Пример экспертного заключения для средней школы

Справка по результатам анализа данных социомониторинга на объекте 7в - 8в (замеры: май 2002, ноябрь 2002) школы "N". 

Рис. 1. Замер 20.05.02 7в. Совокупное воздействие партнеров

Рис. 2. Замер 20.05.20 7в. Статусные эллипсы

Рис. 3. Замер 22.11.02 8в. Совокупное воздействие партнеров

Рис. 4. Замер 22.11.02 8в Статусные эллипсы

    Общее видение по результатам просмотра двух диагностических срезов: фиксируется недостаточно благоприятное стечение обстоятельств в развитии социальной ситуации, прогнозируется тенденция в усилении негативных аспектов в ближайшем времени.
    Суть проблемы: в 7 классе объект уже устойчиво вышел из-под нормирующих влияний классного руководителя и набрал очень сильную инерцию действия внутренней нормы. Сформировавшаяся внутренняя естественная (по типу улицы или двора) норма, уже в 7 классе была максимально комфортна достаточно большой группе детей, но при этом оставляла за своими границами так же довольно большую часть класса - примерно 30 процентов. Норма отношений в центральной группе была такова - "мы все отличные ребята, у нас много общего, не связанного со школой. Школа - это прекрасное очень удобное место для встречи, чтобы обсудить наши мировые проблемы, мы любим свою школу, и идем в нее с радостью". В этом состоянии нормы успехи в учебе оценивались по типу "мне везет, а тебе нет; сожалею!". 
    Социальный дискриминационный фактор, отделявший группу в 30% численности класса, имел естественную природу по типу: "ты нам парень просто не подходишь; а ты - давай к нам; а ты - ладно, пока не мешаешь, постой, послушай". Социальная структура имела внутри себя 4 уровня: центральная группа заняла 3 уровень- костяк уличной культуры (в хорошем смысле здоровой веселой дворовой детской компании); элитная часть - это те, которым очень везет в учебе - 4 уровень, но их мало, их уважают, и они при этом разобщены. 
    Детей 4 уровня центральная группа удерживает рядом с собой по одиночке и на расстоянии от себя. Им не удается интегрироваться в виду их маленькой групповой массы. 2 уровень - тихая середина класса: их мало, они похожи друг на друга, их "центр" терпит, они никуда не суются и не мешают, с интересом наблюдают за живой жизнью "центра". 1 уровень - "невезучие" и в учебе, и в жизни. Они разобщены, но каждый держит границы социального пространства - им очень тяжко, так как именно через них проходит связь "центра" со школой. Здесь обиды, иногда стычки с "центром", грусть, нежелание приходить в школу.
    Очень большой группы детей не было на замере 9 человек. Поэтому, перечисление фамилий по конкретным позициям, а именно, кто в какой группе, будет слишком неточным. Но общая тенденция по социальной ситуации достаточно надежно выявлена.
    В 8 классе несколько улучшилась характеристика структуры - она стала трехуровневой со значительным стиранием границ между ними, но природа "центральной" группы осталась та же, даже несколько усилилась, т.е. в "центр" втянулись новые силы, он вырос по массе. Видно, как пытается классный руководитель повлиять на "Центральную" норму, но она очень комфортна детям и они не собираются от нее отходить, напротив, фиксируется формирование внутреннего высоко устойчивого процесса сопротивления вдруг "ожившему" классному руководителю. Предполагается наличие проявлений открытой конфронтации классного руководителя и детей. Открыто спорят и препираются друг с другом.
    Способ нормировки, выбранный классным руководителем, не очень удачный. Она говорит как бы от лица школы, от лица "целого государства", пытается урезонить "молодой народ". А собственное (человеческое) лицо прячет от детей. Вероятно, в общении с классом преобладают тексты: "мне некогда с вами возиться, давайте дневники, пусть ваши родители разбираются, что с вами делать, и посмотрим кто прав". Дети крайне негативно относятся к позиции классного руководителя. Диалога не получается, так как говорить не с кем: человек представляет не себя лично, а школу, государство. Что с ним говорить? Фиксируется ситуация крайнего позиционирования, а более точно - противостояния.
    Дети поняли, что пошла какая-то нормировка сверху, но старую норму удерживают и прячут ее от глаз взрослых. Их лагерь приобретает под влиянием этого позиционирования еще более сильную устойчивость, так как они сплачиваются в своем противостоянии с официальным лицом.

Рекомендации:

  1. Управленческая задача - необходимо помочь классному руководителю войти в личностный контакт с детьми, преодолеть формализм в общении.
  2. Для выполнения этой задачи необходимо завучу по воспитательной работе, не обращаясь к тексту данной справки!, поговорить с классным руководителем с целью выяснить, как он(она) общается с детьми, о чем преимущественно говорит с ними. Скорее всего, классный руководитель будет говорить следующее: "Я постоянно звоню домой родителям, я строго слежу за дисциплиной, я записываю в дневники все проблемы детей, а они на это не реагируют, а только все больше прогуливают. Больше не знаю, что еще делать". Из беседы будет видна личностная отстраненность от детей, отгораживание от них в человеческом общении. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо на основе знания опыта классного руководителя, его возрастных особенностей дать рекомендации по формированию конкретного содержания общения с детьми и предложить конкретные формы реализации данного содержания. Т.е. классный руководитель должен выйти из позиции формального контролера, и перейти на позицию непосредственного включенного управления групповой жизнью. Ему необходимо войти в личностный контакт с ребятами, чтобы "пройти" через принятую в группе норму, овладеть ею, а затем вывести группу на другой уровень нормы, сформированный уже вместе с ними.
  3. После осуществления конкретных действий классным руководителем, спланированных и реализуемых под непосредственным контролем завуча, необходимо сделать повторный срез с интервалом 1 месяц после начала плановых действий, для определения направления динамики социального процесса. На данном этапе специального психологического вмешательства не требуется. Необходимо выявить резерв воспитательного потенциала классного руководителя при методической поддержке завуча. Им необходимо начать совместные действия безотлагательно. По возможности, план выработанных действий должен быть фиксирован на материальном носителе, в зависимости от остроты состояния текущей учебно-педагогической ситуации (отметки, пропуски уроков).
05.12.2002.
 
Copyright © Социомониторинг Все права защищены.

Опубликовано на: 2005-11-13 (1652 Прочтено)