Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних на основе ПМК «Социомониторинг»

Шубникова Е. Г.

Одной из самых социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является следующая: поиск путей снижения роста правонарушений среди детей и подростков и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этих задач обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего, тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер.

Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. Особое значение в профилактической деятельности имеет организация системы диагностики. Одним из наиболее эффективных и продуктивных способов диагностики причин противоправного и зависимого поведения среди детей и молодежи является разработанный О. Е. Хабаровой программно-методический комплекс «Социомониторинг».

Он предназначен для осуществления систематического наблюдения за стихийными социальными процессами в институционально организованных группах. Технология применения ПМК «Социомониторинг» разработана с учетом условий проведения массовых скрининговых исследований. Комплекс позволяет вводить и накапливать информацию, проводить различные виды статистической обработки данных, отслеживать динамику показателей социальных процессов на индивидуальном, групповом и массовом уровнях в течение сколь угодно длительного времени, а также исследовать состояние социума при разовых срезах.

По мнению Л. С. Алексеевой и О. Е. Хабаровой, комплекс «Социомониторинг» позволяет оценивать социальную среду подростков и их социальное пространство, выявлять скрытые, неосознаваемые зоны отношений, их мотивы и причины агрессивности, стрессовых состояний, суицидальных наклонностей, склонностей к зависимому поведению. В рамках комплекса ведется мониторинг реалий жизненного пространства и личности подростков: содержания межличностных отношений, устойчивых стереотипов образовательной деятельности, механизмов регуляции поведения в семье, в образовательных учреждениях. Анализ полученной информации позволит установить факты существования зависимости и попадания подростков в группу риска.

Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей с дезадаптацией оказалось возможным на основе использования автоматизированной информационной системы ПМК «Социомониторинг», ориентированной, прежде всего, на диагностику образовательной среды. Система социально-педагогического мониторинга предполагает наблюдение любых по численности и особенностям объектов системы «ребенок – образовательная среда».

При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-педагогического мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения детей. В большинстве случаев феномены дезадаптации наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный социальный факт. В большинстве случаев, которые удалось наблюдать, феномены крайне дезадаптивного поведения имелись там, где деятельность классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной.

Было установлено:

– подростки, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних, имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это позволяет наработать правила, по которым станет возможным выявление детей, находящихся на ранних стадиях развития дезадаптации;

– существует связь между типом установившихся в школе «правил поведения» и характером асоциального поведения детей в образовательном учреждении;

– система социально-педагогического мониторинга позволяет отследить влияние на формирование дезадаптивного поведения подростка внутрисемейных конфликтов и прогнозировать тип будущего проявления дезадаптации (агрессивное поведение, уклонение от общения и учебы, аутоагрессия и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не зависит от проблем в отношениях родителей.

Экспериментальная работа по изучению эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних была проведена на базе АУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Новочебоксарска Чувашской республики. В исследовании принимали участие группа из 10 человек, из них 2 мальчика и 8 девочек в возрасте 16-17 лет. Группа была выбрана на основе анализа данных, полученных нами в Комиссии по делам несовершеннолетних. Было выявлено, что 4 девочки группы находятся на учете в комиссии.

В начале нашей опытно-экспериментальной работы по избранной теме мы использовали ПМК «Социомониторинг». Анализ полученных результатов был проведен с помощью автора метода О. Е. Хабаровой. Согласно данным психолого-педагогических характеристик учащихся, представленным психологом учреждения, мы заключаем, что в количественном плане в группе имеются:

– 4 человека, демонстрирующих средний уровень учебных результатов («3/4») и при этом не состоящих на учете в КДН, – 40% учащихся;

– 4 человека, демонстрирующих уровень учебных результатов ниже среднего («3») и при этом состоящих на учете в КДН, – 40% воспитанников;

– 1 человек, являющийся формальным лидером группы – староста – и при этом не состоящим на учете в КДН – 10% учащихся;

– 1 человек, являющийся аутсайдером и при этом не состоящий на учете в КДН, – 10% воспитанников.

Таким образом, в данной группе 60% учащихся не состоят на учете в КДН, а 40% состоят на учете. В группе не зафиксировано неуспевающих учащихся.

Полученные данные представлены в нескольких рисунках.

