Социально-педагогический анализ взаимоотношений детей санаторно-оздоровительной группы на основе данных ПМК «Социомониторинг»

Светлой памяти Николая Васильевича Вострокнутова  

Хабарова О.Е.

В настоящей работе представлены результаты исследования состояния социальных процессов, проведенного с помощью программно-методического комплекса «Социомониторинг» в группе детей, проходящих курс санаторно-оздоровительного лечения.

Социальные отношения детей измерялись с помощью групповой и персональной версии метода «Социомониторинг» в начале санаторно-оздоровительной смены и в конце. Вместе с тем одновременно с методом «Социомониторинг», дети дважды, обследовались с помощью «Торонтской алекситимической шкалы».

Использование компьютерной программы «Социомониторинг» позволило получить множественные формы графического представления результатов.

В данном тексте в качестве рисунков использованы изображения, полученные с помощью техники сканирования экранных форм компьютерной программы «Социомониторинг». [1]

Социальная структура группы в результате обработки данных на экране монитора представляется очень наглядно, и эта наглядность сохраняется при перенесении изображения на бумажный носитель.

На рисунке 1 представлен результат первого социометрического замера группы детей в виде совокупности эллипс-окружностей, обозначающих «места» всех членов группы в социальном пространстве и их диспозицию относительно друг друга. Эллипсы расположены в ограниченном геометрическом пространстве на т.н. «социометрической плоскости», которая в методе «Социомониторинг» задана двумя перпендикулярными координатными осями.

Размер плоскости по обеим осям определен в границах интервала значения целых чисел от -3 до +3. Описание правила (или принципа) построения «социометрической плоскости», как когнитивного математического объекта, не входит в задачи данного текста. Однако визуальное восприятие графики на рисунках будет для читателей незатруднительным.

На социометрической плоскости место социальной «позиции» каждого члена группы отображается геометрической фигурой эллипса.

Синяя окраска эллипса указывает на принадлежность члена группы к мужскому полу, а красная – к женскому.

Через первый и третий квадранты социометрической плоскости проведена т.н. главная диагональ, используемая в качестве критерия при исследовании структуры группы на предмет ее организационной целостности.

Рис 1. Когнитивная математическая модель реального состояния социального пространства группы и диспозиция мест всех членов группы,

проявленные в первом замере (экранная форма ПМК «Социомониторинг» - «эллипсы»).

 

Размеры диаметра эллипса рассчитываются по специальной формуле. Эмпирические данные, полученные нами в предыдущих исследованиях, позволили обнаружить следующую закономерность: чем больше площадь фигуры эллипса, тем более энергозатратно пребывание персоны в данной группе. И наоборот, чем меньше площадь эллипса, тем меньше энергетических затрат производит персона на пребывание в группе.

На уровне объективных наблюдений энергозатратное пребывание персоны в группе может проявляться в более сильном, по сравнению с другими членами группы, уровне эмоционального возбуждения персоны в реакциях на обычные сигнальные раздражители, демонстративными формами поведения, выходящими за границы реально запрашиваемого в ситуации содержания, повышенном уровне двигательной и речевой активности.

На субъективном уровне энергозатратное пребывание проявляется в более частых заболеваниях, быстрой общей утомляемости, снижением мотивации на пребывание в группе, частым пребыванием в состоянии уныния, резкими перепадами настроения, что может быть причиной нежелания участвовать в общегрупповых мероприятиях, невыполнении элементарных требований к поведению, нарушениях режимных моментов. На рис. 2 стрелками обозначены эллипсы больших и малых по площади размеров, что позволяет определить конкретных детей с энергозатратным и неэнергозатратным уровнем поведения в период их пребывания в группе.

Рис. 2

 

Размер фигуры эллипса, как показатель степени энергозатратности, может выступать критерием для проведения группировки всех данных в несколько совокупностей, например с высоким, средним и низким значением показателя уровня энергозатратности.

Такое группирование данных предваряет проведение корреляционного анализа с данными других диагностических методов: медицинских, психологических, психиатрических, псиофизиологических.

