Создание внутришкольной системы мониторинга качества образования: опыт, проблемы, перспективы
С 1996/97 учебного года педагогический коллектив общеобразовательной средней школы № 2 г. Ярославля начал работу по внедрению социально-педагогического мониторинга. Во все годы основной задачей школы была и остается по настоящий момент задача создания адаптивной системы образования, призванной помочь каждому ребенку найти свою «нишу» в соответствии с его склонностями, особенностями характера, способностями и тем самым создать комфортные условия в учебной деятельности. Решить эту задачу в условиях массовой общеобразовательной школы, особенно в такой большой, как наша, где обучаются более 1300 человек, достаточно сложно. Помочь в этом педагогам и руководителям могут новые мониторинговые технологии.
Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования. В общем виде его можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявить его соответствие желаемому результату или исходному положению. Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. Система внутришкольного мониторинга – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-образовательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их совместной деятельности, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей. Целью его является информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно-образовательного процесса.
Принципы организации внутришкольного мониторинга
- Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации.
- Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива школы как в статике, так и в динамике.
- Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности.
- Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для школы явлений, социальных состояний, результатов деятельности.
Действующий в школе механизм мониторинга ориентирован на изучение системообразующих (необходимых и достаточных) характеристик деятельности учебного заведения, интегративных показателей системы отношений, складывающихся в УВП на уровне связей «ученик-ученик» и «ученик-педагог», и частных характеристик учебно-образовательных ситуаций в разных возрастных периодах. Система мониторинга ориентирована на получение нескольких типов информации. Основание типологии – разработанный О.Е. Хабаровой принцип изменения основных субъектов образовательных потребностей (как ребенка, так и родителей) в течение всего времени пребывания их в учебном заведении (11 лет). Всего можно выделить пять основных временных периодов:
Первый - дошкольное формирование образовательных потребностей родителей и установок детей на учебную деятельность;
Второй - формирование образовательных потребностей родителей под влиянием результатов образовательных возможностей ребенка, проявленных в начальной школе;
Третий - формирование предметных образовательных интересов учащихся в средней школе;
Четвертый - формирование профессиональных интересов учащихся в старших классах;
Пятый - профессиональное самоопределение выпускников школы.
Для каждого из этих периодов существует система сбора информации по определенным методикам, обеспечивающая принятие управленческих решений. Результаты сбора информации оформляются в виде таблиц, схем. Например, при изучении образовательных потребностей социума мы используем таблицу такого вида:
А предварительный анализ результатов изучения образовательных потребностей учащихся и местного сообщества оформляем в виде следующей таблицы:
Предметом внутришкольного мониторинга является трехуровневая система показателей, ориентированная на локальный, глобальный и поствыпускной (рефлексивный) мониторинг.
Показатели первого уровня образуются путем применения разных методов для разных возрастных периодов: младшей, средней и старшей школы. Они позволяют наблюдать состояние отношений изменяющихся во времени субъектов образовательных потребностей и условий протекания их совместной деятельности на каждом из трех больших возрастных временных отрезков начальной, средней и старшей школы. Эти данные относятся к локальному мониторингу и имеют значение на уровне отдельных адресно и аспектно ориентированных управленческих задач и решений.
Показатели второго уровня образуются путем применения нескольких методов ко всем возрастным группам одновременно. Это позволяет определить состояние школьной системы в целом по интегральным показателям: отношения в системе «ученик-ученик», отношения в системе «ученик-педагог», психофизиологический статус как результат пребывания в учебном процессе и тип культуры ученика.
Система внутришкольного мониторинга включает в себя следующие методы, позволяющие наблюдать за интегральными показателями.
- Показатели системы социальных отношений «ученик-ученик», «ученик-педагог». Данный тип отношений исследуется в режиме длительного мониторинга со второго по четвертый период с помощью экспериментальных методов.
- Показатели типов культуры учащихся, которые развиваются в УВП в течение длительного времени.
- Показатели состояния здоровья учащихся и психофизиологических характеристик функционального состояния организма в условиях учебной деятельности.
Показатели третьего уровня относятся к отдаленным следствиям влияния школы на профессиональное самоопределение учащихся. Данные собираются по отработанной технологии и относятся к категории реальных фактов профессионального самоопределения выпускников школы.
За период работы в режиме социально-педагогического мониторинга в школе определились следующие направления:
Рассмотрим некоторые аспекты данных направлений социально-педагогического мониторинга.
