Использование ПМК «Социомониторинг» в деятельности психологической службы школы

Варфоломеева Т. Г.

В течение 10 лет в нашей школе проводятся социально-педагогический мониторинг социализации личности обучающихся в учебной среде сверстников, который позволяет оценить степень социального комфорта каждого ребёнка на разных уровнях: индивид, класс, школа; отследить динамику социальных процессов за несколько лет; выявить конкретных детей и классы, которым нужна психологическая помощь. В качестве основного диагностического инструмента используется ПМК «Социомониторинг» (автор: Хабарова О. Е.).

Несмотря на то, что в нашей школе обучается более 1 100 человек, стало уже традиционным, что услугами социомониторинга ежегодно охвачены все обучающиеся 4-10 классов. Существует также практика двукратного и трёхкратного проведения социометрических срезов в отдельных классах по запросам классных руководителей, представителей администрации, а главное, самих учащихся. С появлением в школе второго психолога, который осуществляет психологическое сопровождение обучающихся в начальной школе, стало возможным регулярное использование ПМК «Социомониторинг» и в 1-3 классах.

В нашем ОУ ПМК «Социомониторинг» является основным инструментом, обеспечивающим рабочее место педагогов-психологов. Специалисты школьной социально-психологической службы, в которую входят 2 психолога, 2 социальных педагога, активно используют результаты социомониторинга для решения следующих задач:

·          психологическое сопровождение учебной деятельности;

·          психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптация на новом этапе обучения;

·          участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

·          психологическое сопровождение социализации обучающихся; профилактика школьной дезадаптации и т.д.

В течение 8 лет социомониторинг используется в ходе изучения социальных процессов в классных коллективах при переходе из начальной школы в среднюю, из средней – в старшую. Директор школы, администрация, психологи проводят подбор педагогических кадров, и главным образом, классных руководителей с учётом данных социомониторинга.

В качестве иллюстрации хочется привести результаты педагогического проектирования в ходе принятия решения о назначении классного руководителя 5 N класса.

В середине IV четверти состоялся 1 замер в 4 N классе. Замер зарегистрировал явно авторитарный тип классного руководства. Класс являлся группой риска по количеству детей с феноменом школьной дезадаптации – 20,69%. Отсутствовал запрос группы на персону. Социальная структура класса формировалась под влиянием рейтинга предметных оценок. Жизненная энергия членов группы была подавлена.

Рис. 1. Совокупное воздействие партнёров и статистические эллипсы, 4N класс

 

Администрации школы были предложены рекомендации для корректировки сложившейся ситуации. В 5 классе данной группе необходим классный руководитель, умеющий оказывать психологическую поддержку, ориентированный на личность как ценность; склонный к неформальному общению с детьми, но при этом осуществляющий нормирование учащихся.

Сложность состояла в том, что выпускающий класс опытный учитель начальной школы имеет статус «сильного педагога». Её предыдущие выпуски отличались высокой учебной активностью, школьной успешностью, дисциплинированностью, как говорят учителя, «научены и приучены». Что произойдёт с классом, если поменяется стиль классного руководства?

Внимательно рассмотрев результаты мониторинга, выслушав рекомендации психолога и заместителя директора по начальной школе, взвесив все «за» и «против», директор приняла решение в пользу молодого, демократически настроенного педагога, у которого уже были успехи в формировании успешной социализации обучающихся (это было подтверждено результатами социометрических замеров).

В начале следующего учебного года, встретившись с новым классным руководителем, часть родителей, высказывала опасения: «Справится ли? Слишком молода». Другая часть радовалась ей, как глотку свежего воздуха. И молодой педагог справился.

Учитель инициировал в классе еженедельные вечера встреч, на которых ребята свободно общались, играли, разговаривали, пили чай, устраивали арбузники и т.д. В течение двух месяцев (1 раз в неделю) с ребятами работал психолог. Занятия были направлены на сплочение группы, на взаимодействие, на умение работать в команде и т. д. Регулярно проводились социометрические замеры с целью получения обратной связи, учёта изменений, динамика которых представлена далее.

Рис. 2. 5 N класс (октябрь)

 

Рис. 3. 6 N класс (ноябрь)

 

Рис. 4. 7 N класс (ноябрь)

При этом необходимо заметить, что учитель начальных классов, выпустивший данный класс, после 1 социометрического замера (4 класс) была ознакомлена с результатами, восприняла их критически, очень болезненно. На следующий день зашла в кабинет психолога, сообщила, что не спала всю ночь, но приняла решение менять свой стиль классного руководства. Вот что у неё получилось в следующем выпуске (2009 год):

Рис. 5.

