Об идеальном состоянии социальных отношений

18 сообщений / 0 new
Последнее сообщение
Ольга Хабарова
Аватар пользователя Ольга Хабарова
Offline
Был здесь: 6 месяцев 3 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-14 15:45
Об идеальном состоянии социальных отношений

Уважаемые коллеги и гости форума! Вопрос об идеальном состоянии социальных отношений весьма осторожно ставился уже не один раз в рамках курсов по освоению программно-методического комплекса "Социомониторинг сервис". Но вот только сейчас настала пора пытаться разобраться в этом вопросе в форме письменного текста, что более ответственно. Приглашаю к общению философов, теоретиков, ученых и практиков, а также всех-всех желающих разобраться в этой, на мой взгляд, самой сложной проблеме человечества - формировании понятия идеального состояния социальных отношений. Свой текст я буду строить в предельно жесткой для себя рамке, так как с моей стороны речь пойдет об интерпретации результатов измерения величины интервала в хронотопе пары (группы и более) реально общающихся и взаимодействующих людей. Жду ваших первых слов-мыслей!

arkul64@mail.ru
Аватар пользователя arkul64@mail.ru
Offline
Был здесь: 6 месяцев 4 дня назад
Зарегистрирован: 2013-12-02 16:51

Ольга Ефимовна!Здравствуйте. Вопрос, касающийся интерпретации результатов измерения величины интервала в хронотопе группы реально взаимодействующих людей, волнует меня давно. На курсах Вы неоднократно повторяли, что аутсайдер в классе - это "совесть класса".На практике, зная детей,условия их жизни и семейного воспитания, наблюдаю следующее: аутсайдер - это ребенок, нарушающий все классные и школьные нормы,с асоциальным поведением и всеми вытекающими последствиями: регулярные прогулы,неуспеваемость,внутришкольный учет и т.д. Почему такого ребенка можно считать "совестью класса"? С уважением, Наталья Шавейникова.

maypus
Offline
Был здесь: 4 года 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-09 13:31

C Вашего позволения, я немного порассуждаю на основании моего личного опыта + профессиональных знаний + представлений мировоззренческого плана. Пока в общем.
Каждый ребенок изначально хочет быть хорошим и очень старается быть таким. Каждый.
В качестве очень яркого примера приведу как я сама однажды отчитывала маленького сына. Говорю ему: "Какой непослушный мальчик!" На что он расплакался: "Я шушный!" (послушный)
Каждый малыш старается сделать что-то хорошее, чтобы порадовать родителей, обратить на себя их внимание. Если не получается этого внимания получить, то потребность во внимании меньше не становится. Наоборот, она никуда не девается и накапливается, аналогично скапливающейся в бочке дождевой воде. Многократно не получив "позитивного" внимания и однажды "отхватив" большой кусок "негативного", ребенок вынужденно переходит на доступный ему "источник" удовлетворения насущной потребности. Формируется поведение определенного типа.
С другой стороны, ни один ребенок изначально не настроен плохо по отношению к другому живому существу. Иллюстрацией может служить "комплекс оживления", возникающий уже в первые недели жизни малыша и обращенный изначально к взрослому, а затем к любому другому человеку. При позитивном опыте общения и взаимодействия формируется позитивная установка по направлению к миру, при негативном - соответствующая.
Вернусь к "совести класса".
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля дает следующее определение понятия совести: "СОВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития."
Аутсайдером, действительно, становится ребенок, выходящий за границу "добра", нормы, установленной в среде его пребывания. И наличие возможности у каждого ребенка попасть в зону влияния этого "добра" говорит о его, добра, качестве.

Кажется, я забралась туда, где словами уже говорить не могу ))) Но общее ощущение мысли, вроде, должно возникать от текста )))
Майя

TonyR
Аватар пользователя TonyR
Offline
Был здесь: 4 месяца 2 недели назад
Зарегистрирован: 2013-11-22 11:26

Предложу взглянуть на проблему с несколько иной стороны. Выскажусь тезисно, без обоснования. Если получится, то в дальнейшем попытаюсь раскрыть тезисы

1. Идеальные отношения не достижимы в принципе, более того мы ни чувственно, ни рассудочно не можем себе представить идеальные отношения. Они были до грехопадения и будут восстановлены после воскресения.