Мониторинг социализации личности
Основным является метод «Социомониторинг». Его компьютерный вариант позволяет получить оперативную информацию о динамике изменения взаимоотношений, их структуре в очень подвижном социальном организме – классном коллективе – и степени социализации личности. «Социомониторинг» предполагает проведение глобальных исследований на уровне всей ученической среды и локальных – в отдельных классах по ситуациям. В рамках глобального мониторинга проводятся два массовых среза среди учащихся 5-10 классов (в середине II и конце III - начале IV четвертей). Детям предлагается оценить частоту и направленность социальных контактов. Получение мониторинговой информации в нашей школе при наличии всех необходимых условий занимает от 5 до 10 дней. На проведение замера в одном классе требуется 10-20 минут. Сразу после ввода информации в компьютер можно получить статистические данные и множественные распечатки. Режим съема информации для локального мониторинга зависит от сложности социальных процессов в классах. Необходимо подчеркнуть, что данный метод обеспечивает принятие управленческих решений, поэтому доступ к информации ограничен: ее получают директор школы, заместители директора по мониторингу, воспитательной работе и школьный психолог. Мы стремимся к тому, чтобы «Социомониторинг» применялся не только в целях контроля за деятельностью классного руководителя, но и для оказания помощи ему в работе с классом. Поэтому постепенно мы начали работать в режиме индивидуального консультирования классных руководителей с целью корректировки их деятельности и выработки общих подходов.
Традиционно в конце учебного года с помощью ПМК «Социомониторинг» проводится замер 3-4 классов. По его результатам и с учетом социально-психологических особенностей учащихся подбираются руководители будущих пятых классов. Обязательным элементом такой работы является изучение результатов подбора в следующем учебном году. В 5 классах проводятся в течение года 2-3 социомониторинговых среза для изучения процесса адаптации пятиклассников. С помощью социомониторинга мы влияем на формирование детских коллективов, совершаем внутришкольный перевод учащихся, в том числе на индивидуальное обучение.
Метод «Социомониторинг» позволяет изучить процессы социализации учащихся на разных уровнях – индивидуальном, групповом, организационном отследить динамику социальных процессов за несколько лет, выявить конкретных детей и ученических коллективов, которым нужна психологическая помощь, а также классы, параллели, где сложилась не совсем благоприятная ситуация в ученической среде.
Мониторинг профессионализма педагогических кадров.
Для получения информации о деятельности педагогов мы используем метод «Педагогометрия» (данные имеют закрытый характер). Изучаются профессиональные качества учителя как предметника, психологический климат на уроках, выполнение принятых в школе норм и требований, навыки дифференцированного подхода к учащимся. Эти данные помогают разрешать конфликтные ситуации, используются при аттестации учителей, позволяют аргументированно формировать группы педагогов для работы в конкретных классах.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Данные, полученные в ходе социомониторинга и педагогометрии, позволяют более внимательно взглянуть на результаты другого мониторинга – по системе «Диакомс». Этот метод позволяет проводить оценку функционального состояния организма учащихся путем измерения электропроводности в 24 точках на руках и ногах обследуемого, относящихся к 12 классическим китайским меридианам. Метод не только фиксирует физическое состояние субъекта, но и определенным образом характеризует состояние его эмоциональной сферы. Главная задача метода «Диакомс» – определение психофизического состояния учащихся по следующим параметрам:
- умственная работоспособность и энергообеспеченность организма (головного мозга и внутренних органов);
- эмоциональный комфорт или депрессивность и закрытость;
- способность к саморегуляции внутренней и внешней деятельности;
- удовлетворенность системой взаимоотношений (с учителями и одноклассниками);
- выраженность стресса внутри школы.
Полученная информация используется в ходе индивидуальных консультаций учащихся, родителей и педагогов, при изучении результатов адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов и вновь прибывших учащихся, внутришкольном переводе из одной обучающей системы в другую и т. д.
Мониторинг образовательных потребностей.
Это направление мониторинга появилось в нашей школе при реализации проекта «Формирование государственно-общественных механизмов взаимодействия школы и местного сообщества по повышению качества образования». Основным методом данного направления мониторинга является анкетирование учащихся и родителей, целью которого является изучение образовательных потребностей, степени удовлетворенности образовательными услугами и формирование заказа местного сообщества школе. В настоящее время нами апробированы анкеты для родителей учащихся 1 классов, 5-6-х и 9 классов, учащихся профильных классов.
