Работа психологической службы физико-математического лицея

Работа психологической службы физико-математического лицея

В физико-математическом лицее обучаются 135 учащихся в параллелях с 5 по 11 класс: всего создано семь классов. В 5 класс прием ведется на конкурсной основе. Преподавание осуществляется по углубленным программам по математике и физике. Все дети в лицее с хорошими способностями и из благополучных семей. Хорошо учиться – это престижно. Учащиеся занимают призовые места на муниципальных и областных олимпиадах не только по математике и физике, но и другим предметам. По результатам ЕГЭ по математике вышли на второе место в области.

В лицее достаточно благоприятная социальная ситуация: замеры выявили всего 2% детей «группы риска». Во всех классах чрезвычайно сильно развиты горизонтальные связи – это показатель высокой степени сплоченности групп. Симметричность групп высокая.

Основная цель работы психологической службы – психологическое сопровождение одаренных детей. Работа психологической службы направлена на развитие личности учащихся на различных возрастных этапах и формирование развивающей образовательной среды.

В Положении об областной службе практической психологии записано: «Психологические службы образовательных учреждений осуществляют: скрининговую оценку психологической атмосферы классов и учебных групп, психологического состояния детей, выявляют детей со школьной и социальной дезадаптацией».

В решении данных проблем успешно помогает программно-методический комплекс «Социомониторинг» (автор О.Е. Хабарова). Его использование позволяет школьному психологу включиться в деятельность педагогического коллектива и расширить влияние на процессы принятия управленческих решений, перейти на новый этап планирования работы.

После обучения на семинаре по применению ПМК «Социомониторинг» мною проведен семинар с педагогами лицея по теме «Социомониторинг как метод изучения отношений между учащимися».

С данным комплексом работаю второй год. Измерения проводятся по всем классам лицея в октябре и мае. За этот период выполнено по три замера в каждом классе. По итогам замеров два раза в год составляется отчет для руководителя ФМЛ (лицея прим. редактора). В отчете указываю все классы «группы риска» по какой-либо категории, и привожу список детей со школьной дезадаптацией. У детей «группы риска» отмечен положительный уровень жизненной энергии, и это свидетельство того, что ситуация в дальнейшем должна измениться к лучшему.

В отношении детей и классов «риска» проводится углубленный анализ и планируется сопровождающая работа; с этими детьми работа ведется индивидуально.

Ценность ПМК «Социомониторинг» в том, что при небольших временных затратах он позволяет получить достаточно достоверную информацию, которая интересна администрации и педагогам. Ранее проводимое мною обследование учащихся в начале и конце учебного года по таким направлениям, как изучение мотивации, психологического климата в классах, теперь не проводится. Для анализа ситуации в классных коллективах наряду с ПМК «Социомониторинг» использую тест «Люшера», по которому рассчитываю показатели настроения и энергетики каждого учащегося и делаю обобщенный анализ по всем классам. Так как комплекс позволяет измерить энергию группы и каждого ее члена, получаем интересную информацию для совместного анализа. Обычно проблемные дети – это дети, у которых идут большие затраты энергии и низкий показатель по влиянию. По тесту «Люшера» они имеют слабую энергетику и пониженное настроение.

Большую помощь оказывает ПМК «Социомониторинг» при подготовке к проведению психолого-педагогических консилиумов по 5, 8 и 10 классам.

В 5 классе психолого-педагогические консилиумы организуются в ноябре в период адаптации учащихся в коллективе. Очень важно знать социальную ситуацию, в которой оказались дети, чтобы предоставить им своевременную помощь. 8 класс – это период острого подросткового кризиса: меняется сложившаяся система отношений, общение становится ведущим видом деятельности; 10 класс – кризис «идентичности», идет самоутверждение, появляется интерес к собственной личности, происходит переоценка ценностей.

При углубленном изучении классов и отдельных учащихся ПМК «Социомониторинг»применяется наряду с другими методиками. По результатам исследования составляется характеристика классов и при необходимости - учащихся, отнесенных к «группе риска». Для анализа используются диаграммы: «Влияние», «Энергия», «Потенциал», «Эллипсы».

