О влиянии классного руководителя на формирование ученического коллектива (из опыта работы)

Шавейникова Н. М.

Освоение ПМК «Социомониторинг» в Григорьевской школе началось более 8 лет назад. Все это время ежегодно проводятся замеры в каждом классе по всей школе, поэтому накоплена база данных по каждому классу и по каждому ученику за несколько лет.

В основном результаты замеров демонстрируют довольно благополучную картину: нет высокого процента дизадаптации и социальной напряженности. Профили во всех учебных группах основном 1 типа. По нашему предположению, таким результатам благоприятствуют условия сельской школы: дети и педагоги хорошо знают друг друга, многие живут по соседству, видят и общаются друг с другом в открытой сельской среде.

Поэтому при визуальном просмотре данных каждого следующего общешкольного замера взгляд эксперта невольно останавливается на тех результатах, которые чем-то особо отличаются от большинства других. На одном из таких примеров мы остановимся подробнее, так как он относится к периоду, когда школа переживала значительные трудности: ежегодно менялись директора, произошло расформирование соседней школы, из которой в нашу, Григорьевскую, влилась часть нового коллектива и пришли новые ученики.

Замеры по социомониторингу достаточно хорошо отражали эти сложные для детей и взрослых процессы, но предъявить их было некому, так как не было заинтересованного человека, имеющего возможность как-либо повлиять на ситуацию.

При появлении постоянного директора ситуация стабилизировалась: Ольга Германовна Поваренкова внимательно изучила отчет по результатам социомониторинга и обратила внимание на один из классов начальной школы, который «выпадал» из общей положительной картины.

Известно, что в первом классе коллектив детей находится в стадии формирования, поэтому очень важно, чтобы педагог приложил максимум усилий для создания комфортной обстановки.

Учитель одного из первых классов испытывала трудности со здоровьем. Уроки проводились, но воспитательное воздействие на детей в тот период было трудно назвать оптимальным. Замер в классе был проведен весной, когда дети достаточно хорошо овладели чтением. Карточку ученики поняли и вопросов практически не задавали. Результаты замера показали, что показатель смещения социальных позиций мальчиков в гендерном пространстве группы составляет 100% (при норме 40%), дизадаптация – 30% (при норме – не более 15%), а скорость информационного обмена – 0,9 (при норме – 1,6). На диаграмме – «Влияние» мы обратили внимание на ранговые места детей. Первым стоял мальчик М., который запомнился мне на консультации при определении готовности к школе. Способный, с хорошей памятью и речью, но крайне капризный и гипервозбудимый. У метролога появился вопрос: каково будет такому ребенку в дальнейшем и как чувствует себя с ним класс?

На консультацию по результатам замера, предложенную метрологом, учитель долго не приходил, ссылаясь на занятость. Консультация прошла в очень быстром темпе, опять же из-за занятости учителя. По мнению метролога, консультация носила формальный характер, т.к. вопросов у учителя не было. О мальчике М., положением которого был заинтересован метролог, был получен краткий ответ: хорошо справляется со школьной программой, но очень нервный и капризный.

На следующий учебный год мы снова пришли в этот класс. Состояние здоровья у учителя не улучшилось. Родители второклассников выражали недовольство обстановкой в классе, обращались к администрации со своими претензиями.

Результаты замера показали следующее:

·          в классе сложился «профиль третьего типа» (о типах профилей в методе «Социомониторинг» см. дидактические материалы к лекциям Хабаровой О. Е. в «Рабочей тетради» к курсу «Социомониторинг»), который, по мнению разработчиков, является результатом применения жестких норм для регулирования поведения детей; за весь многолетний период проведения социомониторинга третий тип профиля не наблюдался нами ни в одном из классов школы;

·          сохранился высокий процент по параметру «гендерное смещение»;

·          еще более снизилась скорость информационного обмена – 0,8 (образно: учитель говорит, а класс его не слышит);

·          довольно своеобразно расположились фигуры эллипсов на метрической плоскости – облако эллипсов практически перпендикулярно к диагонали информационного обмена;

·          изменилась позиция самого популярного в первом классе ученика М: снизился показатель «социальное признание», и сильно возрос показатель «социальной активности».

Рис. 1

После второго года обучения учитель этого класса уволилась, и дети попали в непростую ситуацию: им пришлось обучаться совместно с детьми из четвертого класса у энергичного и требовательного педагога, педагогическое кредо которого – «влюбить в себя детей». Практически сразу учитель пришёл на консультацию с просьбой рассказать об особенностях этого класса и индивидуальных особенностях детей. Консультация началась с эмоционального рассказа учителя о том, как тяжело с этими детьми, как трудно их научить слушать и слышать. «Способные ребята, но не могу их «ввести в рамки!», – говорил учитель.