 

Рис. 1. Пространственная модель социальной структуры группы

с указанием стратификационных слоев, типологией поведенческих образов (цвет) и взаимными положительными связями (линии)

На рис. 1 видно, что учащиеся, состоящие на учете в КДН, располагаются слева в социальном пространстве и образуют свою, достаточно автономную микрогруппу. Более того, эта группа составляет первый, т.е. высший стратификационный слой группы, в который входит и формальный лидер группы – староста (см. на рисунке позицию члена группы №5). Данные социомониторинга подтверждают, что, несмотря на результаты психолого-педагогической характеристики (способность быть лидером – низкая!), 5-й член группы имеет больше всех взаимноположительных связей – пять.

Неформальным лидером, по данным социомниторинга, является член группы №3, т.к. он имеет самое большое значение величины параметра «популярности» (TPI = 1.67) и число взаимноположительных связей у него на единицу меньше, чем у старосты группы.

Аутсайдером является член группы №6 – он не образовал ни одной взаимноположительной связи с членами группы. В связи с этим можно утверждать, что пропуски занятий, зафиксированные в характеристиках только у данного члена группы, далеко не случайны и имеют, скорее, не психологическую, а социально-педагогическую природу и обусловлены низким качеством воспитательной работы куратора группы.

Рис. 2. Рейтинг популярности членов группы и их место в стратификационных слоях

На рис. 2 первую, вторую, третью и пятую позиции занимают девочки, состоящие на учете в КДН. На четвертом месте староста группы. Это позволяет предположить, что у всех учащихся данной группы сформированы установки на прямую или косвенную поддержку асоциальных форм общественного поведения, поэтому они и отдают свои предпочтения тем членам группы, которые демонстрируют именно такие поведенческие образцы. В связи с этим можно предположить, что воспитатель занимает формально-попустительскую позицию и не влияет на то, чтобы наиболее популярными в группе были учащиеся, не склонные к нарушению норм общественного поведения.

Рис. 3. Количество взаимноположительных связей у каждого члена группы

 

Формальный лидер – №5: максимальное число взаимно положительных связей.

Неформальный лидер – №3: наибольшее значение величины показателя «рейтинг популярности».

Выводы:

1.       Дети, состоящие на учете в КДН, являются самыми популярными членами группы.

2.       Неформальный лидер группы имеет самый высокий рейтинг популярности и при этом является состоящим на учете в КДН, а формальный лидер (староста) обеспечивает устойчивость всей социальной структуры при главенствующей позиции автономной микрогруппы девушек, состоящих на учете в КДН.

3.       Такое состояние социальной структуры является следствием попустительской позиции куратора (воспитателя) группы или полного отсутствия его влияния.

4.       В целом в группе сложился комфортный для большинства ее членов микроклимат, при котором ценности и установки определяются группировкой девочек, состоящих на учете в КДН.

5.       Член группы №6, являющийся аутсайдером, скорее всего, имеет оппозиционные ценностные установки и пассивно противостоит лидирующей группировке. Именно поэтому он занимает позицию невмешательства, социальной отстраненности, что и объясняет его пропуски занятий. Тогда причиной его низкой мотивации на пребывание в учебном процессе и пропуски занятий является негативная с морально-ценностной точки зрения социальная обстановка в группе, за которую несет ответственность официальное лицо – классный руководитель (куратор).

В связи с этим можно констатировать, что в исследуемой учебной группе государственного учебно-образовательного и воспитательного учреждения при попустительской позиции классного руководителя сформировалась обстановка, максимально благоприятная для формирования и развития антиобщественных установок и ценностей и препятствующая формированию и развитию морально-нравственных ценностей и установок у учащихся данной группы.

Представленные факты убедительно свидетельствуют, что требуется кропотливая и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды со стороны управленческих структур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов центров социально-психологической реабилитации. Такая работа может значительно повысить уровень эффективности профилактической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями.

 

Литература

1. Алексеева, Л. С., Хабарова, О. Е. Мониторинг наркотической зависимости детей и подростков: социально-педагогический аспект // Социальная педагогика в России. – 2010. – №2. – С. 76-82.

2. Хабарова, О. Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг»: методические рекомендации / О. Е. Хабарова. – Ярославль: ООО «Центр мониторинговых исследований», 2003. – 80 с.