2. Мне кажется что более корректно было бы говорить об адекватной реакции (формировании корректных отношений) с теми людьми, которые нам подаются. Я исхожу из той мысли, что ничего случайного не бывает и те или иные люди подаются нам Богом для избавления от страстей и смирения.

maypus
Offline
Был здесь: 4 года 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-09 13:31

А по основному тезису, мне кажется, что в идеале взаимодействующие суб'екты безотносительно того, насколько разделяют позицию, взгляды другого человека, безотносительно степени понимания образа жизни другого человека, относятся друг к другу с глубоким уважением и пониманием того, что партнёр поступает лучшим со своей позиции образом, имея благие мысли, имея ввиду которые, возможно, мы сами поступали бы аналогично в аналогичных его обстоятельствах...

arkul64@mail.ru
Аватар пользователя arkul64@mail.ru
Offline
Был здесь: 6 месяцев 4 дня назад
Зарегистрирован: 2013-12-02 16:51

Внимательнейшим образом прочитала все комментарии, но все-таки недопонимание остается...Для себя решила таким образом: аутсайдера считать "совестью класса" можно потому, насколько весь класс, каждый ученик в классе готов помочь аутсайдеру "попасть в зону добра".

Ольга Хабарова
Аватар пользователя Ольга Хабарова
Offline
Был здесь: 6 месяцев 3 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-14 15:45

Дорогие коллеги! Попытаюсь и я теперь встроиться в развитие темы разговора.
Антон (ToniR) сказал: "Идеальные отношения не достижимы в принципе, более того мы ни чувственно, ни рассудочно не можем себе представить идеальные отношения. Они были до грехопадения и будут восстановлены после воскресения."
Мой комментарий: убеждена, что и чувственно, и рассудочно идеальные отношения нам даны в принципе: по природе нашей они в нас есть, т.к. само тело наше - это часть (и только часть, но при этом очень важная часть) гармонии! Именно через тело, которое у человека отнимается, и через которое он только и может страдать, познаются пределы гармонии, идеала. Тело Христово и кровь Господа - телесны и даны нам для исцеления нас прежде всего духовно, идеально, именно в отношениях (!), а потом только и телесно. Первочеловек переживал идеальное состояние отношений, находился в них первично, ведал их, иначе он не убоялся бы того, что "наг есть". Это знание явилось ему потому, что он прежде не осознавал бытия гармонии, и лишь после нарушения ее, почувствовал, что ОНА БЫЛА. То, что идеала отношений нет именно в представлениях у конкретных людей, (а представление - это уже сложная форма мысли)я согласна. Но сами идеальные отношения есть внутри каждого человека. т.к. человек постоянно их ощущает: болью, совестью, тревогой, и многими др. психофизиологическими состояниями. Одно из них - это то, что выше представлено в тексте у Майи (maypus). Через эти внутренне драматичные состояния человек и двигается в действительном пространтве-времени к идеалу.
Теперь о совести класса: пока скажу в самой простой логичной схеме, хотя в части исчерпывающего понимания модели групповых взаимоотношений, где есть "все и среди них есть не похожий ни на одного" - это сложное логическое отношение, так как учебная группа это единица, порожденная не из самой себя, а внешним макро фактором. Поэтому фраза "дезадаптант - это совесть класса" мною сказана именно для формального лидера - для классного руководителя. Это то, через что он в принципе, т.е. единственным образом, может развивать общегрупповое поведение, систему социальных норм и ценностей. Без такого ребенка классному руководителю не на что опереться. Некоторым везет меньше, а некоторые, которым вдруг повезло, выводят таких детей из класса.

Gagarin
Offline
Был здесь: 8 лет 11 месяцев назад
Зарегистрирован: 2014-05-19 13:28

Уважаемые коллеги! У меня как у человека, который совсем недавно работает с ПМК "Социомониторинг", имеется ряд вопросов именно об идеальном состоянии социальных отношений как "исходного" пункта для интерпретации результатов. Нечто вроде "как должно быть и почему должно быть именно так". К примеру, редко какой замер обходится без увеличения (более 40%) показателя, указывающего на феномен "гендерного смещения" по тому или иному полу, или по обоим сразу. И поэтому у меня стали возникать вопросы, не является ли такое увеличение вариантом нормы, исходя из того, что в современном обществе гендерные роли зачастую не заданы жёстко. Я уже не говорю о крайнем подходе некоторых индивидов, когда человек уходит от гендерной самоидентификации, используя формулировку "Я - человек своего личного пола".
Это один из вопросов, очень жду комментариев и мнений.