Учителю пришлось создавать новое социальное пространство: ученики 3-го и 4-го классов практически на всех уроках находились в одном помещении, внеклассные мероприятия тоже были совместными, но навыки общения друг с другом были у них совершенно разными!

Следующий замер произошел уже в этом, «совмещенном», классе. Можно было предположить, что из-за всех изменений статистические данные окажутся неблагоприятными, но все оказалось иначе. До ноля упал процент дизадаптации, социальная напряженность в пределах нормы, выросла скорость переработки информации, а профиль стал первого типа! Позиция ученика М оказалась последней на диаграмме «Влияние». По словам учителя, он по-прежнему успешен в учебе, но крайне тревожен и возбудим: его обычная реакция на любую затруднительную ситуацию – плач. Учитель крайне озабочен его состоянием, много работает с отцом мальчика, пытается контролировать текущие переживания ребенка и на уроках, и на перемене. Возможно, в тот период мальчик являлся носителем «старой нормы», поэтому ему было особенно тяжело, а остальным с ним – трудно.

Рис. 2

Дети перешли в 4 класс. Обычно, это очень важный период в жизни обучающихся. Они расстаются с начальной школой, учителем, готовятся к переходу в среднее звено. В это время волнений много и у учителя, и у детей. Классный коллектив должен прийти со своими нормами в среднее звено. Учитель подошел к метрологу в начале учебного года с просьбой провести 2 замера, чтобы проследить за изменениями в классном коллективе. Что же показали замеры, проведенные во 2-й учебной четверти и в 4-й?

Значительно выросла скорость переработки информации, социальная напряженность в пределах нормы, высокий процент консервативного пространства, но высок процент социальной дизадаптации, присутствует и феномен гендерного смещения в пространстве группы социальных позиций. Педагогу было тревожно, так ли она работает с этим трудным классом? Она рассказывала, что и ссорится с ними, и ругает их, но и часто «любуется и восхищается их талантами». Учитель часто говорила, что переживает, успеет ли дать детям все то, чему обычно обучает за 4 года. Конечно, она имела в виду не только учебные навыки.

Прежде чем прийти с полученными данными к заинтересованному педагогу, мы провели совместный анализ данных с автором метода – О. Е. Хабаровой. В итоге было рекомендовано следующее: сохранить все методы и педагогические приемы, используемые учителем. Педагогу действительно, трудно, так как он буквально поворачивает структуру социального пространства в другую сторону плоскости, а это и трудно, и не бывает без проблем. Дизадаптация наблюдалась, но на текущий момент была неактуальна, так как структура меняется в лучшую сторону. Напомним, что прежде «облако класса» находилось практически перпендикулярно оси информации, за 2 года работы другого учителя оно стало смещаться вправо – учитель буквально поворачивал класс, как поворачивают невидимые астрономические силы планету!

Когда эти дети окончили начальную школу, они оставили учителю свои записочки с пожеланиями. Один из учеников попросил прочитать его пожелание только дома. В этом пожелании, как поделилась с метрологом учитель, было …трогательное объяснение в любви.

5 класс, снова у детей новый учитель и новые одноклассники. В классе интересный состав: 9 мальчиков и 3 девочки. Классный руководитель энергичен и активен. Она со вниманием познакомилась со всей имеющейся информацией о классе. Использовала на классном часе в беседе с детьми рекомендуемый О. Е. Хабаровой прием убеждения: «3 нельзя». Обдуманно подошла к выбору старосты (мальчик). Много общалась с предыдущим учителем. Первое внеклассное мероприятие – «Осенний праздник» – прошло в классе очень удачно. Дети пригласили учителя начальной школы, подготовили разные сюрпризы. Удивила присутствующих на празднике гостей активность мальчика М., который в начальной школе не хотел участвовать в шумных и подвижных играх и конкурсах, сейчас же с удовольствием и без обид на одноклассников этим занимался.

С большим интересом и метролог, и классный руководитель ждали результатов очередного замера. Замер прошел в середине первой учебной четверти, т.е. в то время, когда продолжалась адаптация пятиклассников к учебе в среднем звене. Результаты замера показали, что классный коллектив сформировался: низкий процент социальной напряженности и дизадаптации, объем консервативного пространства практически соответствует норме: 54%. Профиль 1-го типа. «Облако» класса находится в 1-ом квадрате.

Рис. 3

Мальчик М. уже не самый последний на графике «Влияние», а социальное признание его в классе стало положительным.

Таким образом, по наблюдениям за классом с помощью ПМК «Социомониторинг», на наш взгляд, можно сделать вывод: роль классного руководителя в формировании классного коллектива носит основополагающий характер.