Опыт использования ПМК «Социомониторинг» в практической и научно-исследовательской деятельности МОУ НОШ «Женская гимназия»

Кабузова О. С., Хабарова О. Е.

В школе сформировалась особая система мониторинга, которая охватывает практически все аспекты жизнедеятельности воспитанниц: процесс социализации личности, уровень успеваемости, состояния здоровья, уровень учебной мотивации, удовлетворенность пребыванием в школе учениц и родителей.

Информация, собранная в результате мониторинговых наблюдений, позволяет судить о текущей ситуации, характеризующей пребывание всех и каждой из воспитанниц женской гимназии в любой момент времени, показывает динамику отношений главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Использование различных методов мониторинга в МОУ НОШ «Женская гимназия» преследует две основные цели:

·          информационно-аналитическое обеспечение моделирования и проектирования учебно-воспитательного процесса;

·          организация педагогического сопровождения каждой воспитанницы в образовательном пространстве гимназии.

Использование комплексной мониторинговой информации в практике оперативного проектирования образовательной среды на индивидуальном, групповом и массовом уровнях позволяет значительно повысить качество и результаты УВП в «Женской гимназии».

Один из методов, позволяющих оперативно собирать информацию об объекте управления, – «Социомониторинг» применяется в «Женской гимназии» с 2001 года. В настоящее время накоплена большая база данных, с 2001/02 уч. года по 2011/12 уч. год в неё введено 62 группы. Диагностические замеры состояния социальной среды в учебных группах проводятся в конце учебной четверти, т.е. 4 раза в год.

Поскольку каждый класс сохраняет свою автономность и состав в течение всех 4 лет обучения, он представляет собой отдельный объект управления. Поэтому для большего удобства понимания и наглядности представления объектов мы составили схему, предложенную автором метода. Полезность схемы не раз отмечалась нами при проведении аналитических работ (наборе замеров или составлении выборок детей), поскольку она позволяет быстро ориентироваться в датах, в каком классе в интересующее нас время обучался ребёнок.

Схема объектов мониторинга, осуществленного за период
с 2001/02 по 2011/12 уч.год

 

Накопленные в базе данные ПМК «Социомониторинг» позволяют увидеть школу как целое, её развитие в том или ином направлении, т.е. макропроцессы. Эта информация запрашивается администрацией и используются при оформлении самооценки образовательного учреждения.

«Социомониторинг» имеет довольно широкую сферу применения. Он обладает огромным потенциалом комплексирования данных, даёт возможность сопоставлять полученные результаты с результатами других исследований, что позволяет видеть новые аспекты, более глубоко понимать факторы, оказывающие влияние на объекты управления – каждый класс и школу в целом.

С помощью ПМК «Социомониторинг» изучается социальный состав каждого класса-группы, выявляются лидеры, аутсайдеры, «отверженные». Это позволяет отслеживать и вовремя реагировать на любое изменение социальной ситуации в коллективе.

Решить проблему школьной дезадаптации помогает отслеживание процессов социальной адаптации первоклассниц и вновь поступающих учениц.

Опираясь на данные мониторинга, администрация школы может выявлять характер нормирующего влияния классных дам, определять доминирующие ценности, интенсивность коммуникативных контактов воспитанниц, эмоциональный фон, отслеживать и учитывать в работе преобладание в структуре групп того или иного социального слоя, оперативно корректировать планирование деятельности классных дам, методическую работу, менять дидактические задачи учебного процесса.

В рамках концепции «Женской гимназии» очень важным представляется изучение особенностей нормообразования и выявление группы учениц, поддерживающих нормы учителя и группы «новаторов» – учениц, которые стремятся реализовать какие-либо свои потребности, не услышанные учителем.

Индивидуальные данные учениц – так называемое персональное социометрическое пространство – предоставляет возможности для решения большого спектра педагогических задач. В частности, разрабатываются занятия по экологии общения, где девочки знакомятся со своим персональным социометрическим пространством, учатся контролировать свои энергетические затраты, узнают правила бесконфликтного общения с окружающими людьми, что особенно актуально при переходе в среднее звено на обучение в другие школы.

В основу деятельности «Женской гимназии» положена концептуальная идея формирования у воспитанниц гимназии женского начала и мировоззрения. Она воплотилась в 2 программах, реализуемых в школе: программа полоролевого воспитания девочек, а также программа «Охрана здоровья девочек – основа репродуктивного здоровья женщины». Особый интерес для «Женской гимназии» представляют возможности ПМК в аспекте гендерного анализа внутригрупповых отношений. ПМК «Социомониторинг» позволяет проводить систематические наблюдения за особенностями формирования гендерной социализации в условиях раздельного обучения и воспитания и своевременно корректировать педагогические действия руководителей, воспитателей, учителей и родителей воспитанниц.

О специфике школы

Формирующее влияние «Женской гимназии» и специфику обучения и воспитания в ней мы проанализировали по изменениям статистических параметров ПМК «Социомониторинг» при переходе девочек из класса в класс.