arkul64@mail.ru
Аватар пользователя arkul64@mail.ru
Offline
Был здесь: 6 месяцев 4 дня назад
Зарегистрирован: 2013-12-02 16:51

Из личной практики:совершенно недавно в школе анализировали замеры по школе,сравнивая, осенний и весенний...В 9 классе "гендерного смещения" нет! Спрашиваю классного руководителя, что у вас там такое происходит,что значительное большинство мальчики-мальчики,а девочки-девочки (там,есть единичные смещения).Она ответила: "Я всегда разговариваю с мальчиками очень тихо и никогда не ругаю при всех!Даже если мальчик "в ажиотации",говорю ему очень тихо и спокойно: хорошо,разберем проблему позже!" Может быть, она (классный руководитель) применила в действии то,о чем постоянно говорит О.Е.? Слова Ольги Ефимовны о том,что" не может женщина кричать на мужчину,сколько бы ему ни было лет", повторяю на каждой индивидуальной консультации с кл.рук.

Ольга Хабарова
Аватар пользователя Ольга Хабарова
Offline
Был здесь: 6 месяцев 3 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-14 15:45

В методе социомониторинг на основе эмпирических (в понимании В.И.Вернадского) данных установлено, что в той части метрической плоскости, которая расположена справа от диагонали, проходящей через первый и третий квадранты, чаще всего располагаются эллипсы лиц мужского пола, а в левой части - женского. Использование дополнительных сведений, полученных с помощью объективных наблюдений, позволили установить наряду со многими другими признаками, что если эллипс расположен в правой части и имеет вертикальную ориентацию, то в сознании учащегося (девочка или мальчик) доминирует поведенческая парадигма "что делать", а если эллипс имеет горизонтальную ориентацию и расположен в левой части плоскости - то в сознании учащегося доминирует поведенческая парадигма "как делать". Это были данные эмпирики плюс наблюдения. Так как таких данных было слишком много, чтобы ими пренебречь, возникло предположение о неслучайном характере наблюдаемых фактов, т.е. наличие некоторой закономерности. Поэтому были осуществлены попытки назвать ее (закономерность) и найти ей объяснение.
Приводим ниже несколько первых констатаций.
1. Именно пол, а не роль связаны с конкретной частью плоскости, т.к. в нашем замере ролей в принципе нет, а есть имя и (объявленный в документах) пол партнеров.
2. Если мы условились, на основе предшествующего опыта, связывать правую сторону плоскости с мужеским поведением, а левую - с женским, то только теперь возникает возможность проводить целевые объективные наблюдения за всеми учащимися, которые по результатам замеров имеют таковые и обратные этим эмпирические данные.
3. Когда медики стали проводить измерение температуры тела, они изначально уже имели представление о ее нормальном состоянии на основе чувственного опыта: с помощью прикладывания ладони ко лбу. Прибор (термометр) потребовался для поиска скрытых от глаза причин критического для жизни изменения температуры тела и введения числовой меры, как замещающей модели сложного явления (температура тела) и повышения точности действий по упреждению кризисных состояний (смерти). Также и мы: вначале имеем объективную реальность - все люди это девочки и мальчики. Визуально наблюдаем их по внешним признакам: это то же, что приложить руку ко лбу. Ввели измеритель расстояния в паре и опытным путем установили меру разделения, т.е. условную норму - справа на плоскости - мальчик, слева - девочка. (На термометре до 37.0 - условно здоров, а выше - условно болен). А далее смотрим течение (развитие) отношений, добавляя объективные сведения из других источников. Здесь останавливаемся (из-за времени). Итак, это эмпирически полученная норма, т.е. чисто формальным путем, она приближена к наблюдаемой реальности, удовлетворяет объективным наблюдениям, но пока еще не позволяет выйти на объяснение найденной закономерности, т.е. на фиксацию идеала, как критерия. Для медиков норма по температуре тела (37.0 градусов) жестко связывается с нормальным состоянием жизненно важных белковых молекул. Аналогично и в социомониторинге мы должны получить научное доказательство жесткой связи нормы места в гендерном аспекте социальной позиции (эллипса) в метрическом пространстве группы с нормой внутреннего состояния психики человека, принципиально обеспечивающего ему возможность длиться в пространстве и во времени.

yardou091@yandex.ru
Offline
Был здесь: 4 года 2 месяца назад
Зарегистрирован: 2015-03-26 15:22

На наш взгляд, основой идеальных социальных отношений может стать всеобщая толерантность.

