Социомониторинг и проблема типологического диагноза

Социомониторинг и проблема типологического диагноза

На конференции, прошедшей в 19-20 апреля 2005 года в г. Ярославле мне во многом посчастливилось присутствовать и участвовать. Конференция носила межотраслевой характер: выступления уважаемых коллег педагогов, психологов, врачей, социальных педагогов были посвящены анализу опыта применения ПМК «Социомониторинг». Конкретные примеры из практики были чрезвычайно интересны.

Мы своим участием в конференции подняли важнейшую для распространения идей социомониторинга проблему – создание единой электронной библиотеки, жизненно необходимой для изучения и понимания самой теории данного метода. Книги, рекомендованные О.Е. Хабаровой для освоения теории социомониторинга, часто просто невозможно найти. По возвращении из Ярославля мы создали на нашем сайте в разделе «Библиотека» подраздел «Социомониторинг О.Е. Хабаровой», где, наконец, разместили первые необходимые для изучения книги. Полагаю, что только всем вместе, нам – психологам, педагогам, врачам, преподавателям, студентам – удастся пополнить этот раздел сайта. Максимально полное теоретическое оснащение позволит глубже понять процессы, протекающие в обществе, с позиций данного метода.

Со своей стороны, могу заметить, что в Москве психологи периодически слышат о данном методе, поэтому с большим интересом готовы прочитать что-то о нём и о О.Е. Хабаровой.

В декабре 2004 г. О.Е. Хабарова выступала в одном из наших институтов с лекцией о социомониторинге. Для нескольких десятков психологов и студентов эта встреча стала отправной точкой для изучения данного подхода и обучения ему. На наш взгляд очень важно, что появившаяся и реализованная нами идея межвузовского сайта, посвящённого практической психологии, оказалась весьма своевременной. На нём мы стали освещать конференции и метод «Социомониторинг». Как для преподавателей, так и для студентов РГМУ, РГСУ, МПГУ, МРСЭИ, МИМСР (социальных, медицинских, педагогических), а также и для других московских вузов, и других регионов России, это будет первым знакомством с идеями и теорией данного метода.

Как вузовский преподаватель, я смотрю на распространение идей О.Е. Хабаровой, реализованных ею в методе социомониторинг в среде будущих практических психологов, как на приоритетное направление во всегда кризисной, но искренне любимой нами психологии – психологии XXI века. Для меня, практикующего психодиагноста, знакомство с ПМК «Социомониторинг» началось в апреле 2004 года, когда О.Е. Хабарова выступала в Рублёвском центре г. Москвы. Ещё до встречи с ней мы сталкивались с серьёзными и неразрешёнными проблемами в психодиагностике. К ним относятся, в первую очередь, следующие проблемы.

  1. Отсутствие единого научного тезауруса в психологии.
  2. Свободное распространение тестов.
  3. Отсутствие психологической культуры (издание нерепрезентативных тестов, отсутствие автора, информации о адаптации теста, отсутствие адекватной инструкции, которая часто почему-то считается незначительной).
  4. Наконец, среднее время жизни теста – 10–15 лет. Тест создаётся в конкретном обществе, а оно меняется довольно динамично.

Сейчас активно используются тесты, заведомо уже нерепрезентативные и неадаптированные к современному обществу. Как результат, сама практика использования тестов почти наполовину начинает напоминать гадание на кофейной гуще – использование нерепрезентативной методики, подсчёт результатов, заранее бессмысленных, построение выводов.

Мы стали буксовать, всё глубже закапываясь в подходы и концепции, давно изученные, и пытаясь найти в них ответы на наши вопросы. Возможно, именно это послужило для нас определённым толчком для развития проблемы экспресс- диагностики, основанной на том, что невозможно подделать и изменить. Это – почерк, лицо, руки, цветовые предпочтения и пр. Не следует путать названные параметры с гаданием. Здесь речь идёт только о фиксировании соматических, невербальных и вербальных параметров и соотнесении их между собой.

Именно экспресс-диагностика позволяет получать более точную информацию о человеке. Так, например, почерк, как осциллограмма напряжений и расслаблений, как некая сформировавшаяся модель растраты энергии, указывающая на характер энергозатрат человека не только в конкретный день написания им документа, а за более длительный период времени его жизни.

При общении с практикующими врачами (Институт клинической психологии и психотерапии, г. Москва, Российский государственный медицинский университет и пр.) мы установили, что они в практике пользуются своими наблюдениями, не имея никакой базы знаний об экспресс-диагностике. Наша взаимная работа стала началом создания базы новой экспресс-диагностики.

Поэтому встреча с методом О.Е. Хабаровой порадовала меня тем, что она идёт в том же направлении – направлении постановки полного типологического психологического диагноза (результаты тестирования в целостной динамической картине личности). Ольга Ефимовна показывает в своём методе то, что мы называем «болевыми зонами» человека. Это неотработанные модели поведения, причины, ведущие к дезадаптации или срывам, сгоранию и пр.

Замечу, что О.Е. Хабарова часто отрицает свою причастность к психологии, что, очевидно, не совсем точно. Насколько я понимаю её, она отрицает свою причастность к сегодняшней психологической машине, буксующей в своих проблемах и пытающейся найти решение своей проблемы в себе же самой.

Недавно сформировавшееся направление «психологической антропологии» при Российском психологическом обществе, куда вошли ведущие психологи и диагносты Москвы и ряда других городов, как раз начало работу над разработкой новой диагностики и нового отношения к человеку. Здесь главным оказывается не личность, а именно всё, что входит в целостную картину самого человека – люди, общение, интересы, имидж, предметы его деятельности.

В заключение хочу сказать, что мне приятно, что я, как представитель другого направления – психодиагностики, познакомился с ПМК «Социомониторинг» и понял, что мы идём разными путями, но в одном направлении – постановки типологического диагноза и изучения социума как единого организма, влияющего на поведение и установки индивида.