Опыт внедрения ПМК «Социомониторинг» в ГБОУ СОШ № 26 города Москвы

Орлова Е. В., Бондаренко М. В.

1.       Краткие сведения о школе

В Государственном бюджетном образовательном учреждении школе №26 города Москвы более 800 учащихся обучаются в рамках очной формы. Образовательные услуги предоставляются также в виде экстерната, надомной и семейной форм получения образования. Ведётся подготовка старшеклассников по двум профилям: гуманитарному и естественнонаучному. Блок дополнительного образования представлен тридцатью объединениями различной направленности.

В период с 2004 года по 2011 год в школе сформированы и апробированы принципы особого культурного образовательного процесса. В образовательном пространстве Москвы и Российской Федерации учреждение позиционирует себя как «Школа нового поколения»: культурная образовательная среда самообучающейся организации осознанно и добровольно принимается и разделяется всеми участниками образовательного процесса.

Для достижения современного состояния школой в период с 2004 по 2012 год созданы и успешно реализуются следующие крупные проекты и программы:

1. Разработана и поэтапно внедряется в образовательный процесс, в соответствии с долгосрочными планами введения федеральных государственных образовательных стандартов, модель основной образовательной программы «Школы нового поколения».

2. Разработана, признана победителем конкурса, проводимого департаментом образования г. Москвы, и поэтапно реализуется «Система учета индивидуального прогресса обучающихся».

3. Реализуется проект «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды»

4. С 2007 года школа – активный участник программ фирмы Intel «Обучение для будущего», «Путь к успеху».

5. С 2007 года участвует в масштабном проекте «Компьютер для школьника» в качестве ресурсного центра Фонда «Вольное Дело» в партнерстве с корпорациями Intel, Microsoft и ASUS.

ГБОУ СОШ № 26 развивает широкую сеть объединений дополнительного образования детей. На начало 2012/2013 уч. года эта сеть насчитывает 123 детских объединения.

Среди дополнительных образовательных модулей наиболее значимыми являются:

·          межпредметные недели, посвященные разносторонне одаренным людям;

·          конкурс научно-экспериментальных исследований и прикладных разработок школьников в области практической биоэкологии «Биотоп»;

·          длительная образовательная игра, организующая межпредметное взаимодействие в учебной и внеучебной деятельности для формирования у обучающихся представлений о целостности природного и социального мира;

·          физкультурно-спортивное направление;

·          художественно-эстетическое и культурологическое направление;

·          «Школа безопасности».

Развитием системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды в школе занимается служба психологического, логопедического и социального сопровождения образовательного процесса. Своей деятельностью служба способствует созданию в «Школе нового поколения» специально организованной среды развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Для создания среды развития обучающихся службой разработаны и внедрены в образовательный процесс:

·          регулярный мониторинг возможностей и способностей, индивидуальных достижений обучающихся, ценностных ориентаций и индивидуальных личностных характеристик;

·          система сотрудничества и управления конфликтами в образовательной организации;

·          программа профильного ориентирования и социализации обучающихся ступени основного общего образования «Самоопределение»;

·          программа развития образовательных и социальных компетенций и компетентностей старшеклассников «Школа в школе».

В результате реализации крупных проектов и программ школа к грядущему 2013 году достигла устойчивого состояния своего развития в изменяющихся условиях макросреды московской системы образования. По результатам независимой экспертизы качества образования, проведённой Департаментом образования г. Москвы в 2012 году в 1500 общеобразовательных учреждения города, ГБОУ СОШ № 26 вошло в число 50 лучших.

2.   ПМК «Социомониторинг» как инновационное направление

О программно-методическом комплексе «Социомониторинг» в нашей школе было известно давно, но только в 2010 году мы приступили к его целенаправленному освоению и внедрению. Первоначально представители школы посетили несколько семинаров, проводимых в Москве, на которых обсуждались перспективы внедрения ПМК «Социомониторинг» в практику образовательных учреждений. В 2011году комплекс был приобретен, и в настоящий момент специалисты школы работают по его освоению. Постепенно начал накапливаться опыт использования данных, полученных в результате проведения замеров, в работе структурных подразделений школы, отдельных педагогов и воспитателей.

В течение прошлого года замеры во всех учебных группах были проведены дважды, в некоторых группах – по 3-4 раза, в зависимости от результатов и наличия проблемных ситуаций в группах. В марте прошлого учебного года автором метода О. Е. Хабаровой в школе был проведён трёхдневный семинар по вопросам внедрения комплекса в систему работы всего учреждения. Целевой аудиторией явились: все заместители директора школы, руководители структурных подразделений, психологи и социальные педагоги.

Деятельность по организации социомониторинга в нашей школе организована на всех уровнях управления, начиная с уровня директора школы и заканчивая уровнем педагогов и воспитателей. Дети и родители, на этапе освоения технологии педагогическим коллективом, пока не включены в процесс внедрения.

