Построение системы мониторинга образовательного учреждения. Проблема выбора базового объекта.

А.В. Балкин

научный сотрудник лаборатории мониторинга Ярославского ИРО.

При создании системы мониторинга в любой отрасли (образование, медицина, экология и т.п.) надо получить ответ на вопросы:

  • Что есть объект мониторинга, каковы его структура и взаимосвязи.
  • На какие цели и задачи по отношению к данному объекту направлена управленческая деятельность, которую призвана обслуживать система мониторинга.
  • Каковы по своей сути базисные процессы, происходящие на объекте мониторинга.
  • Каковы инструментальные требования (по надежности, скорости измерения и обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.
По мнению автора, большинство проектов, посвященных проблеме построения систем мониторинга в образовании, обходят вышеперечисленные вопросы стороной, они лишь только подразумеваются, но не определяются как принципиально необходимые для начала деятельности по созданию систем мониторинга.

Начинать надо с выбора, или точнее определения базового объекта мониторинга. Чем более точно и правильно будет выбран и назван объект, тем более фундаментальные закономерности мы сможем наблюдать. Наблюдение за фундаментальными закономерностями позволит решать широкий круг управленческих задач и четко сформулировать требования к необходимому инструментарию.

Начиная проектирование системы мониторинга необходимо придерживаться строго научного подхода при выборе объекта мониторинга и описании базовых процессов. В ходе проектирования следует опираться на инженерный подход к проектированию сложных систем и сложившуюся практику в сфере информационных систем и описанную в соответствующих рекомендациях и стандартах.

Наше положение о выборе базового объекта системы мониторинга заключается в следующем. В качестве базового объекта системы мониторинга должны наблюдаться отношения участников образовательной практики. Ядро системы мониторинга в образовании - измерение отношений участников образовательной практики.

Утверждение о выборе базового объекта опирается на гипотезу о том, что любой социальный институт (и система образования в данном случае не исключение, а скорее правило) частично эксплуатирует и частично способствует реализации базовой потребности человека, как живой сущности, в создании и развитии системы отношений.

Остановимся более подробно на объяснении и кратком доказательстве нашей гипотезы.

Категорию отношений, как научное понятие ввел Аристотель. По Аристотелю любая сущность бесконечно делима и может быть представлена как система отношений между своими бесконечно малыми частями. Если переформулировать высказывания Аристотеля на современный язык, то получится, что единственный способ научного (объективного) познания мира, есть исследование отношений между сущностями.

Таким образом, любая сущность может "существовать", быть проявленной в нашем мире, только в том случае, если она находится в какой-либо системе отношений, с другими сущностями.

Человек, как одна из форм живой природы, активно формирует свою систему отношений. И чем более развита система отношений, тем он "живее", тем больше у человека шансов воплотиться (реализоваться) в жизни.

Из предыдущих тезисов можно сделать вывод, что потребность в формировании, развитии и оптимизации системы отношений присуща человеку имманентно с момента рождения и даже задолго до него, т.к. человек, как живое существо, (есть результат предшествующих его появлению отношений): он появляется на свет в результате реализации определенных отношений между родителями.

Что же позволяет институту образования на протяжении большого количества времени эксплуатировать человеческую потребность в развитии системы отношений?

На протяжении всей жизни нам приходится вступать во всевозможные виды отношений в рамках различных организационных структур (работа, органы власти, товарно-денежные отношения и т.п.). Практически любой человек действует более оптимально (с меньшими затратами энергии, с меньшим временем реакции) в какой-либо системе отношений, если он обладает сведениями об этих отношениях и правилах их формирования. На бытовом языке это предметные знания необходимые для выполнения работы или сведения об административно-политическом устройстве города, региона, страны и т.п. Таким образом, выгодно еще до попадания в ту или иную систему обладать сведениями о будущих отношениях. Такие сведения мы будем называть моделью будущих отношений.

Модели отношений можно наработать либо естественным способом, путем проб и ошибок, либо с помощью специальных социальных механизмов. Таким специальным механизмом является социальный институт образования. В ходе передачи предметных знаний передаются не просто академические сведения, а транслируются модели будущих отношений, накопленные на протяжении многих лет человеческой истории.

В тот момент, когда педагог оценивает ученика, происходит следующее: педагог сравнивает модель ученика с собственными сведениями о будущих отношениях или моделью, если сам педагог никогда не вступал в подобные отношения. В ходе подобного оценивания происходит селективный отбор, сможет тот или иной человек в будущем действовать в рамках той или иной системы отношений. На бытовом уровне это можно описать следующим образом, какую профессию он сможет освоить, какие посты занять, какую семью создаст и т.п.

Определив функции трансляции моделей будущих отношений и стратификации и селекции как базовые и основные для социального института образования, перейдем к рассмотрению образовательного учреждения, в частности школы, с этих позиций.

Если представить школу как систему функциональных отношений, то в основе такой системы будет находиться объект "разновозрастная учебная группа". Понятие "разновозрастной учебной группы" отличается от понятия "класс", т.к. в состав разновозрастной учебной группы, кроме учащихся входят педагоги предметники. Педагоги предметники вводятся внутрь объекта разновозрастная учебная группа, т.к. они не управляют системой отношений складывающейся между учащимися и между собой и учащимися. Для управления этой системой отношений существует специально выделенный человек, именуемый классный руководитель.

 

 

Схема функциональных отношений

 

 

За то, каким образом будет сконфигурировано все социальной пространство образовательного учреждения, отвечает непосредственно руководитель учреждения. На рисунке представлена схема функциональных отношений, описанных выше. Зная основные виды отношений, и понимая их суть, мы можем установить необходимые измерители, которые позволят нам создать ядро системы мониторинга.

Надо заметить, что размещение измерения отношений в качестве центрального элемента системы мониторинга, ни в коем случае не отвергает необходимости сбора и систематизации другой объективной, традиционно собираемой, информации (оснащенность учебниками, кадровые сведения, успеваемость и т.п.). Т.к. традиционно собираемая информация либо описывает ресурсы (учебники, кадры) за счет которых формируется система отношений, либо непосредственно характеризует систему отношений в рамках образовательного учреждения (успеваемость). Два подхода при их совмещении будут только усиливать друг, друга и способствовать получению более объективной картины объекта.

Нашим научным коллективом создан измеритель, позволяющий проводить измерения социального пространства замкнутых институциональных групп. В нашем случае это объект "класс". Также ведутся экспериментальные работы по созданию измерителей для других видов отношений. Выбор класса в качестве первоочередного объекта измерения не случаен, т.к. в отношениях между учениками класса, как в зеркале отражается вся иерархия системы отношений образовательного учреждения и системы образования в целом.

Инструмент для измерения отношений в замкнутых институциональных группах получил название программно-методический комплекс (ПМК) "Социомониторинг", а технология построения систем мониторинга на основе измерения отношений, название - технология социомониторинга. Автор предполагает, что в дальнейшем будет происходить развитие научного знания связанного с измерением отношений между людьми. Возможно, мы стоим на пороге создания новой науки - социометрологии.

ПМК "Социомониторинг" в настоящее время активно внедряется в учреждения образования. Более подробную информацию можно найти на нашем сайтеhttp://www.sociomonitoring.ru

Литература:

Аристотель. Категории
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. Народное образование, 2001. - 496с.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992 - 543с.

 

Copyright © Социомониторинг Все права защищены.

Опубликовано на: 2005-11-13 (1070 Прочтено)