Подход к комплексному информационному обеспечению здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении (на примере МОУ Некоузская СОШ)

Муравьёва И. Г., Николаева Е. А., Кабузова О. С., Хабарова О. Е.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» утверждается: «...Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов».

О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые и практики в области педагогики и психологии.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

В Концепции общего среднего образования определены цели и задачи формирования личности ребенка в новой парадигме образования.

Итак, на уровне общественного сознания очевидна необходимость сохранять здоровье детей в годы школьного обучения, но при этом большинство родителей и педагогов недостаточно понимают своё место и роль в выполнении этой задачи. По данным опроса, проведенного Лабораторией физиолого-здравоохранительных проблем образования под руководством профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного (г. Сергиев Посад), большинство родителей (85%) считают, что отвечать за здоровье детей, в первую очередь, обязаны они, во вторую – врачи, в третью – государство, в последнюю – педагоги. Учителя солидарны с родителями и так же, как они, считают, что педагоги обязаны в последнюю очередь отвечать за здоровье детей. Вместе с тем, 77% родителей считают, что их дети теряют здоровье именно в процессе школьного обучения. Следовательно, вопрос стоит в правильной организации деятельности по здоровьесбережению, которая должна осуществляться непрерывно и координировано родителями, педагогами, медиками на протяжении всего периода школьной жизни детей.

Всемирная организация здравоохранения определяет «здоровье» как «состояние физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось).

Из определения, однако, «остаётся неясным, что следует понимать под состоянием физического благополучия, не говоря уже о благополучии социальном, а тем более, – о благополучии духовном». [1, с.10]. Такое определение не даёт нам чётких критериев оценки состояния здоровья, и, следовательно, методов, которые уместно было бы применить для его измерения. Как следствие – сложности в организации деятельности по сохранению здоровья.

Очевидно, что на теоретическом уровне вопрос об определении понятия «здоровье» пока не решен, и это сдерживает практику управления деятельностью по здоровьесбережению. Поэтому сегодня требуется организация и проведение пилотажных видов работ, ориентированных на поиск существенных характеристик состояния здоровья учащихся, относящихся к физическому, социальному и духовному благополучию.

В МОУ Некоузская СОШ с учетом положений, представленных в документах разных уровней о состоянии здоровья детей, были определены три объекта для проведения систематического наблюдения, имеющие прямое отношение к состоянию здоровья школьников: а) динамика развития учащихся; б) динамика развития ученического коллектива; в) система здоровьесберегающей деятельности в школе. Эти три объекта в реальности непосредственно соотнесены друг с другом: каждый учащийся включен в ученический коллектив, а ученический коллектив является частью всей школьной организации. При определении объекта наблюдения нами соблюдался принцип системности, где единицей наблюдения является каждый ребенок, для которого учебная группа и школа в целом являются соответственно микро- и макросредами. Такое соотнесение объектов наблюдения определяет подход к классификации и упорядочиванию всего массива данных.

Состояние каждого объекта было определено через ряд параметров, и соответствующих им показателей и критериев для оценки текущего состояния. Определены методики, по которым проводится исследование состояния данных объектов в режиме мониторинга.

В результате измерений получается довольно обширное пространство разнородных данных. После первичной обработки их необходимо не просто сопоставить, а связать в некоторую целостность так, чтобы было удобно проводить анализ, и далее на его основе принимать управленческие решения по организации адресной здоровьесберегающей деятельности.

Первый объект наблюдениядинамика развития учащихся в рамках нашего подхода концептуально и формально определен следующим образом.

Для объединения данных, имеющихся в школе по поводу конкретного учащегося, существуют естественные предпосылки – единство и взаимосвязь всех процессов, происходящих как в организме самого ребенка, так и в среде его пребывания. Необходимо каждое состояние ребенка и среды отображать через множество информационных маркеров и соотносить по фактору времени их наблюдения. В этом отношении любая методика обследования представляет проекцию текущего состояния ребенка и окружающей его среды на ограниченное количество используемых критериев диагностики. Их объединение позволяет повысить общую информативность оценки состояния системы «ребенок-среда» и, как следствие, улучшить качество диагностики и повысить эффективность организационных мероприятий в целом [2]. Дополнительный интерес представляют вопросы объединения наряду с медицинскими данными всего контекста имеющихся на ученика данных и их соотнесения с данными организационного порядка: спортивными мероприятиями, успеваемостью, режимом труда и отдыха, педагогическим наблюдениями, результатами контрольных испытаний и мн. др. В этом, на наш взгляд, заключается общий методологический подход к информационному обеспечению процесса принятия управленческих решений в системе здоровьесберегающей деятельности школы.