Социомониторинг в работе психолога создает условия интерактивного режима взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом вся среда, породившая феномен школьной дезадаптации, так как метод дает возможность наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом, позволяет проводить углубленную работу с классным руководителем. Совместно с ним мы предварительно обсуждаем полученные результаты, прежде чем выносить их на обсуждение всех педагогов, работающих с классом.

Вот выводы, сделанные по итогам «Социомониторинга» в 8 классе. Мотивация на пребывание в учебной среде высокая у всех учащихся, класс активный, «лес рук» на уроках. На каждого идет запрос, ждут каждого в группе, поэтому высокие затраты энергии. В таком классе уроки лучше вести в логическом ключе. У большинства учащихся рациональный психологический интеллект. Активное говорение и активное действие. Высокая ценность человека в группе, селективные процессы отсутствуют. Нормы, принятые в классе, принимаются и выполняются большинством, так как высокая симметричность группы. Один ученик оказался в зоне дезадаптации, но он имеет хороший положительный уровень жизненной энергии. Класс очень активный, так как на хорошем уровне групповая динамика (в равном количестве радикалов и консерваторов). Большинство думает об интересах коллектива и своих интересах (эллипсы круглые). Класс отнесен к группе риска по категории «гендерное смещение».

Даны следующие рекомендации.

  • Уроки по всем предметам вести на логических доказательствах.
  • Классному руководителю: спланировать групповые игры и упражнения на воздухе. практиковать проведение классных часов отдельно для девочек и мальчиков.
  • Организовать индивидуальную работу с персоной № 3, дать ей возможность положительно проявить себя в группе.

По просьбе учащихся провожу индивидуальные консультации, знакомлю с результатами, полученными во время измерений, используя индивидуальное социометрическое пространство.

На психолого-педагогическом консилиуме для педагогов данные диаграммы показываю через проектор и дополнительно даю цифровую информацию по каждому ученику с использованием диаграмм «Влияние» и «Энергия» (наряду с информацией по другим тестам). Эти данные вызывают у педагогов интерес. В процессе освоения ПМК все больший объем в характеристике классов занимает полученная с его помощью информация, вытесняя результаты других тестов.

При работе с карточкой-измерителем проблем не возникало, дети сразу поняли инструкцию и вопросов не задавали. При общении выяснилось, что они больше ориентировались на вторую часть карточки-измерителя.

По заказу Управлением образования в конце учебного года во всех 4 классах школ города, кроме №7 и №8 (в этих школах имеются свои программы) мною проводилось изучение социальной ситуации, сложившейся в классах, с использованием ПМК «Социомониторинг». Результаты обсуждались на совместном совещании учителей начальных классов и заместителей директоров по начальным классам. Назывались классы, отнесенные к группам «риска» по различным показателям, ситуации, сложившиеся в классах, дети «группы риска».

Педагоги так прокомментировали мое выступление: «Вы всех наших дизадаптантов вычислили».Это говорит об эффективности программы.

Заинтересовавшись результатами, некоторые педагоги обращались за консультацией для более углубленного знакомства с итогами измерений. Информация о детях, имеющих дезадаптацию, сообщалась школьным психологам и классным руководителям, которые будут работать в 5 классе.

Своевременное выявление феномена школьной дезадаптации на стадии возникновения социального конфликта позволяет осуществлять профилактическую работу и формировать направления адресной деятельности специалистов по отношению к каждому зафиксированному случаю дезадаптации.

Несомненно, данная программа имеет огромную ценность для педагогов-психологов, но есть еще проблемы и нерешенные вопросы по ее использованию: в частности, мне еще предстоит овладеть сравнительным анализом результатов групп по итогам различных замеров.

Перспективы

  • Использование индивидуального социального пространства в процессе консультативной работы.
  • Педагогическое проектирование среды по результатам социомониторинга.

Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.