Рис. 3

Подмножество членов группы с высоким уровнем значения показателя энергозатратности (самые большие по группе значения площади фигуры эллипса)
Подмножество членов группы с низким уровнем значения показателя энергозатратности (самые малые по группе значения площади фигуры эллипса)
Подмножество членов группы со средним уровнем значения показателя энергозатратности (средние по группе значения площади фигуры эллипса)

Полученная в результате замера пространственная диспозиция мест всех членов группы образует новый когнитивный математический объект - совокупность эллипсов, или т.н. «облако эллипсов».

Полезно проводить анализ данного объекта по ряду визуально наблюдаемых специалистом на экране монитора критериев: «плотность» или «рыхлость» «облака эллипсов», проявленная в степени близости фигур эллипсов друг другу; наличие в нем визуально наблюдаемых сгущений некоторых эллипсов; значимой является общая конфигурация «облака эллипсов» – круглая, безформенная, квадратная, пирамидальная; показательной характеристикой является степень смещения собственной системы координат «облака эллипсов» по отношению к системе координат метрической плоскости; диагностичным признаком является степень симметричности облака относительно главной диагонали метрической плоскости, наличие и степень выраженности в социальной структуре стратификационных слоев, и мн.др.

В исследованной группе в первом замере «облако эллипсов» можно было характеризовать следующими особенностями: неравномерным расположением эллипсов внутри облака, границы облака не имеют определенной формы; наблюдается наличие одного выраженного сгущения эллипсов в верхней части облака с вытянутой по горизонтальной оси формой (рис.5), собственная система координат облака (рис. 4) имеет центр в точке с координатами (1.2; 1.1); в структуре облака наблюдаются пять стратификационных слоев (рис.6)

Рис. 4

Подпись: 1.2Рис.5

 

Рис.6

Во втором замере социальная структура группы значительно изменилась. Облако приобрело симметричную тенденцию относительно главной диагонали, собственная система координат развернута на 45 градусов (рис.7), в стратификационной структуре группы представлены пять стратификационных слоев (Рис.8)

Рис.7

 

Рис. 8 Стратификационная структура группы, проявленная во втором замере.

           

В таблице 1 представлена динамика изменения места социальной позиции членов группы от первого ко второму замеру.

Таблица 1.

(TPI) 1 замер (04.06.08) Динамика перехода из одного слоя в другой 2 замер (22.06.08) (IIS)
1,45 Тер…в Горячева 4
    Федоров 3,94
    Ермилов 3,93
    Ан…ин 3,76
    К…….нтов 3,71
    Ма….нова 3,59
    Тер….в 3,56
    Ар…..в 3,39
    Ал….еева отс.
    Пи…….ова отс.
    П…..нов отс.
1,29 Лиц…а Са….ов 3,31
1,27 Ба…ова Се.ов 2,89
1,23 Аго…ва Го…бев 2,89
1,14 Пи.…….ова Ма….ина 2,89
1,14 Х……кая Аго….ва 2,72
1,14 Фе…ров Ба….ова 2,56
1,1 Ма….нова Лиц….а 2,5
1,09 Ан…ин И….мцев 2,33
1,09 Пок…нов    
1,09 И…..мцев    
1,09 Ар….в    
1,05 За…вин    
0,91 К……нтов Х……кая (отс)
0,86 Ма…ина    
0,77 Го…бев    
0,77 Се.ов    
0,68 Са….ов    
0,5 Ва…мова Ва…мова (отс)
0,45 Зу..ова М…юк 1,47
0,32 М…юк К……ва 0,61
0,32 Ал…еева    
-0,67 К…..ва Зу..ова 0,13
      Ил…а (отс)

 

Чёрными стрелками обозначено движение «эллипса» персоны в пределах одного стратификационного слоя. Зелёная стрелка – движение вверх, в более высокий слой. Жёлтая стрелка – движение в более низкий слой.

В таблице 2 представлены средние значения по алекситимической шкале, определенные по каждому стратификционному слою отдельно в первом и во втором замере.