В пилотажных работах процедура сопоставления данных нами производилась на основе принципа комплексирования. Комплексирование данных возможно при наличии единого основания. Поскольку данные собирались по персонам, затрагивая разные аспекты жизненной ситуации ребёнка, то сам ребёнок и стал той «точкой схода», которую была принята за основание комплексирования разнородной информации. Для комплексирования нами была взята только объективная и официальная информация, традиционно собираемая во всех образовательных учреждениях. Психологические методики на пилотажном этапе в обработку не включались, но в перспективе нами предполагается их использование.

Техническое решение задачи комплексирования разнородных данных на данном этапе было реализовано с помощью электронной таблицы Excel. Для этого была сформирована единая база данных из следующих официальных сведений, имеющих прямое и косвенное отношение к развитию учащихся:

·     заболевания, имеющиеся у детей (источник: медицинские карты)

·     успеваемость (источник: журнал успеваемости)

·     социальная ситуация в семьях (источник: социальный паспорт класса)

·     постановка на учёт в КДН, РОВД, ВШУ (источник: официальные документы из данных учреждений)

·     национальность (источник: личное дело ученика)

Все эти сведения были представлены в виде ряда шкал с двумя полюсами – положительной и отрицательной выраженности признака. При этом отрицательное значение принималось нами за обстоятельство, отягчающее пребывание ребёнка в школе. В итоге каждая из обозначенных выше шкал приняла следующий вид:

- наличие (или отсутствие) какого-либо заболевания

—  здоровы (не имеют заболеваний)

—  практически здоровы

—  имеют заболевания органов зрения

—  заболевания органов дыхания

—  органов пищеварения

—  часто болеют

—  заболевания почек и мочевыводящей системы

—  сердечнососудистые заболевания

—  заболевания опорно-двигательного аппарата

—  ЛОР-заболевания

—  имеют расстройства психики

—  болезни эндокринной системы

—  заболевания центральной нервной системы

—  имеют другие заболевания

—  имеют несколько заболеваний.

- наличие какого-либо состояния неблагополучия в семье (в противовес полной благополучной и обеспеченной семье):

—  неполные семьи

—  малообеспеченные семьи

—  неродные семьи (опека и приёмные семьи);

- наличие неуспеваемости по основным предметам (в противовес отлично справляющимся детям и хорошистам):

—  неуспевающие

- наличие контрольного учёта за ребёнком со стороны организации, связанного с нарушением им норм поведения:

—  внутришкольный учёт

—  учёт в КДН

—  учёт в РОВД

- нерусская национальность:

—   нерусские

Вышеперечисленные жизненные обстоятельства, отягчающие пребывание ребёнка в учебном процессе, мы назвали факторами, учет которых в управлении учебным процессом необходим для реализации цели здоровьесбережения.

Результатом комплексирования данных стало выделение из всего списка учащихся школы подгрупп детей, имеющих разный набор этих факторов. Поскольку в общей совокупности данных принципиально невозможно сравнить факторы между собой и оценить степень тяжести их влияния на школьную жизнь конкретного ребёнка, полезным оказалось наблюдение распределения суммарного количества факторов, приходящихся на одного ребёнка, по контингенту детей школы в таб. 1.

Таблица 1

Имеют один
отягчающий
фактор

Имеют два
отягчающих
фактора

Имеют три
отягчающих
фактора

Имеют четыре
отягчающих
фактора

224 чел.

112 чел.

19 чел.

15 чел.

 

 

Данные сведения являются важными основанием планирования работы по здоровьесберегающей деятельности с каждой из выделенных групп в отдельности.

Второй объект наблюденияразвитие ученического коллектива – концептуально и формально определен нами следующим образом.

