Работа школьного психолога

Когда психологи только появились в школах, их обязанности часто напоминали известную сказку «Пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что». Возможно, в отдельных образовательных учреждениях ситуация все еще остается такой, но в целом по стране она меняется. Сложился перечень должностных обязанностей школьного психолога, есть рекомендации, как составлять годовой план работы. А еще есть многочисленные отчеты, которые запрашивают из департамента/министерства образования региона (у кого как называется). Отчет строго контролируется директором школы, и все положения надо выполнять. А в этом отчет всяких пунктов и разделов видимо-невидимо.

Вот отчет одного из регионов нашей Родины:

В нем целых 5 разделов с 11 подразделами, и для каждого надо выполнить:

  • психологической просвещение
  • психологическую профилактику
  • психологическую диагностику
  • психологическое консультирование
  • психологическую коррекцию и развитие
  • социально-педагогический мониторинг
  • социально-психологическое проектирование
  • социально-психологическую экспертизу

и не просто выполнить, а в 2 вариантах: групповом и индивидуальном.

Отчет психолога

Хочешь не хочешь, но должен (вот прямо должен) работать с ОВЗ, суицидниками, проводить групповые терапевтические мероприятия, выполнять план коррекционной работы и т. д.

Хоть ложись и помирай бедному психологу. А не делать нельзя, потому что есть «аттестация»! (Кто в школе работал, тот знает что это такое...) И начинается у психолога профессиональное выгорание и другие неприятные вещи.

А психолог живой человек, он жить хочет, пользу приносить хочет, с коллегами отношения конструктивно выстраивать, творчества хочется. И в конце концов хочется и удовольствие получить от любимой профессии, не зря же на психфак поступали...

Что же делать?

Тут могут помочь метод и технология «Социомониторинг». Вместе с программно-методическим комплексом «Социомониторинг Сервис» они станут средством, которое поможет школьному психологу закрыть «много полей».

Например, проводится групповой замер в классе. Перед замером обязательно читается инструкция, которую можно расширить небольшим рассказом на 3-4 минуты о правилах этичного общения (правило 3-х нельзя). После этого можно внести в отчет проведение «групповой беседы по правилам экологичного общения».

Но это не просто групповая беседа, это еще и «формирование мотивации на осознанное участие в замере», и, кроме того, «формирование запроса на персональные консультации». Т.е. одним приемом можно закрыть несколько направлений, либо создать потенциал для закрытия других направлений, и сделать это «легко», т.е. без множества усилий.

Выполнили замер – распечатали аналитический экспресс-отчет, причем сразу по всей школе.

Пример экспресс-отчета

Тут у нас сразу же:

  • социальная дезадаптация с разбивкой по степеням, а это ни что иное, как кандидаты на индивидуальную работу;
  • риск десоциализации, то есть потенциальные суицидники (опять же перед контролирующими органами можно отчитаться, что вы держите ситуацию на контроле);
  • изменения в состоянии персон, уже стоящих на учете, то есть наглядный результат предыдущей психолого-педагогической работы.
Динамика персоны

Плюсы очевидны: не надо проводить долгие диагностические срезы по нескольким методикам по всей школе. Состояние социальной среды школы мониторится оперативно: на класс 15-30 минут, вся школа за пару недель, аналитический отчет готовится программным обеспечением практически мгновенно. Об этом рассказывают практикующие специалисты. Сокращается время на диагностику и аналитику, позволяя больше времени уделить индивидуальной работе с теми, кто действительно нуждается в помощи. Для каких-то отдельных случаев можно использовать и другие методики, но уже выборочно, а не широким фронтом.

Как итог, метод и технология «Социомониторинг» могут помочь психологу и план выполнить, и отчитаться о проделанной работе, и все это без «умирания» на рабочем месте, так чтобы и время для творчества осталось.