Пример экспертного заключения для спортивной команды

Использование метода "Социомониторинг" в работе тренера (хоккей).

Опыт использования метода "Социомониторинг" при исследовании социальных процессов в спортивных группах (командах) показал его большую перспективность и практическую полезность. Работа спортивного тренера заключается в постоянном анализе результатов достижений отдельных спортсменов и проектирование на этой основе социального пространства внутрикомандных действий. Скорость изменения ситуации в работе с социальными объектами такой природы очень большая: новое состояние группы и спортсменов возникает после каждого акта воздействия тренера на группу и отдельных ее членов. Тренер нуждается в оперативном отслеживании целостной ситуации в каждый узловой момент времени. Несмотря на то, что он визуально постоянно отслеживает общее состояние процесса, в силу узости пространства зоны человеческого внимания, ему всегда удается удерживать в поле зрения только часть группового социального пространства. Поэтому методы объективного контроля его целостного состояния оказываются здесь чрезвычайно полезными. Метод "Социомониторинг" может применяться для отслеживания динамики состояния социального пространства команды с промежутками времени в одни день. Тренер уже через 40 минут после проведения среза может наблюдать на экране монитора текущее состояние группового игрового пространства, позиции в нем каждого из игроков, вектор социального движения. Последовательное проведение замеров позволяет отследить динамику состояния команды в течение длительного времени, его особенности в зависимости от предпринимаемых тренером действий по управлению поведением группы и каждого ее члена. Ниже приводятся образцы отчетов, созданных на основе анализа результатов двух последовательных диагностических срезов, проведенных с интервалом в 2 месяца.

 

Отчет № 1 по результатам анализа социальных процессов в группе хоккеистов 3-й год обучения.
 

 

Рис. 1. Замер №1. Спорт. Совокупное воздействие партнеров.

 

 

Рис. 2. Замер №1. Спорт. Статусные эллипсы

 

  1. Численный состав группы - 45 человек. Группа с таким количеством членов в любой системе обучения для ее руководителя является достаточно тяжелым объектом управления. Для оптимального управления развитием каждого ее члена и "команды" в целом при такой численности требуются специальные организационные техники, которые приводили бы к постоянному дроблению большого объекта на подобъекты, но они должны быть точными моделями большого. "Пятерки" это несколько не то, что имеется в виду. Слово "команда" для характеристики данной группы в 45 человек здесь не особенно верно употреблять, так как команда с социологической точки зрения предполагает значительную степень целевой, смысловой и ценностной интеграции ее членов, чего мы не обнаружили в ходе данного исследования у подавляющего большинства членов. Содержание цели каждого члена группы таково - я хочу быть похожим на хоккеиста. Мы фиксируем значительную представленность в сознании большинства членов доминирующей ориентировки на внешние признаки поведения хоккеиста, и значительно меньшей представленности в сознании ориентации на формирование внутри себя нужных качеств. Скорее всего, это связано со слишком большой численностью членов группы, что не позволяет большинству своевременно получать сигналы от руководителя, необходимые для формирования умений более глубинного уровня, чем внешние атрибуты конкретных действий и операций. Это следствия вынужденной спешки при обучении большого числа членов. Это очень важный резерв развития с нашей точки зрения, но для его реализации требуется специальное проектирование групповой работы тренера с командой и каждым членом.
  2. Показатели состояния социальной структуры указывают на достаточно жесткие нормативные требования и жесткую степень социальной дифференциации внутри группы. Видно, что нормативные требования руководителя ориентированы на развитие требуемых ему индивидуальных качеств каждого. Это очень сильно представлено в показателях. Можно утверждать, что все дети группы чрезвычайно мотивированы и находятся в сильно развивающей для каждого из них ситуации. Но эта гиперболизация не оптимальна для большинства. Фиксируется высокая степень развития психофизиологических показателей каждого, по сравнению с группой обычных школьников.
  3. Чрезвычайно сильно в социальной структуре группы представлен процесс стремления к индивидуальной автономии - каждый стремится "быть лучшим" среди всех, но это порождает как следствие внутренний хаос, "толкание локтями", снижает желание к связыванию своих действий с партнерами, толкает к решению более действовать самостоятельно, чем координироваться с действиями других.
  4. Социальная структура вертикальная, иерархичная и разбита на шесть групп. 
    Первая группа 41, 33, 2, 19, 27, 15, 44, 28, 25,32 - абсолютные лидеры;
    вторая 36, 16, 20, 34, 18, 22, 39, 31, 3 - лидерский резерв;
    третья 7, 23 - граница оптимально активной части группы;
    четвертая 37, 5, 21, 42, 26, 14, 10, 35, 1, 4, 8, 12, 9 - резервная (мягкая среда пребывания в группе) ;
    пятая 40, 29, 30, 11, 13, 43, 45, 38 - энергозатратная (крайне тяжелая среда пребывания в группе);
    шестая 17, 6, 24 - загрупповые члены.
  5. Особенности психофизиологических процессов в целом по группе: доминирует крайняя импульсивность, реактивность над ориентировочными реакциями, анализом ситуации, расчетом. Энергозатраты большинства крайне не оптимальны. Установочные процессы в сознании направлены на прорыв, создается впечатление будто все и каждый стремятся сделать одно дело - непременно забить шайбу, прорватьтся к воротам, но исключительно в одиночку, так как силы расталкивания друг друга и стремление к превосходству друг над другом очень сильны. Поэтому действия каждого нередко могут казаться нелепыми, несуразными, и не понятно чем обусловленными - образно: энергии много, а игрового ума и игровых умений мало.

