Опыт использования некоторых положений метода «Социомониторинг» в формировании норм отношений детей и взрослых летнего школьного лагеря

Чистова Т. М., Хабарова О. Е.

Общие сведения о лагере

На базе ГБОУ гимназии № 1522 города Москвы в августе 2012 года был организован городской профильный (языковой) лагерь. Общая численность детей составила 30 человек в возрасте от 8 до 15 лет, а взрослых – 5 человек. Лагерь имел название «Stars», девиз – «Через тернии к звездам».

Дети были распределены в 3 команды соответственно возрасту: команда «Солнечная» (12-15 лет), команда «Веселый ветер» (10-11 лет) и команда «Летний дождь» (8-9 лет).

В команде каждый ребенок имел свою «должность»: командир, помощник командира, физорг, культорг, летописец, звездный аналитик.

Ежедневно заполнялся «бортовой дневник» – «Путь к звезде», в котором в графе «Звездный шаг» отмечались достижения – новые знания, хорошие поступки и др., а в графе «Звездная пыль» – нарушения установленных в лагере законов.

Дети прибыли в лагерь из разных школ города и поэтому не были знакомы друг с другом. Пребывание детей в лагере длилось две недели. По объему социального пространства лагерь представлял собой относительно небольшую общность детей и взрослых. Учитывая это, полезно было организовать общение всех участников лагеря так, чтобы этот краткосрочный период остался в душе приятным воспоминанием, а возникшие отношения имели бы тенденцию к продолжению после окончания смены.

Для этого мы разработали:

·          особую схему организации социального пространства детей и взрослых в условиях школьного лагеря;

·          особый способ введения детей и взрослых в процесс коммуникации друг с другом.

Пять принципиальных положений метода «Социомониторинг» в процессе введения норм общения детей и взрослых.

Положение 1. В лагере были приняты законы на основе известных всем специалистам по социомониторингу «Трех нельзя».

1.       Нельзя прикасаться к телу человека без его разрешения.

2.       Нельзя прикасаться к вещам человека без его разрешения.

3.       Нельзя прикасаться к душе человека неприятным словом.

Общение посредством прикосновения к телу человека, к его вещам и к душе, посредством использования слов-названий, соответствует интервалу в зоне «3», где происходит буквально единение с человеком, что может вызвать ситуацию конфликта.

Положение 2. Согласно положениям метода «Социомониторинг» о гендерных принципах организации социального пространства в лагере функции командиров могли выполнять только мальчики, а функции помощников командиров — только девочки.

Положение 3. Ежедневная утренняя перекличка детей проходила с называнием ребенка по имени, отчеству и фамилии.

Наблюдалось, что дети во время такой переклички были серьезными и внимательными, не было насмешек и каких-либо комментариев, хотя в списке были имена и фамилии труднопроизносимые и непривычные.

Положение 4. Список всех детей и взрослых лагеря с именем, отчеством и фамилией был создан в первый день и передан каждому участнику лагеря. В списке имелась графа для адреса и телефона участника лагеря. Именно в данный список все участники выставляли результаты каждого из трех замеров по социомониторингу.

Положение 5. Знакомство каждого члена лагеря с каждым было опосредовано специальной процедурой – коллективным замером по методу «Социомониторинг», который использовался для введения общей для всех этической нормы – каждый человек – безусловная ценность.

Описание процедуры проведения первого замера по методу «Социомониторинг» в условиях школьного лагеря.

Для первого, второго и третьего замеров был заготовлен один бланк со списком всех детей и взрослых участников лагеря, который получил в руки каждый участник.

Дети в списке располагались в алфавитном порядке и среди них, так же по алфавиту, были включены взрослые с указанием их функциональной позиции в лагере (учитель английского языка, учитель рисования, медсестра, буфетчица, директор).

Ниже представлена форма бланка, разработанного специально для нашей воспитательной цели – нормировки социальных отношений, формирования культуры поведения и повышения качества общения.

Летний школьный лагерь «Stavs», август 2012 года,

на базе ГБОУ гимназии № 1522 города Москвы

ФИО

Группа

(для взрослого – статус)

Замер

1

Замер

2

Замер

3

Адрес

(e-mail)

Место для

фото

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

Чистова

Татьяна

Михайловна

Директор

лагеря

 

 

 

 

 

 

Для проведения первого замера был определен второй день лагерной смены. После организационных моментов и завтрака все собрались в большой комнате, где впоследствии проходили все лагерные сборы.

Перед замером всем участникам были розданы бланки для замера, и далее состоялась вводная беседа директора лагеря следующего содержания.

«Дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проведем очень важное мероприятие: мы с вами в буквальном смысле слова обозрим границы нашего лагеря и сделаем это необычным способом. Мне хочется, чтобы данный способ вы хорошенько запомнили: он вам очень пригодится в жизни.

