Специфика использования ПМК «Социомониторинг Сервис» в начальной школе-детском саду № 115 г. Ярославля
Начальная школа - детский сад стремится использовать ПМК «Социомониторинг Сервис» в большей степени для отслеживания того, насколько комфортно чувствуют себя дети, в условиях раздельного воспитания.
ПМК «Социомониторинг Сервис» активно используется в психолого-педагогической работе учреждения с 2004/05 учебного года. Всего мы успели провести по два диагностических среза в каждом классе. Первый - осенью (в октябре 2004г.), второй - весной (в апреле 2005г.).
Несколько слов о процедуре проведения.
По моему мнению, наиболее сложно и долго проводился 1-й замер в 1 классе. Диагностика проходила массово (участвовал весь класс сразу), но это было ошибочно. Дети быстро устали (несмотря на то, что не читала им «обращение к представителю организации»), и это привело к большому количеству пропусков в рабочих бланках. Приходилось часто просить детей довести работу до конца, проставить то или иное значение всем без исключения ребятам. Для своей дальнейшей работы сделала вывод: более целесообразно проводить замер, разделив первоклашек на подгруппы по 3-5 человек. В свою очередь, 2, 3 и 4 классы оптимально разбивать на две подгруппы.
Наиболее легко и быстро, с моей точки зрения, с работой справлялся 4 класс. Думаю, данный факт закономерен - они самые старшие в школе.
Результаты диагностического среза мы оформляем в виде аналитического отчёта с заголовком: «Анализ состояния ученической социальной среды в ... классе»
Форма отчёта в нашем учреждении несколько отличается от стандартной формы, предложенной нам О. Е. Хабаровой. В первую очередь тем, что аналитический отчёт составляется отдельно на каждый класс. Отсюда и структура его несколько иная. Отчёт имеет две основные части.
-
Содержит общую информацию (о времени проведения, количестве учеников, участвовавших в замере, из общего списка класса) и общие социометрические характеристики класса, выявленные в ходе замера (указываем наличие/отсутствие феномена социальной дизадаптации, наиболее принимаемых учеников класса (т. н. лидеров), учеников, обладающих наибольшей и наименьшей жизненной энергией.
-
«Индивидуальное социометрическое пространство учеников» (в этой части стараемся выделить основные особенности взаимодействия каждого конкретного ученика с классом).
В ходе обработки полученных данных анализируем состояние социальных процессов не только по целому классу, но и отдельно внутри подгруппы девочек и подгруппы мальчиков. Очень интересной оказалась такая закономерность: мальчики стремятся занять определённое социальное пространство («инь» или «янь») и не изменять его, находясь и в целом классе, и отдельно в группе мальчиков. Занимаемое социальное пространство не меняется и у девочек. Таким образом, наблюдается стремление ребенка сохранить собственную целостность, сущность вне зависимости от того, в группе какого рода (разнополой или одного с ним пола) он находится.
Результаты, полученные в ходе замера, мы предлагаем для обсуждения на малом педагогическом совете (когда присутствуют только учителя данного конкретного класса).
Другой особенностью использования ПМК «Социомониторинг Сервис» в нашей начальной школе является изменение рабочего бланка. Для того, чтобы дети случайным образом не перепутали фамилии, которые располагаются в бланке достаточно близко, и не поставили ошибочных оценок, мы увеличили его размер. Бланки печатаются в формате MS Word 14 размером шрифта и, (особенно для первоклашек), интервалом 1,5. Они имеют вид стандартной таблицы, и каждая фамилия должна быть отчёркнута (линиями сверху и снизу отделена от других).Результаты проведённых диагностических замеров позволяют говорить о том, что учителя нашей школы действительно стремятся учитывать гендерные особенности.
В следующем учебном году мы опробируем ПМК «Социомониторинг Сервис» в подготовительных группах детского сада. Для этого необходимо будет адаптировать данный метод исследования к более младшему возрасту: несколько изменить инструкцию (сделать более короткой), но так, чтобы в результате изменения потери были минимальными.