Таблица 2. Сравнение средних значений по АТШ

по стратификационным слоям в 1-м и 2-м замерах

(TPI) Стратификац.

Критерий

1 го замера

АТ 1-й З-р

1 замер  (04.06.08)

«социомониторинг»

Динамика перехода по

стратификационным слоям от

первого ко второму замеру  

Алекситимия:

Замеры

сравнить

2 замер  (22.06.08)

«социомо-ниторинг»

(IIS) Стратификац.

Критерий

2-го замера

1-й 2-й
1,45 66 Тер…в 49 62 Горячева 4
      48 52 Фе…ов 3,94
          Ермилов 3,93
      77 73 Ан..ин 3,76
          К…….тов 3,71
      73 74 Ма….нова 3,59
      66 65 Тер…в 3,56
      72 65 Ар….в 3,39
      71 68 Ал……ва отс.
      62 65 Пи…….ова отс.
      62 60 По…нов отс.
Среднее 66 по алекстм Среднее 65,5 по алекстм
1,29 77 Лиц….а 84 80 Са….ков 3,31
1,27 68 Ба….ова 66 63 Се…в 2,89
1,23 67 Аго….ва 61 63 Го….ев 2,89
1,14 62 Пи……ова 67 69 Ма….ина 2,89
1,14 71 Х…….кая 67 65 Аго….ва 2,72
1,14 48 Фе…ов 68 72 Ба…..ова 2,56
1,1 73 Ма….нова 77 82 Лиц…..а 2,5
1,09 77 Ан..ин 53 62 И…..мцев 2,33
1,09 62 Пок…нов Среднее 69,5 по алекстм
1,09 53 И…..мцев
1,09 72 Ар….в
Среднее 66.3 по алекстм
0,91 77 К…….тов 71 68 Хованская Отс.
0,86 67 Ма….ина 76 78 Ильина Отс.
0,77 61 Го….ев Среднее 73 по алекстм
0,77 66 Се…в
0,68 84 Са….ков
Среднее 71 по алекстм
0,5 66 Ва….мова 66 68 Ва….мова отс.
0,45 94 Зу….ва 78 82 М…к 1,47
0,32 78 М…к 78 72 Ка….ова 0,61
0,32 71 Ал…..ва Среднее 74 по алекстм
Среднее 77 (114 –Зуйкова)
-0,67 78 Ка….ова 114 94 Зу….ва 0,13
Среднее 78 по алекстм среднее 94 по алекстм

 

            В данной таблице наглядно представлен следующий факт: несмотря на то, что от первого ко второму замеру произошли существенные изменения в стратификационной структуре группы, связанные с перемещением детей по стратификационным слоям, и, не смотря на то, что у каждого из них изменялись значения результатов по АТШ от первого ко второму замеру, как в большую, так и в меньшую сторону, среднее значение суммы всех персональных данных по АШТ, объединенных по принципу принадлежности к стратификационному слою, закономерно изменялось от наименьшего значения в первом (высшем) стратификационном слое к наибольшему значению в последнем (низшем) стратификационном слое. Эта закономерность наблюдалась как в первом, так и во втором замере. В связи с этим можно сделать следующее предположение.

 Стратификационный слой, в свете полученных данных, выступает самостоятельной «алекситимической единицей» более высоко уровня – надиндивидуального (или организационного)  и является фактором системного порядка по отношению к индивидуальным психическим феноменам, проявленным в каждом из персональных диагностических значений. Сратификационные слои в группе образуются с необходимостью как результат постоянства группы и ее нормативной организованности. В теории разработки АТШ гипотетично предполагается, что то или иное индивидуальное значение по алекситимии является социально обусловленным феноменом. Связывая это положение с полученными в нашем эксперименте результатами можно предположить, что персональные данные по шкале алекситимии, превышающие критичные значения, обусловлены фактом длительного пребывания детей в нижних стратификационных слоях институциональных групп в предшествующий период жизни. В социологии известно, что переход из нижних стратификационных слоев в верхние не может быть случайным. Вертикальная мобильность – хорошо изученное явление в социологии, и оно требует от персоны значительных затрат, которые без посреднических услуг взрослых людей изыскать самому ребенку не возможно.

