Зачем школе социомониторинг

Зачем школе социомониторинг

Разговор об использовании социомониторинга в школе необходим и очень своевременен.

Почему введение социомониторинга стало возможным и необходимым в работе учителя? Разве учитель не может охарактеризовать успехи ребенка и его поведение? Может, и довольно грамотно. Но он еще долгое время придерживается этой характеристики и почти не отрабатывает тот или иной аспект деятельности ученика. Учитель со своим видением ситуации остается один – и надолго. Ему нужна помощь ответственных служб школы: логопедов, психологов для научного обоснования действий ученика и целого ученического коллектива. Осуществить это возможно специальными методами, к которым относится и ПМК «Социомониторинг».

Как показала практика, этот метод, аналогично рентгеновским лучам, отображает внутренний мир ученика, а точнее – его персональное пространство в школьном социуме, и пространство социума группы вокруг него. Можно ли обойтись без него? Можно, и мы обходимся, но с многочисленными ошибками, которые приводят к нравственным травмам и душевным потерям.

Дети выпадают из общей системы в школе потому, что не находят свою нишу, не чувствуют себя комфортно в процессе обучения. Выпадают в любом классе. Мы не исследуем это явление, а в бесконечном потоке школьных дел выносим сразу приговор: «Он такой - сякой». И пошла «писать контора»: сначала родители, потом разные комиссии, потом перевод в другую структуру и т. д. Но редко приживаются дети в сменных школах или других учреждениях. Почему? Да потому, что и там (как, впрочем, и везде) по-настоящему ребенком никто не занимается: ни в детском саду, ни в школах, ни в специальных учреждениях. Имея, казалось бы, в распоряжении все службы, детский сад не анализирует поведенческую модель малышей, их умственное развитие, списывая на возраст. Что с малышей взять? Малыши еще подрастут, поумнеют.

Наши наблюдения и анализ процессов адаптации первоклассников указывают на то, что классы коррекции должны бы формироваться уже на выходе детей из детского сада в школу.

Должны педагогически предотвращаться и ростки «дедовщины», возникающие уже в среде детей младшего возраста, проявляющиеся в простой детской ситуации: «Я – трехлетний Петров, трудился долго и слепил крепость из песка, а другой, трехлетний Сидоров, вышел из-за куста, посмотрел на мое сооружение и наступил». Слезы, обида… Но никто – ни семья, ни воспитатель не обращают на эти «мелкие» сюжеты сложной детской жизни внимание, а ведь в данной ситуации у человека отняли не только труд, но и радость: он хотел показать другим свой труд, ждал похвалы, хотел поделиться радостью труда. Педагогически надо довести эту ситуацию: заставить того, кто разрушил, восстановить крепость, а не рассуждать и говорить долго об этом. Поэтому, у ребенка осталась обида, она спряталась глубоко. Потом она проявляется в среднем или старшем возрасте в других, более жестких формах. Этот маленький пример – миг! Однако элементы «дошкольной дедовщины» продолжаются в школе: сильный подавляет по закрепленной привычке слабого. Потом и в армии, а далее и в обществе… Это лишь одна из проблемных линий в вертикали системы воспитания. Но на этом простом примере можно понять, откуда она - некомфортность ученика? А причина – в запоздалой или вовсе неосуществленной профессиональной педагогической помощи. Это, как правило, болезнь скрытая, которая потом переходит в хроническое безнравственное состояние личности ребенка.

Социомониторинг позволяет исследовать как внутригрупповые отношения, так и фактор семьи в процессе социализации учащихся. Чем раньше институт школы начнет формировать адекватные отношения с институтом семьи, оказывая ей своевременно помощь на трудном пути общественной социализации ребенка, тем эффективнее будут работать с ним специалисты детских садов и школы, техникумов и вузов.

Что получается в первом классе? Мы не аттестуем детей в течение года, наблюдаем, учим, создавая максимально благоприятные условия… Но уже на этих самых первых этапах дети не входят в режим школьных требований. Мы, иначе не сказать, мучаем ребенка и мучаем родителя, который в недоумении: «Раньше нам ничего не говорили, а в школе - одни неудачи!» Получается, что уже на раннем этапе пребывания в школе ребёнок получает от учебной деятельности не радость, а шок и глубокое чувство отвращения.

Социомониторинг нужен уже в детском саду – и не только воспитателям, но и для родительского всеобуча. И это не благие пожелания должны быть: это должно входить в программу действий педагогического коллектива.

В своей школе мы занимаемся довольно грамотно социомониторингом. Это очень трудная и ответственная работа, она должна коснуться всех классов. Работаем пока, как скорая помощь, в тех классах, где ситуация поведенческая вышла из-под контроля классных руководителей. Нужна помощь детям, учителям, родителям, классным руководителям, администрации. Мы ощутили на себе, как это сложно. Во-первых, не все учителя хотят работать в режиме исследований. Это обязывает, это заставляет заниматься анализом своей деятельности. Молодежь неохотно вливается в ряды исследователей. Но группы активистов в данном направлении есть, мы с ними продвигаемся и видим реальный результат и пользу социомониторинга в решении сложных школьных проблем.

Этот метод утвердился в жизни школы, он оправдает ожидания детей и родителей, которые надеются получить от специалистов квалифицированную помощь через мониторинг. Это термометр, который измеряет энергетический потенциал ребенка, это визитная карточка учащихся на данный момент. Он просто необходим, он анализирует состояние ребенка и грамотно готовит его к успеху.

Для обучения и использования метода "Социомониторинг" заполните форму на нашем сайте.