Мониторинг интересов учащихся.
Благодаря анкетированию выясняются интересы учащихся 5-6-х классов, в 7-8-х изучаются профессиональные предпочтения. Результаты исследования используют классные руководители и кураторы образовательных областей.
Мониторинг качества образования.
В электронном журнале материалы о промежуточной и итоговой успеваемости хранятся несколько лет, и машина выдаёт их в виде различных диаграмм (сводных и индивидуальных, по классам и параллелям). Изучаются качество знаний в каждой параллели, результаты обучения по образовательным областям, процентное соотношение оценок, выставленных каждым учителем по своему предмету, списки учащихся, закончивших четверть на «отлично», получивших оценку «2», не аттестованным по каким-либо предметам. Эту информацию можно использовать при анализе работы школы за учебный год. Результаты такого мониторинга позволяют увидеть динамику успеваемости учащихся (по отдельным предметам и в целом), возможные причины неуспешности (возрастные, смена учителя, перегрузка учебного плана, проблема классного коллектива, конфликты с преподавателями, болезнь и пр.).
Метод «Лингвосоциометрия».
При разработке на уровне общеобразовательного учреждения новых способов взаимодействия школы и местного сообщества по управлению качеством образования, а также реальных механизмов влияния общественности на содержание образования и формы организации учебного процесса с 2001 года мы используем данные социокультурного мониторинга среды УВП (Парамонов Г.В. Человек. Язык. Социум. – Ярославль, 2002. – 160 с.; Парамонов Г.В. ЛСМ – новая образовательная технология. // Компетентностный подход в обучении и воспитании: Материалы педагогических чтений. Ярославль, – 2004.).
Метод проходит апробацию, в ходе которой выяснилось, что его средствами можно определить и зафиксировать реальные возможности детей, скомплектовать учебные группы, согласовать принятые решения с родителями, общественностью, другими социальными партнерами путем соответствующих решений, протоколов, договоров. Это позволяет достичь такого уровня компетентности, когда можно говорить о коэффициенте эффективности работы педагога и всего педагогического коллектива. Мониторинг динамики, эффективности УВП с учетом данных социокультурной типологии личностей и социальных пространств позволяет разработать пакет внутришкольных средств измерения – совокупность диагностических методов, предназначенных для изучения системы отношений, складывающихся между всеми участниками образовательного процесса, условий их формирования и их следствий на индивидуальном, групповом и массовом уровнях. В школе возникли условия для подготовки компьютерного варианта анализа качества УВП – собственной версии системы «Электронный журнал». Выявление социокультурной парадигмы школы способствовало подготовке базы данных для компьютерной версии модели образовательного пространства школы, оптимизации управления протекающими в ней процессами и подготовке на ее основе рабочего варианта методических рекомендаций по процедуре согласования образовательных потребностей и возможностей учащихся, местного сообщества, одной стороны, и возможностей педагогического коллектива, с другой.
Опираясь на знания о качестве социокультурной ситуации, структуре образовательного пространства, администрация школы создает дополнительные механизмы управления качеством образования в пределах школы, отдельных классов, учебных групп, конкретизирует понятия «услуга», «образовательная услуга», вырабатывает образовательную программу, систему поддерживающих ее нормативных документов, корректирующих и предупреждающих действий. Возникают методики изучения образовательных потребностей учащихся, родителей и местного сообщества; описания процедур согласования образовательных потребностей учащихся, местного сообщества и возможностей школы; разрабатываются соответствующие методические рекомендации; готовится описание системы внутришкольного мониторинга и пакета внутришкольных средств измерения, компетенций педагогического коллектива; оформляются пакет документов, регулирующих взаимоотношения школы и социальных партнеров, методические рекомендации по процедуре формирования и коррекции, управлению реализацией ОП школы. Готовятся методические рекомендации и описания процедур совместной деятельности учащихся, местного сообщества и школы по проектированию ОП, по определению коэффициента эффективности деятельности учителя.
Только комплексный подход к социально-педагогическому мониторингу имеет результат и может быть использован для принятия управленческих решений, эффективной реализации образовательных программ, оформления внутреннего пространства школы с учётом социального заказа местного сообщества и ее возможностей.