В детских коллективах состояние межличностных отношений является центральным объектом деятельности кураторов, воспитателей и классных руководителей. Однако, по нашим многочисленным сведениям, педагоги не связывают феномены конфликтности со стратификациоными процессами, и поэтому целенаправленной работы в данном направлении, практически никто не проводит. Все сводится к методам морального воздействия на конфликтующие стороны. Стратификационные исследования не являются распространенными в школах не только в силу отсутствия методических средств, но более в силу того, что педагогическая реальность не рассматривается на уровне общественного педагогического сознания в ракурсе фундаментального социологического знания, где школа является в первую очередь не педагогической системой, а одним из ведущих механизмов формирования социальной структуры общества.[2]   Метод «Социомониторинг» позволяет оперативно выявлять характер стратификационных процессов и отслеживать эффективность педагогических мер по формированию компенсаторных механизмов, однако он пока не распространен в школьной практике.

По нашим сведениям социальное расслоение в учебных и др. детских, подростковых и юношеских группах, является главной причиной возникновения подавляющего большинства конфликтных ситуаций, явлений дезадаптации и девиантного поведения. Социальное расслоение в детских коллективах глубоко переживается всеми детьми, а у тех, кто попадает в нижние стратификационные слои, формируются не только негативные психологические, психо-физиологические и соматические явления, в виде повышения уровня частоты заболеваемости, устойчивого снижения настроения и мотивации на пребывание в учебном процессе, но также формируется и суицидальные установки. Мы располагаем рядом фактов, доказывающих принципиальную возможность с помощью метода «Социомониторинг» проводить эффективно профилактическую работу по предупреждению суицидальных установок детей.

Анализ динамики стратификационных процессов в исследуемой группе показывает, что стратификационная ситуация от начала к концу санаторной смены значительно осложнилась в связи с увеличением пространственного интервала между третьей и четвертой стратами. Как следствие пятая страта оказалась тем более удаленной от первой и второй. Данный факт хорошо представляется для наглядности с помощью техники графического анализа. (см. рис. 9 ).

Рис. 9

 

Таким образом, по нашей гипотезе только для группы детей, оказавшихся в первой и второй стратах во втором замере (см. облако эллипсов на правой диаграмме над штрих-чертой), процесс санаторного лечения пошел на пользу и был эффективным. Данную гипотезу полезно проверить, сопоставляя в динамике данные медицинского обследования детей из верхних и нижних страт.

Кроме этого, стратификационный анализ позволяет предположить, что дети, перешедшие с течением времени в более высокие стратификационные уровни, обладают дополнительным скрытым социокультурным потенциалом для своего выздоровления, который усиливает эффект медицинских воздействий. И напротив, дети, перешедшие в более низкие стратификационные слои, имеют активно действующий, под влиянием стихийных внутригрупповых  процессов, скрытый отрицательный фактор, препятствующий их оздоровлению и снижающий эффективность любых медицинских воздействий. Эти скрытые факторы обусловлены неразрешенными социально-педагогическими проблемами, возникшими в предшествующий санаторному лечению период жизни детей в ситуациях институциональных средовых взаимодействий (преимущественно, под влиянием школы как главного стратификационного механизма в системе социальных институтов).

Уже первый замер методом социомониторинг позволил проявить эти скрытые тенденции, которые лишь усилились к концу санаторной смены, т.к. не учитывались в системе воспитательной, педагогической и психологической работы, и не подвергались целенаправленному оперативному социально-педагогическому проектированию. Использование метода «Социомониторинг» в практике санаторно-оздоровительной работы с детьми в условиях медицинских учреждений может значительно повысить в целом ее эффективность за счет целенаправленного социально-педагогического проектирования системы внутригрупповых отношений детей и взрослых.