Я утверждаю, что люди живут в двух видах пространств: первое пространство – это физическое.

Что такое физическое пространство, по вашему мнению? Это буквально стены и крыша дома, школьного здания, квартиры или офиса. Оно имеет точные размеры и границы, и оно очень важно для людей. Если дом разрушится, его надо строить заново, и это разрушение считается большой бедой.

А вот второе пространство, как думаете, какое? Втрое пространство – не физическое, а социальное, и оно состоит из людей. У него также есть свои границы и форма, оно так же, как и физическое пространство, может разрушаться, как, к примеру, рушится дом. Согласны? И его, также как дом, можно строить по определенным законам. В архитектуре есть правило «золотого сечения». А в социальных отношениях есть также свои правила. И одно из них – правило коллективного знакомства мы будем осваивать сейчас.

Итак, социальное пространство – это люди, с которыми мы живем.

К примеру, дома нас окружают самые близкие люди, и их в современной семье не очень много.

А вот в школе каждый из нас является маленькой частичкой очень большого социального пространства, т.к. в школах бывает от 150 до 3000 детей и взрослых. Школьное социальное пространство, хоть и очень большое, но также имеет свои границы, и если вы задумаетесь сейчас вместе со мной, то согласитесь, что каждый ученик в своей школе за 11 лет проходит все возрастные уровни школьного социального пространства, но ему не удается познакомиться с каждым человеком в школе, где одновременно с ним занимаются сразу же тысяча детей и взрослых. При этом они все находятся в одном здании, но не имеют возможности лично общаться друг другом.

А в нашем лагере всего-навсего тридцать детей и пять взрослых, и суще ствовать наше пространство будет, как вы думаете, сколько времени?

(Здесь возникла пауза, а затем медсестра сказала: «Две недели, пока работает лагерь». Но одна девочка (11 лет) предположила: «Будет существовать уже всегда»). Да, верно, раз начавшись, оно уже никогда не прекратится, хоть физически мы и расстанемся с вами. Но из памяти социальное пространство нашего лагеря стереть уже будет невозможно. Поэтому мы обязательно должны за две недели как можно ближе узнать каждого, чтобы след остался гармоничным, добрым, радостным. А почему я так настаиваю на этом? Потому, что каждый новый человек для нас – это рост наших возможностей, силы и знания во всех отношениях и при любых обстоятельствах, как плохих, так и хороших; как благоприятных, так и неблагоприятных. Каждый другой человек, с которым нам довелось видеться – это прирост наших знаний. На Руси всегда был обычай: если мимо дома проходит незнакомый человек, его обязательно спросят: «Чьих ты будешь? Откуда и куда путь держишь?» Это считалось огромной ценностью - пригласить в дом незнакомца. Как вы думаете, почему? Вы пока не отвечайте, так как этот вопрос очень интересный и сложный, как говорится, «на засыпку». А я перевожу сейчас ваше внимание на всех здесь присутствующих. Ведь мы же тоже не знакомы и будто бы шли себе спокойно по улице мимо друг друга, но вот встретились в лагере! И я приготовила для всех нас специальную карту с описанием всего нашего социального пространства лагеря. Она у вас на руках. А сейчас – внимание!

Мы начинаем изучать наше с вами социальное пространство не просто глазами, а с помощью специальной шкалы-измерителя. Шкала представляет собой два полюса: на одном полюсе находится условно «воздух», а на другом – «земля». Воздух нас тянет вверх, а земля – вниз. Воздух Легкий, а земля..? – …Тяжелая. Согласно социальной теории, люди не бывают плохими или хорошими, так как каждый человек на земле абсолютная ценность.

Поэтому все внимание при встрече с новым человеком я предлагаю всем перенести на самих себя: так как это нам самим с людьми бывает Легко или Трудно, и это чувство возникает уже в самые первые секунды общения.

Нам легко бывает с хорошо знакомыми людьми, близкими друзьями, которые не создают нам очень трудных ситуаций: с ними все проблемы нам известны, поэтому нам с ними легко. А вот трудно нам бывает с людьми, которые нам задают очень-очень трудные жизненные задачки, и порой у нас на них так и не находится ответа, поэтому мы, не найдя у себя в «загашнике» средств, отказываем себе в общении с трудным для нас человеком. Дети, нам бывает трудно общаться с мамой? С учителем? С близким другом? А через некоторое время, когда мы все-таки находим средство для общения с ними, нам вдруг становится легко общаться. Так бывает? Значит, легко или трудно – это непредсказуемое состояние общения, т.е. всегда стихийный процесс, как и все природные явления. Общество людей в своей совокупности – это природное явление в мире. За стихийными природными процессами наблюдают метеорологические службы. Вот и мы с вами попробуем проводить мониторинг состояния социальной среды нашего лагеря.