 

Отчет № 2 по результатам анализа сравнения данных первого и второго среза по методу "Социомониторинг" в группе хоккеистов 1993 г.р.
 
Рис. 1. Замер №2. Спорт. Совокупное воздействие партнеров.

 
Рис. 2. Замер №2. Спорт. Статусные эллипсы

Сравнительный анализ общих показателей по первому и второму срезу свидетельствует о значительном улучшении характеристик состояния социальных процессов в следующих аспектах:
 
  1. Значительно снизились импульсивность и реактивность в целом по группе; хаотичное и суетное поведение, наблюдавшееся в период первого среза, заменилось более уверенными и целенаправленными реакциями.
  2. В целом социум группы стал более стабильным, мерным, структурированным (но без снижения скоростей движения и работы детей).
  3. Во втором замере наблюдается значительная "экономия" индивидуальных энергетических затрат: почти все дети выстроили свои пространства оптимально, конструктивно, без избыточных связей. В позиции каждого члена группы наблюдается значительный переход к выстраиванию целевых, осознанных связей. Они будто стали, наконец, учиться друг у друга, и перестали стремиться выделить свою позицию, в ущерб позиции партнера.
  4. В целом намного мягче (осмысленней) стали реакции в отношении друг друга. Значительно снизился показатель хаоса, дезинтеграции. Снизились отрицательные связи, выросло число нулевых связей, стали умереннее крайние положительные связи. Это свидетельствует о том, что дети все стали больше видеть игровое учебное пространство, упреждающе строить действия, а не двигаться импульсивно и хаотично по большому полю в разные стороны. Снижение числа отрицательных связей в пользу роста числа нулевых, свидетельствует о наличии устремленности освоить навык, сформировать умение, добиться результата и уйти от ненужной социальной борьбы внутри команды. Стал актуальнее лозунг "работать друг с другом, а не "возиться" впустую друг с другом".
  5. Так называемый "хвост" отстающих, значительно проявленный в первом замере, во втором замере заметно сгладился, что свидетельствует о более оптимальном переструктурировании связей внутри большой группы (45 человек). Социум раздробился, на подгруппы, но сами подгруппы увязаны между собой. Нет ситуации автономности между ними, что оказывает благоприятное действие на систему отношений между членами разных подгрупп.
  6. Значительно улучшились физиологические показатели у каждого мальчика. Общая гармонизация обстановки внутри всей группы облегчила многим детям занятия в громадной по численности и тяжелой социальной структуре.
  7. При сохранении со стороны тренера подхода к организации групповой деятельности детей, можно интенсифицировать отработку сложных задач - дети их потянут без значительной перегрузки для себя. Состояние социума еще в течение 20 дней будет благоприятствовать работе детей над сложными задачами.
Тройки нападающих.

Тройки спроектированы на основе положительных связей, проявленных как в первом, так и устойчиво сохранившихся во втором замере. 

П….ов - К…ов - Р…цев
А…ов - Л…чев - С….ов
Чу….в - В….в - Ш….н
Ш…н - М…..в - Н……в
В……в - К……н - П…….в
 

 

22.08.2002

 

 

Copyright © Социомониторинг Все права защищены.

Опубликовано на: 2005-11-07 (2052 Прочтено)