Гипотеза о неизменности, постоянстве или устойчивости проблемного поля педагогики.

Автор: О.Е. Хабарова
В результате просмотра и сопоставления разнообразного материала по истории педагогики (источники, созданные до Р.Х., русские летописи, Ярослав Мудрый, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, П.Ф.Каптерев, Б.М. Бим-Бад и мн. др.) можно сделать вывод о том, что проблемное поле данной науки не развивается на протяжении всего периода ее существования. С момента возникновения в педагогике сразу же сформировались и остались без изменения пять проблем. Мы перечислим их ниже и приведем конкретизирующие цитаты:
 

1. Проблема мотивации ученика, проявленная как, очевидное для всех, нежелание ребенка формально быть им – учеником. «Применяемый метод обучения детей представляется мне совершенно таким, как если бы кому-либо, оплатив его труд и старание, поручили нарочно придумать преподавание, при котором учителя обучали бы своих учеников латинскому языку, а те усваивали не иначе, как с неимоверными трудами, с страшным отвращением, с бесконечнными тяготами, и притом не иначе, как в предельно-длительный промежуток времени.»Эйльгард Любин

 

2. Проблема морально-этического и нравственного поведения (облика) педагога, проявленная, как очевидная всем, невозможность для взрослого человека формально быть им – учителем. «…как известно, что младенцы образы жития старших над собою от видения приемлют и потому прилежно следуют, того ради учитель должен быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненным поступков отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном случае как пред Божиим, так…и судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен.» В.Н.Татищев

.

3. Проблема содержания обучения, проявленная, как очевидная всем, отчужденная для жизни ребенка природа школьного знания. «…Среди многих тысяч, и я также являюсь одним из несчастных, у которого жалким образом погибла прекраснейшая пора – весна всей жизни, цветущие годы юности – из-за того, что они были растрачены на схоластический вздор.» Я.А.Коменский

4. Проблема отношений педагога (школы) с семьей, проявленная, в очевидном для всех, противостоянии семьи школе. «Грустно-удивительное открытие сделает читатель, знакомясь с трудом проф. Сергея Васильевича Рождественского – это постоянная и бесплодная (просто мистически бесплодная!) попытка реформировать нашу школу, преодолеть такие ее недостатки: «отчужденность от семьи, бурократический характер, формализм и мертвенность, невнимание к личным особенностям учащихся, пренебрежение воспитанием нравственным и физическим, чрезмерность ежедневной умственной работы, несогласованность программ между собой,…наполнение их требованиями второстепенными или даже излишними, недостаточное преподавание русского языка
 
» (Народное образование в России: исторический альманах. 2000г.)

5. Проблема воспитательной цели, формулируемой в параметрах идеала человека, проявленная, в очевидной для всех, принципиальной еенедосягаемости и неестественности. «…В школах даже не поднимается никакого вопроса о доброй жизни. Это подтверждается отсутствием дисциплины почти во всех школах, распущенностью нравов всех сословий и подтверждается наконец, бесконечными жалобам, вздохами и слезами многих благочествых людей.» Я.А.Коменский. «Сейчас мы пришли к тому, что молодежная культура и официальная культура нашей школы – параллельные миры, нисколько не нуждающиеся друг в друге. (Народное образование в России: исторический альманах. 2000г.)

Эти проблемы из века в век фиксировались почти в одинаковых формулировках в текстах великих педагогов. Ими они обосновывали необходимость разработки своих педагогических систем. На эти проблемы также ссылались и реформаторы школы всех времен во всех государствах.
Исторический анализ развития педагогических идей позволяет выдвинуть гипотезу о существовании закона сохранения и неизменности проблемного поля педагогики. Если оно так устойчиво сохраняется и принципиально неподвластно воздействию ни искусственным, ни естественным факторам, что со всей очевидностью исторически подтверждается, то на решение каких реально актуальных проблем работают сейчас ученые, развивая, будто бы, проблемное поле науки и саму науку педагогику?
Аксиома (или закон?) неизменности проблемного поля педагогики, на наш взгляд, требует принципиально другой методологии для формулировки научных гипотез относительно природы человека в едином пространстве гуманитарного и естественно научного знания.

16.06.06г.
 
Copyright © Социомониторинг Все права защищены.
Опубликовано на: 2006-07-05 (1166 Прочтено)