Посмотрите, на доске написаны значения: 3Л, 2Л, 1Л, 0, 1Т, 2Т, 3Т. Это условные меры «легкости» или «трудности» общения с партнером.

3Л – это самое легкое и комфортное общение, оно бывает с очень близким другом.

2Л – это общение с хорошим знакомым, но не с близким другом.

1Л – этот только предпосылка к общению, когда человек чем-то неопределенным, но приятным притягивает внимание к себе, располагает.

0 – это полное отсутствие общения, когда человек пока не определен никак.

1Т – это только предпосылка общения, но при этом человек чем-то не располагает к общению, отталкивает от себя.

2Т – этот человек доставляет вам достаточно много трудностей в общении, но вы все же терпите эти трудности и находите средства для установления взаимопонимания.

3Т – этот человек для вас очень труден в общении, и у вас нет никаких средств для установления взаимопонимания в данный момент.

Вот по такой шкале мы попробуем измерить наше социальное пространство лагеря. Готовы?

Теперь возьмите карту нашего социального пространства лагеря. На ней перечислены в алфавитном порядке все участники лагеря.

Давайте обозревать и измерять наше пространство, обращаясь к каждому его элементу. Вместе с детьми в измерении участвуют и все взрослые участники лагеря. Посмотрите на карту: их имена, отчества, фамилии и занимаемая должность расположены в списке согласно алфавиту, а имя директора лагеря находится в самом конце списка. Почему? Согласно известной христианской заповеди - «больший из вас да будет вам слуга». И действительно, директор лагеря нужен для того, чтобы всем в лагере было комфортно, он только этому служит. Это очень важная норма, которую должны все помнить.

Итак, первым элементом социального пространства, согласно порядку алфавита, является (называется имя участника) Пожалуйста, скажите несколько слов о себе. (Участник встаёт и представляет.) Теперь я обращаюсь ко всем: против фамилии первого участника, используя нашу шкалу, поставьте в своих картах одно значение, которое соответствует вашему чувству легкости или трудности  общения с ним. (Обращаясь к персоне) Посмотрите на всех ребят нашего лагеря: для кого-то вы трудный человек, а для кого-то легкий. Но с каждым днем отношения будут меняться. Вы с этим согласны? Хорошо!

Переходим к следующему участнику. Прошу взрослых участников представить ребятам, чем каждый из них будет заниматься в лагере, а также сообщить всем, каким оказалось для него вчера первое общение с детьми в целом, легким или трудным? (Завершает представление директор, говорит о себе, и все производят измерение качества общения лично с ним).

Наше обозрение закончено. Сейчас прошу вас сдать мне ваши карты. Я их обработаю с помощью специальной компьютерной программы «Социомониторинг» и потом каждому из вас отдам результаты. Мы проведем еще два замера в середине и в конце смены. Это позволит всем нам и каждому в отдельности наблюдать, как именно формируется общее коллективное и персональное социальное пространство. Обратите внимание, что в картах есть место для адресов, телефонов и маленьких фотографий, поэтому их можно будет долго хранить для памяти после завершения лагерной смены. Желаю всем отличного отдыха!»

Краткие итоги

В течение 2 недель были проведены 3 замера. В статье нет возможности описать все положительные моменты, возникшие вследствие такого способа введения нормы общения и организации коллективного субъекта лагерной смены. Но за весь период лагеря не было конфликтных ситуаций, негативных отношений, травм и случаев заболеваний. Введение с самых первых минут общения в лагере нормы обращения к человеку по имени и отчеству, которая закреплена была в списке членов лагеря, что был выдан каждому ребенку и взрослому лично в руки, предупредило появление кличек. Известно, что клички возникают в обыденной речи, когда людям необходимо быстро ввести дополнительный признак отличия в ситуации сходных имен и фамилий. Для этого используются слова, обозначающие визуально наблюдаемое всеми окружающими в облике человека характерное отличие. В лагере имя ребенка связывалось с его отчеством и фамилией, что сформировало норму уважения не только к нему лично, но и к его семье в целом и предотвратило появление обидных кличек.

К числу положительных результатов относится и то, что у детей возникло желание продлить смену до 1 сентября и встретиться всем вместе следующим летом.

Маленький пример: девочка 9 лет. Первый летний месяц 2012 года провела в городском лагере в своей школе. По словам ее мамы, «просто отходила положенное». Второй месяц провела в Крыму, куда для поддержки вынуждена была поехать бабушка. В наш лагерь первые два дня приезжала с опозданием и слезами. На третий день, по словам мамы, «летела» в лагерь, вечером все рассказывала дома. На мамин удивленный вопрос девочка ответила: «Меня там все знают, я там нужна!»