maypus
Offline
Был здесь: 4 года 6 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-09 13:31

Почему-то чем дальше, тем больше идея тотальной толерантности мне предстает в виде идеи полной индифирентности. "Я терплю тебя рядом сколько угодно, поскольку мне совершенно фиолетового кто-ты и что ты"

finance
Аватар пользователя finance
Offline
Был здесь: 1 месяц 2 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-11 16:37

maypus писал:
Почему-то чем дальше, тем больше идея тотальной толерантности мне предстает в виде идеи полной индифирентности. "Я терплю тебя рядом сколько угодно, поскольку мне совершенно фиолетового кто-ты и что ты"

Соглашусь, мне тоже не очень нравится и само слово и те действия которые оно несет в себе. Мне сразу представляются Американцы, которые по любому поводу улыбаются, плохо ли тебе, хорошо ли тебе.... вообщем как-то не по себе от этого слова))

норма
Offline
Был здесь: 1 год 10 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-23 11:34

Согласны с мнением Антона Владимировича. И еще, если рассуждать об отношениях в группе, то стоит говорить об адекватных для этой группы взаимоотношениях, а если говорить о паре людей, то наиболее подходящее определение - гармоничные. В 16 веке для всех нас была написана книга "Домострой", а еще раньше "Евангелие". Можно стремиться следовать в жизни изложенным в этих книгах законам и принципам.

olibegisheva@gm...
Аватар пользователя olibegisheva@gmail.com
Offline
Был здесь: 1 год 2 месяца назад
Зарегистрирован: 2013-12-04 11:25

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Каждый раз, читая ваши коментарии, мне вспоминается рассказ отца. Он ветеран трудового фронта,ему 83 года.В те военные годы в наших краях, как, наверное, и везде, весь выращенный урожай отправляли на фронт. Умирали целыми семьями от недостатка хлеба. Так было в Бураново,Яган-Докье - это близлежащие деревни. В моей деревне Чутожмон не умерло с голода ни одного человека.Деревня моя гораздо меньше соседних, жителей, естественно, тоже меньше. А остались все живы по одной простой причине - хлебные поля находились вокруг деревни и каждую осень несколько мешков прятали в лесу и потом раздавали всем и ели не просто стылую картошку, "хлеб" из лебеды, а имели возможность хоть чуть-чуть вкушать настоящего хлеба. И ни один не сказал никому постороннему про эти дела, ни один не промолвился, даже дети. Потому что все понимали чем это грозит - за горстку зерна можно было попасть в то время в заключение или умереть. Когда хронотоп "война" закончился,естественно,это все прекратилось. Может быть,пример не самый подходящий. Но в данном случае отношения дали возможность выжить людям и помогать фронту. Может быть, идеальные взаимоотношения задаются макрофакторами и в большей степени они проявляются в кризисных ситуациях и состояниях. К таким кризисным состояниям можно отнести и состояние дезадаптанта в классе и вывести класс и д/адаптанта из этих состояний могут только идеальные взаимоотношения?

olibegisheva@gm...
Аватар пользователя olibegisheva@gmail.com
Offline
Был здесь: 1 год 2 месяца назад
Зарегистрирован: 2013-12-04 11:25

Несколько слов про толерантность.Термин медицинский, из трансплантологии и означает неспособность организма отличать чужеродные органы.Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами имунной системы организма, приводя её к апатии и безразличию. Полна толерантность - это смерть.

finance
Аватар пользователя finance
Offline
Был здесь: 1 месяц 2 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-11 16:37

olibegisheva@gmail.com писал:
Несколько слов про толерантность.Термин медицинский, из трансплантологии и означает неспособность организма отличать чужеродные органы.Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами имунной системы организма, приводя её к апатии и безразличию. Полна толерантность - это смерть.

Добрый день.
Ольга Петровна спасибо за комментарий, теперь мне понятно почему это слово мне не нравилось именно в данном контексте...)

olibegisheva@gm...
Аватар пользователя olibegisheva@gmail.com
Offline
Был здесь: 1 год 2 месяца назад
Зарегистрирован: 2013-12-04 11:25

Доброе утро, уважаемые коллеги.Прошу простить меня моих односельчан и вас, коллеги, за неправильную информацию.Во время войны мои односельчане не прятали хлеб, а в лесу, раскорчевав деревья, сеяли поляну и этот хлеб раздавали среди своих и выжили. Еще раз прошу прощения.