс-отчет. С помощью данного инструмента можно сразу же после замера получить персонализированные списки людей, испытывающих трудности социализации в данном коллективе, ранжированные по степени дезадаптации, а так же персонализированный список тех, кто подвержен риску десоциализации, т. е. с высокой вероятностью склонных к антивитальному поведению. Таким образом, у  специалиста появляется возможность не просто выявить склонных к суициду подростков, а незамедлительно и адресно начать профилактическую работу.

Более того, использование метода «Социомониторинг» в мониторинговом режиме позволяет специалисту понять, какие факторы были определяющими при формировании антивитального поведения: школьные или внешкольные. Эти сведения важны как для построения профилактической работы, так и при общении с надзорными органами в критических ситуациях.

Пример экспресс-отчета

Дальнейший мониторинг социальной среды учебных групп методом «Социомониторинг» позволит отслеживать результативность принятых мер и корректировать их при необходимости.

Многолетний практический опыт использования данного метода в учебных заведениях позволяет говорить о его высокой эффективности при выявлении склонности к суициду на ранних стадиях и при профилактике дезадаптации учащихся.  Метод «Социомониторинг» позволяет оперативно проводить диагностику всех групп учащихся учебного заведения. Использование программно-методического комплекса «Социомониторинг» значительно снижает трудозатраты психолога на обработку полученных в результате диагностики результатов, позволяет в течение короткого времени предоставлять руководителю образовательного учреждения отчеты о состоянии социальной среды учебных групп  и о проделанной работе по профилактике суицидов и дезадаптации.

Если вы школьный специалист или ответственный и инициативный родитель, который хочет чтобы метод «Социомониторинг» использовался в вашей школе оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с вами.

Отзывы практикующих специалистов о методе «Социомониторинг» можно посмотреть на нашем канале на RuTube.