Опыт внедрения и освоения ПМК « Социомониторинг Сервис» в Александринской гимназии №628 г. Санкт-Петербурга
Первые сведения о ПМК «Социомониторинг Сервис» специалисты Александринской женской гимназии г. С.-Петербурга получили на международной практической конференции по проблемам женского образования в 2002 году, где с докладом на тему «Концепция формирования самосознания воспитанниц женской гимназии «Ярославна» и система социомониторинга» выступила психолог Н. С. Сабадаш, заинтересовавшая участников конференции полученными результатами.
Программно-методический комплекс был установлен в гимназии в 2003 году. В 2005 году была приобретена обновленная версия программы, в которую разработчики внесли ряд дополнительных удобств для пользователей, что позволило уменьшить имевшиеся ранее трудности при работе с программой.
В 2003/04 уч. году сбор данных осуществлялся в среднем и старшем звеньях гимназии; начальные классы на первых этапах освоения метода не были включены в процесс социомониторинга. У учащихся среднего звена вопросов по работе с инструкцией, карточкой и бланками не возникало.
С 2005/06 уч. года в процесс мониторинга были включены начальные классы. При заполнении карточек у них возникали следующие вопросы: «Можно ли всем партнерам поставить 3л?»; «Обязательно ли всем ставить какое-либо значение?». В начальной школе потребовалось давать более подробную характеристику, «близкий друг», «хороший знакомый».Направления использования данных социомониторинга:
-
Полученная информация, прежде всего, доводится до классных руководителей и педагогов, работающих в данном классе, в виде общего отчета.
-
Дети, оказавшиеся в сложной ситуации, приглашаются на беседу для выяснения. причины, сложившейся ситуации и помощи в ее преодолении.
-
Встречи с родителями проводятся лишь в чрезвычайно сложных ситуациях.
-
Организуются индивидуальные консультации классных руководителей.
-
Проводятся специальные административные совещания.
-
Результаты пока не оформляются в виде справок; рекомендации даются устно в массовом и индивидуальном порядке.
- Хотя педагоги гимназии получили общую теоретическую подготовку по использованию данных социомониторинга, необходимы более детальные рекомендации по анализу и интерпретации данных ПМК «Социомониторинг».
Общий вывод. Программно-методический комплекс «Социмониторинг Сервис», безусловно, является полезной практической разработкой, позволяющей получить большое количество информации об участниках замера, которая используется как в индивидуальной, так и в массовой воспитательной работе с детьми. Информация о социальных отношениях, складывающихся внутри учебных групп, позволяет корректировать возникающие в педагогической деятельности коллектива гимназии трудности, и более целенаправленно выстраивать работу с отдельными педагогами.
Этап освоения и внедрения ПМК «Социомониторинг Сервис» в гимназии прошел успешно. На следующем этапе работы возникает потребность наряду с теоретическим описанием основ метода «Социомониторинг» иметь более частные методические рекомендации по интерпретации конкретных данных, возможных отклонений в самых разнообразных социальных ситуациях чтобы приблизиться к уровню тех рекомендаций, какие дает автор метода социомониторинга.