Ежегодно в начале осенних каникул по инициативе школьной психологической службы проводятся педагогические советы, на которых обсуждаются вопросы преемственности обучения и адаптации пятиклассников. Учителям предлагается подробная информация об особенностях социализации и нормообразования в отдельном классе, даются рекомендации по организации учебной деятельности в каждой группе, а также с отдельными учащимися, отмечаются дети, которым необходима психолого-педагогическая поддержка. В 2009/2010 учебном году классный руководитель и учителя-предметники наметили в ходе этого мероприятия общие правила работы в определённом классе, в которые входили ритуалы; требования к предъявлению и проверке домашних заданий, к оформлению письменных работ и т.д. Ценно то, что учителя сами высказали желание продолжать подобную работу с результатами мониторинга регулярно. В связи с этим, в текущем учебном году по плану деятельности ОУ (1 раз в четверть) уже состоялись подобные педсоветы по параллелям (5, 6, 7, 8 классы).

Социомониторинг позволяет специалистам школьной психологической службы быстро диагностировать разрывы в отношениях на персональном уровне, выявлять детей, которым нужна адресная психологическая помощь, отслеживать те изменения, которые происходят под воздействием психологических и педагогических технологий, определять результативность консультативной работы.

В качестве примера хочется привести случай из консультативной практики, где мониторинг стал средством обратной связи, тем градусником, который позволил замерять результативность, как для консультанта, так и для клиента.

К школьному психологу обратилась девушка, 8 класс, назовём её Сашей. Её запрос состоял в следующем: «У меня проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Я устала от обзываний со стороны мальчиков и игнорирования со стороны девочек. Как изменить ситуацию?».

Видение ситуации девочкой оказалось объективным, результаты социомониторинга это подтвердили.

Рис. 6. Персональное социометрическое пространство Саши, 8 класс, 1 замер, ноябрь

Саша учится в этой группе с 1 класса, друзей в классе нет. На нападки со стороны одноклассников Она реагирует молчанием, уходом (IIS=-0,13), хотя умеет выражать собственные мысли, аргументировать свою позицию, обладает навыками самоанализа. «В классе я как в ракушке», – говорит она. На вопрос, что мешает вылезать из ракушки, девочка отвечает: «Боюсь, что неправильно поймут, из ракушки вылезаю только дома с бабушкой».

У Саши сложилась и сложная семейная ситуация, жила она с бабушкой, мама решала свою личную жизнь, папы девочка никогда не видела (возможно, поэтому она сворачивает мужское пространство).

Работа началась с поиска людей, с которыми можно «вылезать из ракушки», при этом использовались техники гештальта. В ходе диагностики выяснилось, что у Саши заниженная самооценка, она видела себя нуждающейся в поддержке, робкой, нерешительной, неуверенной в себе, несимпатичной и т.д. А хотела бы быть самодостаточной, уверенной, симпатичной и т.д. В связи с этим дальнейшая работа продолжалась в русле поиска внутренних и внешних ресурсов, поиска определённого имиджа. Саша знакомилась с техниками эффективной коммуникации, отрабатывала способы реагирования на нападки одноклассников. Она поняла, что её реакции только провоцировали подростков на подобные нападки.

Параллельно, в отсутствие Саши, состоялся классный час в её классе, который проводился классным руководителем и психологом и начался со слов Б. Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить, как люди…»

По результатам работы состоялся социометрический замер в мае, который, как и все последующие замеры, был инициирован девушкой. Саше было необходимо отследить, в верном ли направлении она движется.

Рис. 7. Персональное социометрическое пространство Саши, 8 класс, 2 замер, май

Александра начала действовать (L2=47,83), появились люди, которые высказывают социальный запрос на девушку. Увеличились скорости информационного обмена (с -0,13 до 0,74).

Рис. 8. Персональное социометрическое пространство Саши, 9 класс, 1 замер, декабрь

Девушка стала идентична классу, но при этом сохранила свою личностную идентичность. Стала значительно увереннее в себе, не боялась отстаивать своё мнение, изменилась внешне, похорошела. Педагоги стали отмечать, что улучшилась её учебная успеваемость (средний годовой балл 7 класс «4»; 8 класс – 3,2; 9 класс – 3,9).

Рис. 9. Персональное социометрическое пространство Саши, 10 класс, 1 замер, декабрь

 

По результатам замера 10 класса видно, что меняется и личностная позиция Александры. «Ракушка» девушке больше не нужна. А верную траекторию помог ей определить ПМК «Социомониторинг».