Применение социомониторинга в образовательных учреждениях Северо-Западного и Центрального округов г. Москвы

Непосредственная деятельность с применением социомониторинга началась с октября 2004 года. Являясь сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения, мы решаем задачи организации взаимодействия с образовательными учреждениями и развития его механизмов и методов.

В связи с тем, что о методе «Социомониторинг» большинство руководителей образовательных учреждений не осведомлены, было решено познакомить их с этим эффективным инструментом исследования социальной среды.

В мае 2004 года на базе Центра «Мир» состоялась встреча с директорами школ Северо-западного округа, на которой было рассказано о методе и каждому были розданы рекламные проспекты и формы отчетов для руководителей. В сентябре 2004 года были составлены и подписаны договоры о сотрудничестве со школами округа №1285, 882, 823. Так был запущен процесс проведения социомониторинга в образовательных учреждениях.

За прошедший период диагностические срезы проведены в 20 классах школ Северо- западного и Центрального округов г. Москвы.

В ходе мониторинга появился механизм организации этого процесса как целостного, состоящего из поэтапных законченных циклов.

Механизм организации социально-психологического исследования методом «Социомониторинг»

1. Подготовка к проведению социомониторинга

Подготовка к проведению социально – психологического исследования методом «Социомониторинг» начинается со встречи с руководителями образовательного учреждения. На ней создается целостное представление руководителей о методе «Социомониторинг» и его возможностях, а у социометрологов – о проблемах и актуальных вопросах, решаемых в образовательном учреждении на данном этапе.

Далее назначается дата проведения социомониторинга. За несколько дней до проведения социометрологи получают списки учащихся класса.

На первой встрече руководители образовательного учреждения получают памятку, которая помогает четкой организации процесса. Последние два столбца в списках учащихся класса появились, когда возникла необходимость отвечать на вопросы о причинах неуспеваемости конкретных учащихся.

Памятка
Организация проведения социомониторинга

  1. Подготовка.
    • Приказ директора о проведении социомониторинга.
    • Списки учащихся класса.
  2. Проведение социомониторинга (30 - 40 мин).
  3. Встреча по результатам мониторинга (после их обработки).
    • Организация взаимодействия для решения вопросов, выявленных мониторингом.
    • Выступления на родительских собраниях по результатам социомониторинга.
  4. Проведение повторного социомониторинга.

2. Проведение социомониторинга

Проведение социомониторинга мы рассматриваем как целостный процесс, в котором важны вход в него участников и выход их в привычную среду с ответами на важные вопросы развития личности.

Учащиеся класса с самого начала становятся нашими партнерами в исследовании социальных процессов группы. Сразу делается, на наш взгляд, важный акцент значимости построения отношений в жизни каждого человека. В зависимости от возраста учащихся меняется язык вступления (входа в процесс) от образного до делового.
«Любое исследование требует подробной инструкции», - говорим мы, и читаем инструкцию проведения социомониторинга. Ученики включены в процесс, и им понятен механизм его организации. Вопросы, возникающие в течение индивидуальной работы учащихся, легко решаются совместно с социометрологами.

После того как все ученики закончили работу и собраны листочки со списками класса, благодарим ребят за вдумчивую работу и поздравляем с важным событием…. Возникает пауза, и в глазах учеников читается вопрос: «Какое событие?» Мы продолжаем:

«Сегодня вы остановились и задумались друг о друге. Даже если вы кому- то поставили 3Т, то сделали это по-доброму, сказав, что пока трудно. У вас в руках появилась «волшебная палочка», которая может помочь строить отношения друг с другом, а значит, достигать успехов в делах. «Волшебной палочкой» являются понимание вами факта - «мне легко общаться или мне трудно общаться с конкретным человеком» и ваша готовность развивать свои отношения дальше. «Успехов вам в этом», - говорим мы и прощаемся с учащимися и учителем класса.

Практический опыт проведения социомониторинга в разных возрастных группах и школах, с их индивидуальными особенностями, показал, что ученикам понятен исследуемый вопрос, он важен для них, и они готовы к дальнейшему взаимодействию с нами в решении проблем построения отношений.

3. Анализ и наглядное представление результатов социомониторинга.

После введения данных исследования и получения результатов социальной группы возникал вопрос о форме представления этих результатов для руководителей образовательного учреждения и организаторов педагогического процесса - педагогов. Нам очень хотелось включить их в процесс исследования механизма взаимодействия в социальных группах. Так возникла форма наглядного представления результатов социально- психологического исследования.

Справка 1
Справка 2
Справка 3
Справка 4

Знакомясь с результатами социомониторинга посредством данной таблицы, руководители образовательного учреждения и педагоги опосредованно изучают его язык. Оказалось, что на понимание языка социомониторинга не надо много времени. Очень быстро директора и педагоги начинают сами соединять полученные данные в единую картину взаимодействия, происходящего в социальных группах. Очень часто произносились фразы:

«Я чувствовала это и сейчас получила подтверждение» или: «Я удивлена тем, что можно составить рекомендации так подробно с учетом каждого ученика и за такое короткое время».

Пункт IV «Рекомендации» представленной таблицы сразу предлагает разные формы взаимодействия в организации образовательного процесса и формулирует ключевой вопрос в качестве направляющего вектора развития социальной группы на данном этапе.

Практический опыт показал, что таблица понятна руководителям и педагогам школ и полезна для дальнейшего проектирования ими своей деятельности и взаимодействия со специалистами.

Знакомство с результатами социомониторинга посредством таблицы явилось завершающим звеном первого этапа ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Мы с удовлетворением можем об этом говорить, опираясь на тот факт, что после знакомства с результатами социомониторинга директора и завучи школ предлагали нам дальнейшее взаимодействие: круглые столы с педагогами, выступления на педсоветах и родительских собраниях, проведение классных часов с учащимися. Образовывалась социальная группа: администрация школы, специалисты Центра и педагоги, родители, ученики, которая проявляла свою готовность к решению актуального вопроса развития социальной среды и каждого ее члена.

4. Взаимодействие по результатам социомониторинга.

ШКОЛА № (...): результаты социомониторинга подтвердили интуитивные предположения директора о возрастной динамике процессов, происходящих в 7 и 8 классах. Особое внимание было обращено на 7 «Б» класс, в котором учитель старался сглаживать происходящие явления, принижая личность (спиленный профиль). В этом классе мы выступили на родительском собрании. Состоялся интересный разговор с родителями о механизме взаимодействия с взрослеющим ребенком. Родители заинтересовались результатами исследования и высказали свою готовность к покупке программы. Школа приобрела программу по социомониторингу, и психолог прошла обучение на семинаре.

ШКОЛА №(...): проведено исследование всей начальной школы. Результаты социомониторинга заинтересовали директора школы и завучей начальной школы. Директор школы предложила сотрудничество, первым шагом которого явился круглый стол для учителей начальной школы по результатам социомониторинга. На нем высветилась проблема преемственности перехода из начальной школы в среднюю как наиболее актуальная на данном этапе развития социальной среды школы.

С учителями 3 и 4 классов спланировали проведение классных часов, чтобы познакомить с полученными результатами учащихся класса и вместе увидеть возможный механизм их взаимодействия друг с другом, помогающий в развитии социальной группы и каждого ее участника .

Учитель 2 класса была поражена тем, насколько глубоко проследили ученики отношения друг с другом. Она не переставала удивляться: «Откуда у них эти знания?»

Директор предложила провести социомониторинг в среднем звене для того, чтобы увидеть целостную картину социальных процессов в школе и организовать процесс решения конкретных вопросов преемственности между начальным и средним звеньями единой социальной среды.

ШКОЛА № (...): проведено исследование 2 «Б» класса, в котором произошла конфликтная ситуация между молодой учительницей и родителями, написавшими письмо в департамент образования г. .... в связи с тем, что учитель прикрепила на спину их сына записку со словом «дурак». Администрация школы в лице директора и завуча обратилась за помощью в Центр.

В классе провели социомониторинг и увидели, что учащиеся вовлечены в решение вопросов взрослых. При встрече с завучем подробно рассмотрели пути взаимодействия с учителем, но вскоре учитель решила уйти из образования. Класс приняла учительница с большим педагогическим стажем. Первое родительское собрание мы проводили вместе с учителем: родителей познакомили с результатами исследования, им даны были рекомендации по взаимодействию с детьми, учитывая их возрастные особенности, и предложено обращаться за консультациями по персональным данным к специалистам Центра. За консультациями обратились 11 родителей, среди них были родители, написавшие письмо. В течение месяца в классе раз в неделю психологом Центра проводились групповые занятия с детьми. На конец учебного года в данном классе намечено проведение повторного социомониторинга.

По результатам исследования в 5-х классах были проведены родительские собрания в каждом классе. Вместе с родителями рассмотрели вопросы, которые возникают у учащихся 5 классов, и пути их решения.

Одна семья, чей ребенок перешел из другой школы в 5 «Б» класс, обратилась по вопросу адаптации в новой социальной среде. Мы вместе с родителями и ребенком проектировали отношения его в классе.

Интересное взаимодействие возникло у нас с администрацией этой школы. Проблемы 5-х классов возникли в социальной среде, которая имеет свой четко выстроенный порядок.

Решение выявленных вопросов может так или иначе коснуться привычного уклада жизни данной среды. Мы хорошо понимаем, что директору важно увидеть все проявленные проблемы и определить те из них, решение которых пройдет наиболее безболезненно.

Важную роль сыграло наглядное и полное представление результатов социомониторинга. Это позволило директору сделать свой выбор порядка решения вопросов, а нам действительно сопровождать этот процесс, подключаясь по запросу руководителя образовательного учреждения.

ШКОЛА № (...): проведено исследование первого класса. Результаты поразили нас: 11 человек из 28 отвергаются социальной группой. Среди них много учеников, являющихся представителями различных национальных культур. Был выделен актуальный вопрос, который необходимо решать в данном классе, это – знакомство и взаимодействие культур. Результаты социомониторинга заинтересовали учительницу, и она проявила готовность к решению поставленных вопросов, пригласив нас на родительское собрание. Для ребят специалистами был проведен классный час, направленный на взаимодействие между одноклассниками и вхождение в новую социальную среду. С результатами исследования была ознакомлена директор школы. Она предложила нам совместно создать долгосрочную программу на 5 лет для целенаправленного отслеживания социальных процессов в данном классе и построения эффективного взаимодействия в нем.

Вторым вопросом нашего совместного проектирования явился вопрос преемственности между начальным и средним звеньями школы. Директор предложила выступить с этой темой на педсовете.

ШКОЛА № (...): в этой школе был запрос от администрации по поводу исследования 10 классов в связи с неуспеваемостью старшеклассников по математике (десять человек), были проведены также диагностические срезы в 9 классе и во 2 классе.

По результатам исследования в каждом классе состоялись классные часы. Отрадно отметить, что учащимся любого возраста близки вопросы отношений с одноклассниками, и они готовы развивать их в социальной среде, принимающей индивидуальные особенности личности и готовой к диалогу.

Ученики 9 и 10 классов заинтересовались персональными результатами. Оказалось, что они могут самостоятельно и точно анализировать полученные данные и эффективно проектировать свои отношения в социальной среде.

Круглый стол с администрацией и педагогами, обучающими 10 классы, позволил педагогам увидеть реальную возможность решения выявленных проблем и наметить конкретные шаги. Администрация и педагоги школы не скрывали своего удивления в связи с анализом индивидуальных причин неуспеваемости учащихся 10 классов.

Мы с удовлетворением отмечаем, что положено начало создания социомониторингового пространства в Северо-Западном и Центральном округах города Москвы, так как осуществляется взаимодействие специалистов, прошедших семинары по изучению метода «Социомониторинг».

2023