Заместители директора координируют работу по использованию данных социомониторинга. Все процессы, связанные с применением данных экспериментальной деятельности, находятся в их поле зрения. Заместители директора и руководители структурных подразделений (заместители директора по УВР 1, 2 и 3 ступеней, заместители, курирующие профильные направления, блок дополнительного образования, руководитель психологической службы) изучают данные социомониторинга по классам и учащимся в зоне своей ответственности. Затем полученные данные соотносят с другими показателями, характеризующими группы, что позволяет установить закономерности, значимые соответствия, а главное, выявить причины возникающих трудностей в учебно-воспитательной работе детей и взрослых.

Так, завучи 1, 2 и 3 ступеней с помощью данных социомониторинга диагностируют проблемные участки в своих подразделениях и ликвидируют их различными способами. В несложных случаях по решению администрации группу ставят на контроль, проводят с учащимися тренинги командообразования, групповые игры, организуют коллективные дела. После этого замеры проводят повторно. К сожалению, встречаются более сложные ситуации, когда результаты замеров свидетельствуют о низком качестве работы классного руководителя или отдельных педагогов. Такие случаи требуют кардинальных мер, вплоть до смены педагога.

 Следующим этапом внедрения социомониторинга является деятельность руководителей структурных подразделений по вовлечению классных руководителей в процесс интерпретации данных замеров, после чего при участии ответственных психологов и социальных педагогов выстраивается групповая и индивидуальная работа с детьми на развитие чувства эмпатии, интереса к особенностям личности друг друга, формирование толерантности и т.д. Специально организованные игры вне стен школы, коллективные выходы детей на природу, экскурсии, прогулки с небольшой познавательной и игровой программой позволяют влиять как на социальную структуру класса в целом, которая проявляется в социомониторинговой модели класса, так и на улучшение уровня комфортности в классном социуме конкретных учащихся. Проведение коллективных занятий и тренингов основывается на данных социомониторинга.

Использование ПМК «Социомониторинг» показало, что путём анализа социометрической информации можно получить достаточно полную картину состояния социальной среды школы, отслеживать индивидуальные траектории социализации учащихся, состояние классных коллективов и при необходимости вносить коррективы. Данный комплекс позволяет получить не только общую картину состояния социальной среды ГБОУ СОШ №26 в целом, но и социально-психологические характеристики всех учащихся, особенности взаимодействия классного руководителя и педагогов с учащимися, специфику взаимоотношений учащихся в классе. В работе заместителей директора 1, 2 и 3 ступеней обучения данные замеров по социомониторингу служат основанием для индивидуального консультирования учащихся, учителей, родителей.

К настоящему времени:

1.       Сформирована устойчивая деятельность руководителей структурных подразделений под руководством директора школы по осуществлению мониторинга социальных процессов в учебных группах и группах блока дополнительного образования (систематическое проведение замеров, использование данных замеров в решении управленческих задач, создание базы данных).

2.       Возможности метода апробированы в деятельности различных подразделений школы: 1, 2, 3 ступеней образования, работе профильных групп, социально-педагогической службы, блока дополнительного образования.

3.       Накоплен опыт организации работы по проблемам отдельных учащихся.

4.       На использование в работе ПМК «Социомониторинг» мотивированы заместители директора, руководители структурных подразделений, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

5.       На проведение замеров и консультации по персональным данным мотивированы учащиеся школы.

3. Ближайшие перспективы развития деятельности педагогического коллектива в сфере социомониторинга

В текущем учебном году в школе определены задачи, связанные с дальнейшим внедрением программного комплекса. К ним относятся:

1.       Соотнесение данных социомониторинга с системой внутришкольного контроля и учёта индивидуального прогресса обучающихся. В начальной школе планируется провести сопоставление данных по социомониторингу с данными выбора направленности в учебном процессе и в объединении дополнительного образования; в среднем звене – с данными, получаемыми в диагностической и развивающей работе над пониманием смыслов будущего; а в 8-11 классах – с данными, получаемыми в работе по самоопределению и профилизации учащихся.

2.       Удовлетворение информационных потребностей педагогов-предметников с целью обеспечения их сведениями, необходимыми для более глубокого понимания особенностей организации работы на уроке с учетом текущего состояния социальных процессов в классах; для более точного выбора ими форм и методов индивидуальной работы с учащимися на основе персональных данных социомониторинга; обеспечение классных руководителей данными социомониторинга, необходимыми для развития процесса их коммуникации с детьми в классных коллективах и более эффективного использовании социального потенциала группы для личностного развития каждого ребёнка.

3.       Обеспечение психологов методическим средством, позволяющим наблюдать динамику развития личности в режиме мониторинга.

4.       Установление обратной связи с потребителями и заказчиками образовательных услуг: разработка формы предоставления информации о результатах диагностики учащихся; использование данных замеров в педагогическом консультировании учащихся школы, их родителей; проведение консультаций родителей с представлением персональных данных по личному согласию детей; формирование позитивных установок родителей на социомониторинговые исследования.