Информационное обеспечение социально-психологического сопровождения ребенка с феноменом дезадаптации

Медкова Л. Ю.

ПМК «Социомониторинг» используется в психолого-педагогической работе МОУ начальная школа-сад № 115 с 2004 года. Исследования проводятся во всех классах начальной школы два раза в год: в конце сентября и в конце апреля. Внеплановые замеры в классах выполняются по запросу администрации.

В исследованиях принимают участие учителя классов, воспитатели ГПД, воспитатели дошкольных групп.

В 2006 учебном году в нашем учреждении впервые прошла апробация метода «Социомониторинг» в дошкольных группах – старшей и подготовительной.

На основе текста стандартной инструкции была разработана новая инструкция, более понятная для детей дошкольного возраста, продумана организация с ними предварительной работы в форме бесед по темам: «Что такое общение?», «Общаться трудно, общаться легко», «Кто такой близкий друг? Кто такой хороший знакомый?» и др.

 Форма проведения исследования с детьми дошкольного возраста индивидуальная, как и в первом классе.

Начиная со второго класса, младшие школьники самостоятельно заполняют бланки, используя стандартную карточку частоты общения с партнером.

ПМК «Социомониторинг» позволяет:

1.       Отследить динамику развития социальных процессов в классных коллективах, группах детского сада.

2.       Выявлять и предупреждать ситуации школьной дезадаптации.

3.       Проводить наблюдение за особенностями формирования гендерных отношений в условиях параллельно – раздельного воспитания и обучения мальчиков и девочек.

4.       Выявлять и разрешать сложные ситуации в детском коллективе.

5.       Осуществлять подбор педагогических кадров для работы в классах, группах детского сада.

6.       Проводить консультации для педагогов, родителей и младших школьников.

 Важнейшим фактором, обеспечивающим ребенку состояние здоровья, т.е. определенную совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает человек, является адаптированная психическая деятельность.

Термин «дезадаптация» обозначает какое-либо нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды; состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.

В отношении к ребенку применимы категории школьной и социальной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – стойкий отказ от посещения школы вследствие затруднений усвоения программы обучения или нарушения взаимоотношений со сверстниками.

Социальная дезадаптация – это состояние связей с новой средой, а также длительная неприспособленность к определенной социальной среде, появление социально неодобряемых форм поведения частичное отклонение от принятых в обществе норм поведения, т.е. поведение не согласуемое с принципами и основными требованиями, установленными в обществе и коллективе.

Учеными доказано, что дезадаптация (социальная, школьная) отрицательно влияет на развитие личности ребенка, на его интеллектуальное развитие.

Встает вопрос: как выявить в образовательной среде ребенка – дезадаптанта?

Можно использовать разные виды информации: результаты психологической диагностики, педагогические наблюдения, результаты обучения. Но в данной информации основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств ребенка.

А социальная среда - класс, дошкольная группа, в которой находится ребенок, по отношению к которой он проявил дезадаптивное поведение, не подвергается тщательному исследованию.

ПМК «Социомониторинг» позволяет провести исследование образовательной среды. В рамках данной системы наиболее важное место отводится показателю успешности процесса социализации учащихся по так называемой шкале «адаптация – дезадаптация».

Использование ПМК «Социомониторинг» помогает нам выявить проблемы в функционировании образовательной среды и обозначить в ней проблемные зоны или специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие феномены дезадаптации. На основе анализа полученных данных с помощью метода «Социомониторинг» можно осуществлять коррекцию и грамотное педагогическое проектирование.

Систематически в течение всего периода работы с ПМК «Социомониторинг» проводился сравнительный анализ динамики развития социальных процессов в классных коллективах и в дошкольных группах детского сада.

Цель:

- проанализировать действия педагога по формированию классного коллектива на первой стадии его развития, постепенную смену тактики управления, развитие и организацию самоуправления в 3-4 классах;

- определить характер изменений в отношениях сотрудничества педагогов и воспитателей с учениками;

- определить результативность работы с «трудными» детьми.

Социомониторинг позволяет наглядно проследить, как меняется коллектив группы детей на разных этапах цикла «детский сад – начальная школа».

Эти данные необходимы администрации учреждения для более точного проектирования образовательной среды, профилактики дезадаптации и решения других социально-педагогических задач.

С помощью многочисленных графиков анализируются стиль классного руководства учителя, процессы социализации всех и каждого из участников учебно-образовательного процесса.

Данные методы «Социомониторинг» позволяют ответить на следующие вопросы: «Что из себя представляет образовательная среда, в которой возникли факты дезадаптации?», «Какие факты провоцируют подобные явления, в каких социальных средах их больше, а в каких меньше?».

Пример.

Результаты сравнительной динамики состояния социальных процессов в 1 классах начальной школы за период 2006-2010 годы представлены на рис.1.

Рис.1.

Учитель 1                    Учитель 2                    Учитель 3

Учитель 4                    Учитель 1

Вывод:

Анализ результатов динамики развития состояния социальных процессов в первых классах в период с 2006 по 2010 годы позволяет констатировать факт сформированности социальной структуры уже на момент проведения первого замера, которая устойчиво сохраняется ко второму замеру.

Облако совокупности эллипсов стягивается вдоль диагонали «информационного обмена», что указывает на преобладание у детей установок действия по образцу, подчинения нормативным требованиям, на качество освоения знаний. В целом поведение учеников неимпульсивно, рационально, с опорой на прошлый опыт. В группе доминирует понятие «мы», дети активны, имеют высокий уровень мотивации на пребывание в школе, конфликтов не наблюдается, основная энергия у детей тратится на полезную деятельность и развитие отношений.

В целом величина гендерного смещения мальчиков и девочек соответствует среднестатистической норме. Учителя соблюдают правила регуляции гендерного поведения, не допускают трансформации гендерных стереотипов, способствуют гендерной самоиндификации детей согласно их половой принадлежности.

Социальная структура класса формируется как результат принятия членами группы требований ответственного должностного лица – учителя класса.

Рассмотрим диаграммы «Профили» влияния социальной группы на персону. Все профили I типа.

Рис. 2.

Профиль 1                                     Профиль 2

Профиль 3                                               Профиль 4

Профиль 5

Вывод:

Комфортное пребывание каждого ребенка в классе. Каждый ребенок ценен для группы в целом. Хорошо развиты каналы горизонтальных связей. У детей наблюдаются высокая функциональная активность, высокий уровень мотивации на пребывание в школе. Методы управления учителя комфортны для учащихся. Демократический стиль руководства классом влияет на сплочение коллектива. Явлений социальной дезадаптации не наблюдается. Исключение составляет замер 1 класса 2006/2007 уч. года (1школьник).

Для большей наглядности за период с 2006 по 2010 годы был сделан анализ активности коммуникации младших школьников. Это еще один вид оформления результатов диагностики для своевременного выявления «трудных» детей (ШД) и в дальнейшем организации индивидуальной работы.

Нами была введена следующая классификация статусных позиций детей: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «пренебрегаемые».

«Звезды» – это центры коммуникации – значения показателя «воздействие группы» равны и превышают (+2).

«Предпочитаемые» – значения показателя «воздействие группы» находятся в интервале от (+ 1,7) до (+2).

«Принятые» – значения показателя «воздействие группы» находятся в интервале от (+1,7) до (+1).

«Пренебрегаемые» – значения показателя «воздействие группы» находятся в интервале от (0) до (–1).

Следует отметить, что как такового феномена дезадаптации в нашей школе не наблюдается. Данный факт можно объяснить следующими причинами: дети при низком отрицательном значении TPI имеют всегда положительный показатель по значению RVP, и, следовательно, мы можем считать у данных детей феномен дезадаптации ситуативным явлением, при котором у ребенка имеется желание пребывать в среде сверстников, и его жизненная энергия направлена на взаимодействие с ними. Как правило, дети с феноменом школьной дезадаптации являются переведенными из других образовательных учреждений.

В нашей школе образовательное пространство организовано так, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.

Конкретные примеры частичной социальной дезадаптации.

Пример №1

1 класс 2009/2010 уч. год

Андрей (имя изменено) 7 лет, пришел учиться в нашу школу из другого детского сада.

Активный, рассудительный, отзывчивый, имеет желание к взаимодействию со сверстниками. Уровень развития познавательных процессов соответствует возрастной норме.

После проведения 1 замера в начале учебного года наблюдаем отрицательное значение TPI: дети класса выбрали вариант из карточки частоты общения с партнером «1Т». Данный показатель означает следующее: «с этим человеком я редко общаюсь, и он чем-то не располагает меня для общения».

(График «Совокупное воздействие партнеров»)

Анализируем социальную среду класса.

Наблюдается профиль 1 типа, горизонтальные связи хорошо развиты. Учитель действует этично. По педагогическим наблюдениям, в данном классе сложилась благоприятная атмосфера, каждый ребенок востребован классом, включен в процессы коммуникации, является ценностью.

В чем же проблема?

Социальное пространство в целом благоприятное для успешной адаптации. Целенаправленно исследуем данный феномен.

Показатель GS – мера плотности связей в социальной структуре класса. Данный показатель обуславливает характеристику скорости восприятия внешних сигналов (информации) в классе; на момент замера в среднем по классу он составлял 70%. Характеристика скорости восприятия информации возникает в ситуации особого углубленного межличностного общения педагога и детей. Значение данного показателя у Андрея – 59%, что значительно ниже нормы класса.

В то же время по показателю GA (представленность в сознании ценностей иных социальных групп) у Андрея превышает норму класса. Показатель GA характеризует степень представленности в сознании персоны, в момент пребывания ее в группе, доминанты родового сознания, ценностей родовой культуры. Чем более отличается у персоны значение данного показателя относительно нормы группы, тем большую активность можно ожидать от данной персоны во внешнем плане поведения, в ситуациях, когда возникает необходимость отстаивания своей позиции в спорных вопросах.

Именно такое поведение Андрея создавало педагогам трудности в работе с данным ребенком, а школьникам – в коммуникации с ним.

Из наблюдения учителя за поведением данного ребенка на перемене, в свободной деятельности можно было сделать следующие выводы: нарушение принципов «Три нельзя», незнание границ «мое» – «чужое», нарушение разработанных и коллективно принятых самими детьми правил поведения в классе, неумения налаживать контакты с одноклассниками.

На консультации с родителями выяснилось: детский сад ребенок часто пропускал, в том числе и без уважительных причин, находился дома с бабушкой. Это единственный ребенок у двух семей, поэтому разрешалось все, запретов не было (т.н. «слепая любовь»).

Школьным психологом проведена серьезная работа с родителями по коррекции и установлению единого стиля воспитания для близких родственников ребенка.

С Андреем психолог провел индивидуальные занятия по формированию его представлений о социальных границах в общении с людьми; организованы групповые тренинговые занятия с детьми класса по отработке навыков общения.

Проведена консультация с учителем класса и воспитателем ГПД.

Результаты 2 замера (на окончание 1 класса) и 1 замера во 2 классе свидетельствуют о том, что ситуация постепенно начала меняться. На конец 1 класса появилась положительная динамика в адаптации.

На начало 2 класса по результатам исследования значение TPI стало положительным.

По успеваемости ребенок учится на «4 и 5».

Рис. 3. Персональное пространство и диаграмма «Влияние», Андрей в 1 классе, 1 замер

 

Рис. 4. Персональное пространство и диаграмма «Влияние», Андрей в 1 классе 2 замер

 

Рис. 5. Персональное пространство и диаграмма «Влияние», Андрей во 2 классе, 1 замер

 

 

Пример №2

Семен – воспитанник нашего учреждения (с подготовительной группы).

Робкий, неуверенный в себе, неактивный, часто болеющий мальчик. Близких друзей – 2 человека.

Конфликтные родители (в большинстве ситуаций были на стороне ребенка, если даже он был не прав и т.п.).

Во втором классе с появлением системы отметок интерес сверстников к Семену стал падать, несмотря на то, что ребенок стремился к взаимодействию с одноклассниками.

Анализ результатов развития состояния социальных процессов в классе показывает характер изменения социальной структуры на момент проведения второго замера. Состояние социальных процессов в группе характеризуется как «достаточно стабильное».

Если сравнивать показатели группы и индивидуальные показатели Семена, то видим такую же картину, как и в первом случае.

Показатель GS персоны – мера плотности связей в социальной структуре класса – значительно ниже нормы класса. Положение социальной позиции в социальной структуре группы – в третьем социальном слое и поэтому значительно удалено от основной группы детей первого социального слоя.

В то же время по показателю GA персональное значение превышает норму класса (см. выше описание показателя GA).

В классе были организованы тренинговые занятия по теме «Уроки общения». Даны соответствующие рекомендации учителю класса. Школьным психологом и администрацией школы проведена соответствующая работа с родителями данного ученика.

В 3 классе (1 замер) ситуация изменилась, наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях с одноклассниками, улучшилась успеваемость.

 

Рис. 6. Персональное пространство и диаграмма «Влияние», Семён во 2 классе, 1 замер

 

 

Рис. 7. Персональное пространство и диаграмма «Влияние», Семён во 2 классе, 2 замер

 

 

Рис. 8. Персональное пространство и диаграмма «Влияние»,

Семён в 3 классе, 1 замер

 

Вывод: В результате анализа проблемных ситуаций мы заметили, что во многом на положение в классе влияет тип семейного воспитания. «Трудный» ребенок находится в одном пространстве с «трудным» взрослым.

Начальная школа-детский сад № 115 располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, мы оказываем надлежащую научно-методическую помощь, способствуем повышению культуры семейного воспитания.