персональное пространство персоны

3 сообщений / 0 new
Последнее сообщение
норма
Offline
Был здесь: 1 год 10 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-23 11:34
персональное пространство персоны

Коллеги!
Дети на консультациях задают много вопросов по персональному пространству, в частности «что обозначают кружки вокруг моего эллипса?». Мы на такие вопросы отвечаем интуитивно, исходя из других показателей СМ, наблюдений и другой информации. Есть субъективное ощущение, что этого не достаточно. Помните, на одном из семинаров Ольга Ефимовна давала нам «Параметры критических состояний» и там первым пунктом названа «фигура креста», которую можно увидеть в персональном пространстве. Однако пояснений к этому пункту нет (в отличие от последующих пунктов).
Поделитесь опытом! Как вы работаете с персональным пространством!

Ольга Хабарова
Аватар пользователя Ольга Хабарова
Offline
Был здесь: 6 месяцев 4 недели назад
Зарегистрирован: 2013-06-14 15:45

Коллеги! Татьяна Михайловна задала очень важный вопрос. Но ответ на него лежит далеко за рамками работы с "кружочками". Ответ лежит в плоскости методологии педагогической работы с человеком.
Вначале цитирую: "Поделитесь опытом!Как вы работаете с персональным пространством!" Вопрос всем: с чем работает специалист? С персональным пространством в программе? Нет, персональное пространство - это посредник во взаимодействиях с ребенком. Т.е. работаем с человеком. Поэтому первично то, зачем он к вам пришел и нужно ли будет ему говорить о типовых образцах данных социмониторинга - "фигуре креста" и др. Пропускаем ответ на вопрос "зачем пришел". Допустим это известно метрологу-консультанту. Ребенок задает вопрос «что обозначают кружки вокруг моего эллипса?» Вопрос ребенка указывает на то, что он сам хочет понять, что это за картинка. И кружочки - это самое малое с чего начинается ребенком формирование образа результата своего замера. Подчеркиваю - самое малое! Вы на курсах сколько всего слушали и на конференциях? И вот теперь ребенок вам задает вопрос такой же, как и вы задавали на курсах. По содержанию вопрос ребенка находится исключительно в границах понимания им метода и результата измерения в социомониторинге. Вот и отвечайте ребенку предельно точно: "в одном кружочке, например, вот в этом, (покажите) машина нарисовала сразу два результата замера - твою оценку "легко-трудно" общения с конкретным партнером, и его оценку "легко-трудно" в общении с тобой". (Далее нужна пауза, чтобы дождаться следующего вопроса ребенка). Если он понял что означает один кружочек, говорите ему далее обо всех. "Так как каждый ученик в процессе замера оценивал свое состояние общения с каждым другим учеником группы, вот все эти результаты машина и нарисовала на одном экране. А эллипс, именно центр эллипса, (покажите точку) - это точка равновесия всех твоих парных (!) отношений." Дальше снова ждите, что скажет ребенок, т.к. он должен образ составить. А это не быстро происходит. Не спешите все сами рассказать! Дорожите парным, диалоговым общением, а не своим говорением. В персональной беседе нельзя говорить ни про крест, ни про др. образцы. Ребенок должен сам сделать вывод о своем результате, какой он у него. Малое знание, но качественное, дороже большого, но вредного для сознания. Полезно, чтобы ребенок вел в своем блокнотике записи ваших пояснений. Поставьте ему условие, чтобы на консультацию приходил с блокнотиком, тогда вы сможете постепенно наращивать его образ от одного замера к другому. Один замер, к примеру, будет не энергозатратным, а другой - энергозатратный; максимум энергозатрат - фигура креста. Но это ребенок должен сам вывести под вашим чутким руководством. Поясните ему: затратно всегда, когда общение происходит в полярных отношениях. В результатах замера это проявляется наличием полярных диад, располагающихся в области диагонали энергообмена (II-IV квадранты), а также когда в области диагонали информационного обмена есть диады в правом углу I квадранта и в левом углу III квадранта. Вся эта совокупность результатов и формирует, т.н. мной, фигуру креста. Почувствовать вам самим на себе это просто: положите себя мысленно на плоскость так, чтобы голова ваша была в первом квадранте, ноги - в третьем, правая рука - в четвертом, а левая - во втором. То, что вы почувствуете, и есть, так называемое мной, состояние распятия, проявленное на совокупности диадных точек (красных и синих "кружочков") в форме фигуры креста. О распятии и о кресте детям говорить не следует. Этот образ я ввела для взрослых, которые отвечают за социальные процессы, возникающие в искусственных социальных группах, к которым относятся школьные классы и воспитательные группы в ДОУ. Вернемся к ребенку. Данными своими должен он сам располагать. Ваша задача помочь ему понять: а) в чем конкретно его проблема (он должен четко ее сформулировать); б) за счет каких изменений в собственном поведении он может уменьшить напряжение или полностью решить проблему. В конкретных ситуациях общения с партнерами ребенку очень полезны будут ваши советы. Успехов!

норма
Offline
Был здесь: 1 год 10 месяцев назад
Зарегистрирован: 2013-12-23 11:34

Ольга Ефимовна, большое спасибо за ответ, он заставил меня вернуться к записям семинаров 2006 года. Читаю с упоением и заново переосмысливаю информацию. Действительно "повторение - мать учения".