Место пребывания ребёнка в школе строго задано в организации посредством его включения в состав учащихся класса, соответственно возрасту.

Эмоциональное и психофизиологическое состояние ребёнка в школе подвержено действию стихийных факторов, возникающих в учебном процессе. Поэтому наряду с вышеперечисленными факторами следует учитывать социальную среду класса как фактор, косвенно влияющий на состояние его физического здоровья и непосредственно влияющий на состояние его социального и духовного здоровья.

Социальная среда в учебных группах нормируется, контролируется и формируется взрослыми людьми, т.е. она подвластна целевому и сознательному управлению. Все другие обозначенные выше факторы, как то: хронические заболевания, особенности семейной ситуации детей, их национальность – не являются объектом непосредственного влияния школы и ею не порождаются, но могут проявляться обостренно под влиянием фактора школьной среды. При правильном подходе к здоровьесбережению, школа должна учесть все жизненные обстоятельства ребенка при построении индивидуальной работы с ним и при наличии негативных факторов создать максимально комфортную социальную ситуацию в учебной группе, а также снизить эмоциональные и физические нагрузки в учебном процессе. В этом и заключаются те действия по здоровьесбережению, которые школа может и должна осуществить. Это действительно позволит сберечь здоровье детей, или, по крайней мере, не ухудшить его.

Таким образом, динамика развития ученического коллектива рассматривается нами как функция от волевых, сознательных и целенаправленных действий педагогов и воспитателей.

Для организации контроля состояния социальной среды в учебных группах в МОУ Некоузская СОШ с 2004 года используется программно-методический комплекс «Социомониторинг». Он позволяет не только математически точно рассчитать показатели социальной адаптации, социальной напряжённости в классе, но и визуально в виде наглядного изображения представить состояние социальной структуры в каждом учебном классе. На рис.1 представлен вид одной из экранных форм компьютерной программы «Социомониторинг», позволяющий наблюдать расположение социальных позиций каждого учащегося в группе на момент проведения замера. Фигурки эллипсов обозначают социальную позицию конкретного члена группы. Цвет эллипсов соответствует полу ребенка: синим цветом обозначены позиции мальчиков, красным – девочек. Вся совокупность эллипсов отражает состояние социальной структуры группы.

Параметрами, по которым можно судить о степени комфортности пребывания ребёнка в социальной среде группы, в методе «Социомониторинг» являются следующие:

1)           место социальной позиции ребёнка в социальном пространстве класса: если эллипс располагается удаленно от места общего скопления эллипсов и при этом находится в нижней части скопления, или, боле того, во II, III и IV квадрантах координатной плоскости, то состояние среды пребывания для ребенка квалифицируется как дискомфортное, и ребенок по средовой ситуации относится к группе риска развития школьной дезадаптации;

2)           размер фигуры эллипса – показатель величины энергозатрат, производимых ребёнком в процессе его пребывания в учебной группе: чем больше площадь эллипса, тем больше жизненной энергии ученик тратит на пребывание в классе.

Экранные формы компьютерной программы позволяют нанести на них данные из сформированной нами электронной таблицы с помощью цветовых обозначений и получить наглядно целостное представление об особенностях и «тяжести» пребывания в учебной ситуации каждого ребёнка в классе. Кроме того, программа «Социомониторинг» позволяет делать выборки людей, входящих в состав разных групп.

Пример комплексированных данных по первому и второму объектам наблюдения по отношению к конкретной персоне (Б.А., 11 класс) приведён на рис. 2. Слева – список собранных по школе данных, справа – положение этой персоны в социальном пространстве детей школы в выборке по медицинским показаниям «дети с заболеваниями почек и мочевыделительной системы» (цвета обозначают разные факторы, имеющие место быть в жизненной ситуации ребенка).

Таким образом, в комплексированном виде, полученном путем последовательного связывания данных, – вначале с помощью электронной таблицы Excel, а затем с помощью переноса обобщенных данных на ребенка путем приема нанесения цветовой графики на экранные формы программы «Социомониторинг», – все собранные объективные сведения дают максимально полное и точное представление о степени тяжести реализации учебной деятельности для каждого ребенка школы.