Вместе с тем  следует отметить еще один очень важный аспект возможного отрицательного влияния состояния социальных процессов на здоровье членов санаторно-оздоровительной группы.

Внутри стратификационных слоев верхних уровней социальной структуры группы, интенсивность информационных процессов на горизонтальных связях очень велика. Дети вступают в большое количество коммуникативных контактов, которые превышают возможность качественной обработки информации в процессе общения. В случае высокой степени значимости информации, и ее яркой эмоциональной окрашенности, нагрузка на сердечную деятельность значительно возрастает. В социальной психологии известно, что оптимальный по числу членов состав референтной группы у одной персоны должен укладываться в границы от пяти до девяти единиц.

Программно-методический комплекс позволяет определить объем референтной группы у каждого ее члена максимально точно.

 На рис. 10 видно, что у некоторых членов группы число партнеров по общению находится на верхней границы нормы или даже превышает ее.

Рис.10

Полезно сопоставлять эти данные с текущим состоянием сердечной деятельности детей. По данным наших наблюдений, проведенных в спортивной школе по профессиональному хоккею, мальчики, имеющие в команде референтные группы, число членов которых значительно превышало верхнюю границу нормы, состояли на диспансерном учете у кардиолога. Известный случай смерти хоккеиста прямо на игровом поле, у которого медики не наблюдали ранее каких-либо отклонений в сердечной деятельности, по нашей гипотезе имеет первично социальную природу. Поясним это. Интегральный образ, описанный в трудах А.А.Ухтомского, формируется под влиянием актуальной действительности в сознании человека и функционально связан с энергией доминантного очага. Попадание в границы интегрального образа избыточного числа эмоционально значимых социальных связей может требовать большее количество энергии для информационной обработки в целях обеспечения принятия персоной оперативных решений. Доминанта, возникшая под влиянием интегрального образа, будет с необходимостью формировать к себе приток нужного ей количества энергии, в том числе, забирая ее и от сердечной мышцы. При этом снижения интенсивности двигательной активности человека может не происходить, особенно в ситуации выполнения персоной во внешнем плане высокоавтоматизированных двигательных навыков. Поэтому, на фоне сохраняющейся двигательной активности человека возникший под влиянием текущей внешней социальной обстановки доминантный очаг может создать ситуацию критичной перегрузки в работе сердечной мышцы. Санаторная группа представляет собой автономную закрытую социальную систему, сохраняющую свои границы в течение 21 дня. Сформировавшееся у некоторых членов данной группы избыточное число социальных связей может стать отрицательным фактором, скрыто действующим на состояние энергетических процессов в организме, и не привести к ожидаемым оздоровительным эффектам.

Избыточное число социальных связей не создается детьми сознательно и целенаправленно, оно навязывается стихийными внутригрупповыми процессами.

 

Дети старше 3,5 лет всегда стремятся войти в процессы активной социальной коммуникации. Однако если в открытых социальных пространствах улицы или двора они сами регулируют длительность и силу социального влияния на себя, имея возможность в любой момент уединиться в стенах собственной квартиры или дома, то в искусственно создаваемых взрослыми людьми больших групповых пространствах с числом членов от 15 до 30 и более человек, детям просто некуда уйти.

Отдельно рассмотрим персональные результаты детей из верхнего стартификационного слоя и нижнего.

Примеры на рисунках 1 (а), (б), (в) и 2 (а), (б) составлены нами следующим образом.

В примерах даны результаты диагностики пяти детей. У первых трех детей, данные которых представлены в примерах 1 (а), (б), (в) - социальные позиции к концу смены перешли на более высокий уровень в стратификационной структуре группы, а у двух других детей, их примеры представлены на рисунках 2 (а), 2(б) – в более низкий стратификационный слой. Этот переход во всех примерах наглядно демонстрируется на диаграммах «облако эллипсов». Вместе с этими данными в примерах представлены результаты, полученные с помощью персональной версии метода «Социомониторинг». При проведении персонального социомониторинга дети сами формируют список людей, с которыми они общаются в своем повседневном жизненном пространстве. При обработке данных персонального социомониторинга, все люди, включенные детьми в их собственный список для проведения самодиагностики, распределяются по четырем группам: родственники, педагоги, иные и сверстники. При обработке совокупность всех занесенных в список людей принимается за 100%, а далее определяется доля представленности в процентном отношении каждой из четырех, выделенных нами, групп. Эти результаты расположены в примерах под групповыми диаграммами в виде столбика с цветными полосками.

Анализ данных, представленных в примерах, позволяет констатировать, что у всех детей в начале смены в их собственных списках людей фигурировали родственники. В конце смены дети, перешедшие в высший стратификационный слой при диагностике персонального социального пространства не включили родственников, и их список состоял исключительно из сверстников. Напротив, у детей, которые к концу смены перешли в низший стратификационный слой, доля родственников, включенных в личный список значительно возросла, а доля сверстников уменьшилась.

Если принять во внимание, что дети живут в санатории в течение 21 дня, и не имеют возможности непосредственно (без телефона) длительно контактировать с родственниками, то можно предположить, что в результате стратификационных процессов в санаторно-оздоровительной группе, у детей, перешедших в высший стратификационный слой, произошло глубокое вовлечение в окружающую их социальную действительность, что явилось причиной вытеснения из актуального сознания близких им людей. И напротив, у детей перешедших в низший стратификационный слой, в актуальном сознании стали более представлены образы близких им людей, находящихся вне поля актуального восприятия. В связи с этим естественно предположить, что у этих детей уже с самого начала смены постоянно возрастало желание скорейшего возврата домой, что могло сказываться на снижении оздоровительного эффекта всех проводимых с ними медицинских процедур.

Пример 1(а)

Пример 1 (б)

Пример 1 (в)

Пример 2 (а)

Пример 2 (б)

 

В целом все полученные в ходе исследования данные позволяют предположить, что методы воспитательной работы, которые использовались в отношении данной группы детей, не затрагивали внутригрупповые взаимоотношения, которые формировались стихийно, под влиянием ранее сложившихся у детей установок, норм, ценностей и коммуникативных привычек.

Процесс оздоровления детей, организованных в группы в условиях санаторного лечения, находится под влиянием социальных факторов, которые могут оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное действие на психофизиологическое состояние детей с хроническими заболеваниями.

Стратификационные процессы, с необходимостью формирующиеся в любом специально организованном социальном пространстве, к числу которых относятся и санаторно-оздоровительные группы детей, могут существенно влиять как в лучшую, так и в худшую сторону, если они протекают стихийно.

Воспитательные мероприятия, проводимые с детьми с помощью широко распространенных методик культурно-развлекательных программ, не могут выступать в качестве мер, компенсирующих следствия социального расслоения. Напротив, они в значительной мере усиливают и ускоряют действие стихийных стратификационных процессов.

Создание благоприятной социальной среды, способствующей достижению оздоровительного эффекта в условиях пребывания детей в группах санаторного типа, требует введение функции социально-педагогического мониторинга текущего состояния социальных процессов на базе программно-методического комплекса «Социомониторинг».

Как показали данные нашего исследования, интерпретацию результатов индивидуальной психологической диагностики детей, организованных в группы, полезно сопровождать валидизацией со стороны данных социально-педагогического мониторинга.

В связи с тем, что большинство психологических тестов выявляют, в конечном итоге, ту или иную степень социально-культурной изоляции семьи ребенка (А.-Н. Перре-Клермон), то проектирование реабилитационных и оздоровительных мероприятий должно с необходимостью включать в себя разработку социально-педагогических механизмов компенсации естественно формирующихся и стихийно протекающих внутригрупповых стратификационных процессов.

 

01.11.2010г.

 



[1]С демонстрационной версией программы «Социомониторинг»  мы предлагаем читателям ознакомиться на сайте www.sociomonitoring.ru

 

[2] См. Комаров М.С., Сорокин П.А.

 

Показать в новостях: 
Показать в статьях: