Консультирование учащихся на основе данных ПМК «Социомониторинг» и ПК «Диакомс»

Качалова Е. П., Дунаева Т. Н.

В 10 классе одного из образовательных учреждений города Москвы были проведены два исследования:

·          исследование состояния социальной среды класса методом ПМК «Социомониторинг» (исследование 1);

·          исследование психофизиологического состояния организма методом ПК «Диакомс» (исследование 2).

По результатам исследований проводились индивидуальные консультации с учащимися. Полученные данные вызвали интерес учащихся прийти на консультацию к специалисту, проводившему исследования.

В данной статье мы рассматривается процесс индивидуальной консультации ученицы А. (её номер в списке учащихся класса – № 15)

Рис. 1. Совокупное воздействие партнеров

 

Рис. 2. Персональное социометрическое пространство

Данные социомониторинга выявили следующее (см. рис.1).

·          класс достаточно активно запрашивает ученицу А. (синий столбик поднимается на уровень выше 1,5 и занимает 4 позицию в социальной группе);

·          девочка уходит от общения (ее оранжевый столбик идет вниз)

Данные рис. 2 «Персональное социометрическое пространство» показывают:

·          ученица А. имеет свое мнение о происходящих событиях, о характерах людей (PSA = 46,73);

·          она формирует собственное суждение по поводу различных ситуаций и действий человека;

·          ее выводы обдуманны и имеют свои критерии (L1 = 21,43)

Однако:

·          девочка воспринимает ограниченный объем информации, поступающей к ней извне (PSS = 53,07);

·          мала интенсивность обмена информацией в социальной среде (IIS = 1,21);

·          она реагирует на информацию эмоционально, и результативность ее действий невелика (L3 = 50; L2 = 28,57).

 

Рис. 3. Диаграмма психофизиологического состояния организма ученицы А (показатели группы риска)

По данным исследования 2 – ПК «Диакомс» (рис.3) делаем выводы:

·          быстрая физическая утомляемость организма;

·          активная работа организма и его напряжение при оценке девочкой происходящего события, поведения другого человека;

·          основные усилия организм направляет на отрицание ситуации, действий человека, которые не соответствуют морали ученицы А. и сформированным ею внутренним критериям социального поведения;

·                     организм склонен к запоминанию и длительному сохранению напряжения;

·          внутренние критерии социального поведения, важные для девочки, живут в ней на уровне физиологических ощущений и руководят ее реакции;

·          организм находится в постоянном ожидании негативного воздействия от окружающей среды.

Приведенные выше выводы специалиста, сделанные на основе двух исследований, принимаем в качестве гипотез.

 

Описание процесса консультирования ученицы А. на основе данных двух исследований

Консультация с ученицей А. была построена на принципах взаимодействия.

Консультант, специалист, проводивший исследования, предложил девочке вместе с ним рассмотреть данные исследований и диаграмму «Совокупное взаимодействие партнеров».

– Посмотри! Класс тебя активно принимает, ученики хотят с тобой общаться. А ты уходишь от общения. Это так?

– Да! Со многими мне неинтересно общаться, – сказала девочка.

– Ты эмоционально реагируешь на действия этих ребят?

– Да!

– Можно сказать, что ты долго переживаешь по поводу возникшей негативной ситуации и долго думаешь о ней?

– Да! Я ее постоянно анализирую внутри.

– Насколько ты активно действуешь, чтобы решить возникший вопрос?

– Когда как. Могу сказать, что не хочу разговаривать с этим человеком.

Далее девочка задала волнующий ее вопрос:

– А кто как ко мне относится в классе?

Консультант показал, что ученики класса принимают ее и хотят с ней общаться, а она критикует действия ребят.

– Давай посмотрим, а как твой организм реагирует на позицию, которую ты занимаешь в классе? - предложил консультант показал ее индивидуальные данные ПК «Диакомс».

– Легкие испытывают напряжение. Можно предположить, что ты имеешь свое мнение о людях и свои критерии оценки их поведения. Если действие человека не соответствует твоим моральным принципам, то ты быстро даешь ему оценку и уверена в ней.

– Да! Я знаю! – согласилась девочка.

– Есть напряжение кишечника. Мы можем предполагать, что ты долго сохраняешь внутри проблему: думаешь о ней, снова и снова проживаешь ее, испытывая чувство несправедливости, возникающей от действий других людей.

– Да! Точно! Если кто-то поступает несправедливо, то это же видно сразу, – подтвердила и привела примеры поступков взрослых людей.

Рассматривая показатель за показателем, консультант формулировал девочке свои гипотезы. Она подтвердила все эти предположения и привела некоторые примеры из жизни

В результате первого этапа консультирования ученицей А. были подтверждены следующие факты:

1.       Со многими ребятами не хочется общаться- не интересно

2.       Очень раздражается, когда видит несправедливость

3.       С трудом меняет свою точку зрения, аргументы и объяснения других людей она не принимает.

4.       Очень эмоциональна.

5.       Долго думает и вспоминает о неприятной ситуации .

6.       Трудно учиться, так как быстро утомляется и устает.

7.       Есть хроническое заболевание дыхательных путей

Затем специалист предложил из подтвержденных фактов выбрать наиболее важные и значимые для нее. Девочка выбрала два:

·                   быстрая утомляемость;

·                   Активная критика действий другого человека и отсутствие гибкости в общении с ним.

– Являются ли эти утверждения на данный момент теми вопросами, которые тебе важно решать сейчас, на данном этапе?

– Да. Я знаю, что я так поступаю, но вот такой эмоциональной я не хочу быть. А что касается сил…? Да, я быстро устаю учиться, часто хочется полежать, а впереди еще экзамены.

В результате второго этапа консультирования выше названные факты были переформулированы в задачи, которые ей важно решать:

Задача 1: Найти способы, как быстро восстанавливать свои физические силы.

Задача 2: Найти способы не критиковать и быть более гибкой в общении и оценке действий другого человека.

На следующем этапе консультации специалист и ученица приступили к решению поставленных задач.

При решении задачи 1 учли, что особенностью организма девочки является потребность в периодическом кратковременном отдыхе для восстановления физических сил, поэтому для него важно:

·                   соблюдение режима и ритма дня;

·                   экспресс-упражнения на расслабление (1-3 мин.);

·                   соблюдение рациона полноценного питания.

При решении задачи 2 специалист предложил А. вспомнить историю, рассказанную в начале консультации. История: Одноклассник И. раздражает девочку: он постоянно болтает, а разговоры его об одном и том же.

Давай порисуем, – предложил специалист, пояснив, что человек в определенной ситуации может представить себя на поляне, расположенной среди гор, и на эту ситуацию посмотреть с разных вершин: попробуй нарисовать свою историю и несколько вершин, с которых можно на нее посмотреть.

После этого консультант попросил ученицу посмотреть на её ситуацию с разных точек зрения.

– Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь об однокласснике И.?

– Спокойно. Мне кажется, он меня уже не так сильно раздражает… Он хорошо соображает по математике, – задумчиво ответила девочка.

Далее консультант предложил ученице нарисовать себя в мире, который все делает так же, как она: так же ходит, так же одевается.

– Что ты чувствуешь, когда смотришь на такой мир? Он тебе нравится? Тебе интересно было бы жить в таком мире?

– Нет. Он какой-то скучный. Все одинаковые, все похожи друг на друга, все делают одно и то же.

– Если хочешь, ты можешь дополнить свой рисунок, чтобы твой мир на нем был тебе интересен. Ты – художник.

Ученица дополнила свой рисунок, нарисовав людей в разных одеждах, разнообразных животных, много разноцветных шаров.

В заключение консультации подвёл итоги консультации:

– Время консультации заканчивается. Сегодня ты осознала две важные для себя задачи. Вместе мы определили способы их решения. Но решать задачи тебе предстоит самостоятельно. Что для тебя было важным? Какие открытия ты для себя сделала?

– Я увидела себя со стороны и поняла, что если ситуация меня раздражает, то можно посмотреть на нее с «другой горы». А еще мне совсем не понравился скучный мир. Наверное, нужно, чтобы кто-то думал иначе, чем я, даже если мне это иногда не нравится. Да! Еще я поняла, чтобы у меня были силы для учебы, общения, очень важны режим дня и умение отдыхать.

Консультант и ученица поблагодарили друг друга, пожелали удачи в решении задач и договорились о времени следующего замера.

Авторы статьи привели пример консультации, построенной на основе данных двух исследований и диалоге двух личностей. Такая консультация позволяет ученику в сопровождении консультанта перевести проблемные вопросы в познавательные задачи, при решении которых открываются потенциальные возможности ученика, то есть внутренние ресурсы его организма и творческие возможности его как личности.

 

Литература

1.                Лакина, И. М. Краткое руководство по психологической интерпретации карты «Диакомс» – Москва, ЦПМСС «Живые потоки», 2010 г.

2.                Программно-методический комплекс «Социомониторинг». Версия 2.1: методические рекомендации. – ООО «Софт-Мониторинг», Ярославль, 2002 г.

3.                Хабарова, О. Е. Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией. // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Мат-лы всерос. научн-практ. конф. (Москва, 25-27 октября 1995 г.) – М., 1995, с. 112.

4.                Мониторинг функционального состояния здоровья школьников / под редакцией Л. Е. Курнешовой, – Москва, МИОО 2004., с. 152