Опыт массового исследования социальных процессов в учебных группах на большой выборке образовательных учреждений с помощью ПМК «Социомониторинг»

Дмитриева М. В., Хабарова О. Е., Царева О. В.

Подростковый суицид – острейший вопрос современности. Россия лидирует по числу подростковых суицидов в Европе [1]. В 2010 году на территории России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 – 896, а уже в первом полугодии 2012 года – 532. К сожалению, психологические службы реагируют уже на свершившийся факт суицида, изучая его причины, оказывая помощь близким родственникам погибших детей. С целью повышения эффективности профилактической деятельности по предотвращению суицидов у детей, подростков и юношества психологическими службами нескольких школ, специалистами психологических центров и методическим отделом Управления Образования одного из районов города Москвы была организована работа по выявлению детей с высоким уровнем социальной тревожности, который является причиной возникновения суицидальных установок.

На уровне Управления Образования было принято решение о проведении пилотажного исследования по выборке учащихся 6-9 классов 30 школ одного из районов города Москвы. Для этой цели было выбрано три методики, одна из которых – экспериментальный метод ПМК «Социомониторинг», позволяющий исследовать состояние социальных процессов в организованных группах детей. Сроки проведения пилотажных работ были максимально сжаты – один месяц. С учетом всех поставленных условий нам следовало разработать совершенно новую процедуру проведения замеров, которая позволяла бы использовать силы школьных психологов, не имевших ранее опыта работы с ПМК «Социомониторинг». Специально для таких, не подготовленных заранее специалистов, мы разработали подробную инструкцию, которая позволяла им, без потери в качестве данных, провести оперативно диагностический срез в классах, где дети также не были знакомы с технологией социомониторинга. На организационном совещании был проведен краткий инструктаж школьных психологов, предоставлены сведения о назначении метода «Социомониторинг», переданы комплекты инструкций и бланков для проведения замера, а также даны указания о способе передачи результатов диагностики в центр для их компьютерной обработки.

Так как диагностический срез проводился для выявления детей группы риска, число параметров, подлежащих анализу, было значительно сужено. Для целей исследования были выбраны следующие показатели:

—  социальная напряженность в классах (показатель ST);

—  II и III типы профиля (показатель TPI);

—  количество учащихся в классе, у которых эллипсы располагались на границе облака совокупности эллипсов и в крайних зонах II, III, и IV квадрантов метрической плоскости;

—  количество учащихся, не имеющих в классном коллективе референтной группы;

—  количество учащихся, не присутствовавших на замере, как косвенный показатель неблагоприятного климата в классе (I группа параметров);

—  из числа отсутствовавших на замере детей определялись те, которые имеют низкие значения по показателю социальное признание TPI и отрицательное значение по показателю RVP [2].

Эти показатели рассматривались одновременно с показателем качества проведенных замеров, которое, согласно условиям методики, требует 100%-ного присутствия на замере всех учащихся класса.

Согласно методу «Социомониторинг» факт неблагоприятной социальной ситуации фиксируется у тех учащиеся, у которых наблюдается отрицательное значение показателя TPI. На рис. 1 представлен образец результатов замера, где у члена группы №14 значение показателя TPI – отрицательное. Данный факт позволяет констатировать, что на момент проведения замера у персоны №14 наблюдалось состояние «школьной дезадаптации». Учащиеся №1, 18, и 17 не присутствовали в классе в момент проведения замера, и их ранговые места располагаются в конце ряда, что позволяет отнести их к группе риска по показателю «социальное признание (отвержение)».

Рис.1

 

В группу риска по показателю «неблагоприятная социальная ситуация» нами были отнесены также учащиеся, которые не имеют в классе референтной группы. На рис.2 показан пример, где мальчик в социальной структуре класса имеет всего одну взаимоположительную социальную связь.

Рис.2

Показатель «социальная напряженность» (ST) свидетельствует насколько сильно поляризованы социальные позиции учащихся, что может говорить о наличии обостренных ситуаций во взаимоотношениях детей. Согласно статистическим нормам показатель социальной напряженности имеет среднее значение 0.7 и в норме колеблется в интервале от 0,65 до 0,75, что позволяет констатировать наличие относительно благополучной ситуации в состоянии психологического климата. Если значение показателя «социальная напряженность» не укладывается в границы установленной нормы, констатируется наличие риска возникновения острых конфликтных ситуаций.

 

Учет показателей «качества замеров» позволяет определить, насколько можно доверять полученным данным. Нами был взят один показатель из данной группы: число отсутствовавших детей в классе на момент проведения замера. Для проведения качественного анализа данных допустимо отсутствие в классе не более трех детей (т.е., не более 12%).

Исследованием было охвачено более 5 тысяч учащихся из 30 школ. Из них к группе риска были отнесены 1309 учащихся, что составляет 24% от всей списочной совокупности, заявленной для обследования. В группе риска: 593 учащихся (11%) имели критические значения по значимым параметрам; 716 учащихся (13%) отсутствовали на замерах и при этом имели отрицательное значение показателя TPI.

По показателю «социальной напряженности» были выявлены:

1.       171 класс со значением показателя ниже статистической нормы, что позволяет предположить отсутствие внутригрупповой сплоченности, обуславливающее состояние социального одиночества;

2.       21 класс со значением показателя выше статистической нормы, что позволяет предположить возможность острых конфликтогенных ситуаций и напряжения во взаимоотношениях;

3.       39 классов со значением показателя в пределах статистической нормы, что свидетельствует о наличии в них благоприятной психологической обстановки.

Таким образом, в 83% обследованных классов социальная среда имеет те или иные неблагоприятные признаки для личного благополучия и психологической комфортности учащихся. Высокий процент отсутствующих на замере детей косвенно свидетельствует о факте низкой посещаемости учащихся в ряде конкретных учебных учреждений, что позволяет предположить наличие недостатков в системе учебной и воспитательной работы.

Главным итогом выполненной работы является демонстрация абсолютного преимущества метода «Социомониторинг» перед всеми другими диагностическими методами в части его оперативности, малой трудоемкости, возможности проведения работы на уровне генеральной совокупности и достаточно точного определения не только индивидуальных и групповых проблем, но и проблем, существующих в системе воспитательной и учебной работы образовательного учреждения в целом.

Литература

1.       Россия лидирует по числу подростковых суицидов в Европе. http://top.rbc.ru/society/10/02/2012/637145.shtml

2.       Хабарова О. Е., Алексеева М. Н., Кабузова О. С. Рабочая тетрадь для курсов по освоению ПМК «Социомониторинг» по программе объемом 36 часов. ООО «Софт-Мониторинг», 2012г.