Разные жизненные обстоятельства накладывают отпечаток на комфортность пребывания детей в школе и состояние их здоровья, отсюда становится очевидной необходимость пересмотра подхода к организации массовых оздоровительных мероприятий с учетом адресного сопровождения каждого ребёнка.

Собранные и упорядоченные таким образом сведения по всем учащимся школы выступают объективной базой для принятия качественных управленческих решений и организации деятельности сопровождения по здоровьесбережению всех нуждающихся детей разными участниками образовательного процесса.

Пример. Краткое описание программы работ специалистов разных ведомств и школы по здоровьесберегающей деятельности в отношении ученика «N», составленный на основе данных комплексной системы мониторинга.

Работа с «N» ведется на основании результатов анализа комплексной информации, свидетельствующей о крайне тяжелых условиях процесса его жизнедеятельности.

Рис. 3

По данным наблюдается, что наряду со школьными факторами (неуспеваемость) имеются негативные факторы нешкольной природы («опекаемый», «невроз», «КДН»). Школьная служба здоровья начала проводить работу в тесном взаимодействии с социальными партнерами школы.

Социальные педагоги школы организовали систематическое посещение семьи ребенка и обратились в районную службу сопровождения семьи за материальной и юридической помощью.

Ребенок проживал у родственников с очень низким материальным достатком, место нахождения матери было неизвестно. В это же время Управляющий Совет школы обратился в комиссию по делам несовершеннолетних о постановке на учет семьи «N». Сотрудники службы сопровождения семьи разыскали мать, но она отказалась воспитывать сына, тогда семье родственников помогли оформить опеку над «N», оказали материальную помощь.

Психологом школы подросток был включен в группу тренинга «Учимся общаться» с целью формирования коммуникативных навыков и систематическую индивидуальную работу.

Школьный фельдшер контролирует состояние здоровья «N» и его семьи, санитарные условия проживания.

Подросток наблюдается педиатром по основному заболеванию.

В классе, где учится «N», был проведен малый педсовет. Решением педсовета учащийся поставлены на контроль Управляющего совета школы, где ему оказывается в том числе моральная поддержка со стороны старших учащихся и сверстников класса.

По итогам работы «N» стал жить в семье опекуна, улучшилось материальной положение подростка (стали получать пособие), появились все школьные принадлежности.

Постепенно и неуклонно рос показатель комфортности пребывания в ученика «N» классе, и об этом наглядно свидетельствуют данные «Социомониторинга». У юноши в классе сформировалась большая референтная группа, появились близкие друзья.

 

По наблюдениям педагогов «N» стал более спокойным, менее демонстративным в поведении на уроках и в перемены, активным в обсуждении материалов урока. На текущий момент (весна 2012 года) наблюдаются проблемы с посещением уроков, но в целом общую ситуацию по здоровьесбережению ученика «N» можно охарактеризовать как положительную.

Разработанный в рамках пилотажных работ подход к информационному обеспечению процесса принятия решений по здоровьесберегающей деятельности в МОУ «Некоузская СОШ» прост и удобен, т.к. позволяет опираться преимущественно на традиционные виды данных и комплексировать их с данными метода «Социомониторинг». Эффективность всех производимых мер по здоровьесбережению наблюдается безотлагательно с помощью одной и той же системы мониторинга.

Литература

1.       Лакин В. В. К проблеме определения понятия «здоровье» как интегрального показателя состояния пространства жизнедеятельности человека.//Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. МОиНРФ, ГОУ ИРО, Ярославль, 2004. – 98 с.

2.       Розинов А. В., Ceргейчик В. В., Филатов И. А. Разработка средств комплексированияразнородной информации для многопрофильных медицинских учреждений. Источник: http://www.biosoft-m.ru

3.       Хабарова О. Е. Отношения участников образовательной практики как объект мониторинга качества образования.// Мониторинг качества образования на школьном уровне. Сборник статей. Под ред. канд.пед.наук Т. А.Степановой, Ярославль.: Департамент образования Ярославской области, 2002. – 57с., с.18-33. (источник материала в сети интернет)

4.       Хабарова О. Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» //Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. Методическое пособие. Ч I (книга 2). Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, Минобрнауки Росси, 2004. – с.123., с. 1-77.

Показать в новостях: