Методические рекомендации по организации системы мониторинга качества образования в школе на предмете отношений его участников

О.Е. Хабарова,
руководитель лаборатории социально-психологического мониторинга ИРО
 

Измерение характеристик отношений участников образовательной практики не является принципиально новым видом измерений. Перечень различных методик, ориентированных на получение данного вида информации, необозрим. Однако, большая часть из них не предназначена для решения мониторинговых задач, где предполагается их стандартизированное многократное систематическое использование.
Развитие мониторинга в образовании на настоящем этапе характеризуется широчайшим размахом исследований в поиске постоянных констант и разработки средств их измерения. В этом процессе наряду с крупными исследовательскими центрами активно участвуют (как правило, неосознанно) специалисты, непосредственно работающие с детьми - педагоги, психологи, воспитатели. По отношению к их деятельности в области диагностирования, тестирования и др. выходило много регламентирующих документов, предупреждающих возможные негативные следствия в случае применения некачественных методик, нарушения правил представления и интерпретации информации. Вместе с тем широчайшую практику простейших, низкопробных, некачественных социологических, психологических и педагогических измерений остановить нельзя. Можно, однако, ее рассмотреть и иначе - как самый первый массовый опыт, порождаемый великой потребностью (если не сказать нуждой) людей отразить результат отношений ученика и учителя, ребенка и воспитателя, как незримую, всегда ускользающую, нередко драматическую, реальность.
Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении - находится на этапе своего становления. Значение его появления в структуре основных видов деятельности, ставших традиционными трудно переоценить. Освоение мониторинга как нового вида деятельности директорами школ будет принципиально определять развитие их управленческой деятельности в целом. Качественный скачок в становление внутришкольного мониторинга произойдет тогда, когда школа получит средства измерения, созданные в строгом соответствии метрологическим требованиям. История становления науки метрологии указывает, что разработка качественных средств измерений всегда была уделом специальных НИИ. В системе образования становление таких служб только начинается. Примером этого является созданный в Ярославской области Центр оценки и контроля качества образования. Но прежде чем будут созданы выверенные инструменты, пройдет не один десяток лет. Однако руководителям школ необходимо поддерживать процесс развития метрологии в сфере образования в своих учреждениях через реализацию сопутствующих задач.
1. Неуклонное формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества.

  • Создание и постоянное пополнение внутришкольной нормативно-законодательной базы по работе с информацией.
  • Законодательство РФ.
  • Местные законодательные акты регионального и муниципального уровня по работе с информационными ресурсами.
  • Внутришкольные документы, определяющие нормы и правила работы с информацией. 

    Приведем пример крайне некорректной работы и с информацией. В одной из школ между директором и учительницей возник затяжной конфликт. Учительница неоднократно жаловалась вышестоящим органам на различные стороны деятельности директора. Устные разбирательства инспекторов не приводили ее к желаемой победе в тяжбе с директором. Тогда она решила собрать «объективную» информацию о том, что директор набирает слабый кадровый состав и плохо управляет школой. Сбор необходимой информации учительница решила провести путем анонимного опроса учащихся, где бы они высказали свое мнение относительно качества работы некоторых педагогов и своего отношения к личности директора. Она сама разработала анкету и провела анкетирование учащихся в тех классах, где являлась классным руководителем и преподавала свой предмет. Таких классов оказалось семь. Дальнейшее развитие событий мы не будем здесь представлять, но отметим в этом примере наиболее важные для нашей темы аспекты. 1. Обращение учительницы к методу анкетирования возникло в ситуации острой потребности в качественной информации, когда она не может продолжать свою деятельность по глубоким внутренним причинам, возникшим всистеме ее отношений с директором. В таких ситуациях, когда рассогласование отношений препятствует развитию деятельности, часто бывают и дети, и родители. 2. Как бы хороши не были вопросы разработанной педагогом  анкеты, действия по сбору информации с ее помощью осуществлялись в обход нормативных правил: были не санкционированы вышестоящими руководителями, проводилось во время уроков и классного часа, имеется факт грубого нарушения трудового законодательства и трудовой дисциплины. 3. Так как учительница  собирала сведения о деятельности своих коллег без их уведомления и согласия с их стороны, налицо нарушения профессиональной этики, норм морали. 
     

  • Формирование поведенческих норм и общей культуры в ситуациях информационного обмена между всеми участниками как на горизонтальном так и вертикальном уровнях.
  • Освоение способов сбора, систематизации, анализа, хранения и представления информации.

 

2.  Организация накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.
 

Эта задача на данном этапе очень важна. Формирующиеся по крупицам знания и опыт работы педагогов, заместителей директоров и директоров в области мониторинга должны оформляться ими, систематизироваться и аккумулироваться в виде тематических наработок, подборок, каталогов литературных источников, нормативных сборников. Директорам необходимо целенаправленно организовать это накопление и хранение материалов на рабочих местах, с обязательной последующей их передачей в случае увольнения специалиста из учреждения его преемнику.
3.  Проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга.
Директор школы, который проводит целенаправленную деятельность по организации системы мониторинга в своем учреждении, значительно ускорит этот процесс, организуя широкое обсуждение всего спектра проблем, порождаемых освоением этого нового вида деятельности. Выступления педагогов, родителей, учащихся на семинарах, конференциях, попечительских советах по вопросам мониторинга поможет проявить весь спектр информационных потребностей заказчиков, производителей и потребителей образовательных услуг, критично переосмыслить накопленные в предшествующий период опыт, знания и средства работы с информацией, проявит перспективные наработки.
4. Контроль качества используемых средств сбора информации.
Важнейшей задачей директора школы является осуществление контроля за качеством методических средств, используемых заместителями директора, педагогами, психологами, социальными педагогами. Здесь важно:

  1. не допускать использование специалистами методик, предназначение которых не соответствует области применения;
  2. контролировать степень освоенности методического средства специалистом;
  3. не допускать использования в деятельности специалистов школ случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих  методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;
  4. осуществлять контроль за использованием информации педагогами, психологами, полученной с помощью специальных средств;
  5. создать внутришкольную нормативную базу, регулирующую проведение сбора любых видов массовой информации путем анкетирования, диагностирования интервьюирования и т.д. школьников, опросов родителей, педагогов, общественности.

 

5. Организация в школе целенаправленного процесса по освоению специалистами мониторинговых технологий.
Для ускорения процесса формирования в школе мониторинга как нового вида деятельности, полезно разработать проект по внутришкольному мониторингу. Это может быть экспериментальная программ, тьюторский проект, целевая программа, научное исследование и т.д. Каждая школа с учетом своего индивидуального опыта и накопленных знаний в области мониторинга, определяет форму, масштаб, содержание и сроки выполнения работ по данному направлению. Некоторые блоки проекта по внутришкольному мониторингу могут быть следующие:
* Организация обучения специалистов школы, родителей, учащихся и др. субъектов по вопросам мониторинга.
В содержание учебного курса могут входить:

  1. общие сведения в области мониторинга и метрологии;
  2. общие сведения о методах получения информации;
  3. общие сведения о способах представления и использования информации;
  4. практикум освоению технологии сбора информации, организации систематических наблюдений;
  5. общие сведения о законодательной базе  в сфере информатизации.

 

* Выбор значимых объектов внутришкольного мониторинга и определение их существенных параметров
Объектов внутришкольного мониторинга в целевом проекте должно быть много. Необходимо включить в проект самых разных субъектов образовательной практики: родителей, учащихся, социальных партнеров школы, местное сообщество. Каждый из них имеет свою сферу внутришкольных интересов, за удовлетворением которыхони постоянно и пристально следят. Для этого используются самые простые источники информации: слухи, разговоры, наблюдения, вопросы и т.д. Недостоверность и низкое качество этой информации не осмысляется критично ее потребителями - она все равно полностью потребляется ими, так как потребность в ней слишком велика. Поэтому, необходимо встречно организовывать работу по выявлению значимых информационно объектов у разных участников учебно-образовательного процесса. Это можно сделать путем организации групповой работы на тему «Внутришкольная информация: кому и зачем она нужна». Эта тема может стать предметом осмысления на классных часах, педагогических советах, родительских собраниях. Очень важно, чтобы результаты этой работы были обязательно оформлены. Анализ потребностей разных участников образовательного процесса на внутришкольную информацию позволит директору школы опосредованно выявить значимые объекты мониторинга, структурировать их относительно друг друга и только после этого осуществлять поиск методических средств сбора, обработки, хранения и трансляции информации различным потребителям.
* Организация проектирования системы мониторинга каждым субъектом образовательной практики в школе.
Это самая сложная и трудоемкая задача, так как предполагает непосредственное взаимодействие с учащимися, педагогами, родителями в оказании им помощи по созданию средств сбора, анализа важной для них информации, а также отработки способов предъявления ими претензий, интересов, желаемых индивидуальных маршрутов и мн.др. Работа с внутришкольными информационными ресурсами с необходимостью приводит к активизации социальных позиций заказчиков и потребителей образовательных услуг. Поэтому, предваряя запуск мониторинговых процессов в школе необходимо готовить его участников к новым формам отношений, когда предъявление образовательных потребностей с одной стороны будет встречать ограничения по возможностям их реализации с другой стороны. Информационные технологии с необходимостью ведут к развитию новых форм социальной активности всех участников учебно-образовательного процесса, управлять которыми необходимо по новому. Развитие мониторинга в школе сегодня значительно сдерживается тем, что информационная культура субъектов образовательной практики пока развита слабо. (см. выше пример некорректной работы с информацией). Организация проектирования индивидуальной системы мониторинга каждым членом школьной организации будет способствовать упорядочиванию их спонтанной активности, развитию новых средств управления удовлетворением потребностей в информационных ресурсах.
В лаборатории социально-психологического мониторинга ИРО разрабатываются методы исследования отношений участников образовательного процесса. В данном направлении лаборатория обеспечивает преемственность в разработке методов «Социометрия: мониторинг», «П-метрия», «АУД»,  начатой автором в 1994 годы в период работы   в Дзержинском РОО и в Центре развития образования г. Ярославля. Краткое описание метода «Социометрия: мониторинг» представлено в издании «Сборник тезисов  международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)».- М.: Новый отсчет, 2001. – 256 с.  Методы «П-метрия» и «АУД» находятся в стадии разработки. Пилотажные исследования с их помощью  проводятся на экспериментальной площадке  ИРО в школе № 2 г. Ярославля. Лаборатория приглашает к сотрудничеству  в области мониторинга отношений участников образовательной практики всех заинтересованных лиц и организаций.
Опубликовано: 
Мониторинг качества образования на школьном уровне. Сборник статей /Под редакцией канд. пед. наук. Т.А. Степановой, Я.: Департамент образования Администрации Ярославской области, 2002. - 57 с.
 

Технология Социомониторинга и ПМК "Социомониторинг", являются развитием метода "Социометрия: мониторинг" Прим. редактора сайта.
 
Copyright © Социомониторинг Все права защищены.
Опубликовано на: 2005-11-13 (4331 Прочтено)