Для расчетов мы взяли средние показатели по параллелям из всех замеров, накопленных в базе данных, и сравнили их с нормами, предложенными разработчиками комплекса в 2006 г.

Рассмотрим подробнее основные статистические параметры.

RVP – показатель направленности ребёнка на процесс коммуникации с одноклассниками.

TPI – показатель социального признания, востребованности персоны в плане коммуникации с другими членами группы. Если в классе сформирована ценность человека, интерес к его личности, то дети с большим желанием общаются друг с другом. В таком классе наблюдается активный запрос группы на персону, её социальное признание. Желание общаться свидетельствует о благополучном микроклимате в классе, и как следствие - высока вероятность того, что детям в гимназии комфортно, что им приятно в ней находиться.

PSS – вовлечённость ребёнка в группу, следование принятым в ней нормам. Это показатель, сильно связанный с мотивацией на пребывание ребёнка в классе, психологической комфортностью, желанием участвовать в жизни класса. Девочки в «Женской гимназии» отличаются большей включённостью в жизнь класса.

PSA – показатель автономности, независимости, самоидентичности – у выпускниц «Женской гимназии» практически не отличается от такового в других школах.

 

 

 

 

IIS – показатель интенсивности информационного обмена в группе. За время пребывания в начальной школе этот показатель неуклонно возрастает и в 4 классе достигает значения, по нормам характерного для классов среднего звена. Показатель IIS связан с успешностью обучения и успеваемостью.

Исследование успеваемости выпускниц начальной школы «Женская гимназия» в среднем звене (в 2006 году) показало, что девочки не снижают своих успехов в обучении: средний балл по всем учебным предметам у наших девочек 4,5. Наиболее успешными же выпускницы «Женской гимназии» оказались в изучении литературы, истории и риторики, что еще раз подтверждает правильность выбранной педагогическим коллективом линии преподавания учебных предметов с учетом психофизиологических особенностей пола.

 

 

Среди L-показателей структуры психики у воспитанниц «Женской гимназии» наблюдается отличие по показателю L3, связанному с эмоциональностью, чувственностью, образностью. Действительно, обучение девочек, основанное на гендерном принципе, строится с упором на эмоциональный компонент. Вся атмосфера в школе и внутренний распорядок, специальные дополнительные занятия направлены на то, чтобы развивать именно эту специфически женскую составляющую. Также от 1 к 4 классу растёт показатель рациональности L2.

Обобщая особенности изменения параметров по возрастным параллелям, отметим, что показатели в первых классах гимназии оказываются ниже нормы. Мы связываем это с тем, что девочкам требуется время на адаптацию к выдвигаемым к ним требованиям, осознание своего нового статуса не только как учениц но и как носительниц пола, как будущих женщин. Ведь обучение в «гимназии» сильно отличается от школьного: это и пребывание в школе в течение всего дня, и предметное обучение с 1 класса, и внутренняя атмосфера учреждения, оформление интерьера, институт классных дам, правила поведения и распорядок дня.

Результат выполнения педагогического замысла при обучении в «Женской гимназии» очевиден. Но интересно также узнать, как долго он сохраняется? Будут ли девочки-выпускницы этой начальной школы чем-то отличаться от девочек обычной школы? Для ответа на эти вопросы психологи «Женской гимназии» в течение нескольких лет (2005/06 и 2008/09 учебных годах) проводили поствыпускное исследование в школах, куда переходили ученицы в среднее звено. Большинство выпускниц продолжает образование в Гимназии N, остальные идут в обычные школы района. Исследование проводилось в 2-х таких школах. Поскольку уровень требований в этих образовательных учреждениях различен, то и выборки девочек, поступающих к ним на обучение, анализировались отдельно.

Общую выборку в исследовании социальной адаптации составила 71 выпускница. В Гимназии 55 человек: 5 классы - 19 человек, 6 класс – 5 человек, 7 класс – 13 человек, 8 класс – 9 человек, 9 класс – 6 человек, 10 класс – 3 человека. В других школах 16 человек, из них: 5 класс – 5 человек, 7 класс – 7 человек, 9 класс – 2 человека, 10 класс – 2 человека.

 

Выборка выпускниц в среднем звене Гимназии и других школ района

Социометрический замер, проведенный для анализа ситуации в классе по отношению к интересующим нас детям, позволил выявить интересные особенности протекания социальных процессов в гендерном аспекте. Оказалось, что даже те ученицы, которые в женской гимназии по данным социомониторинга имели социальные позиции в границах мужской гендерной зоны социометрической плоскости, в смешанных классах массовой школы стабильно удерживают социальные позиции в женской гендерной зоне социометрической плоскости. Показатель социальной адаптации свидетельствует о том, что девочки из «Женской гимназии» не просто не отвергаются, а идет активный запрос со стороны одноклассников на общение и взаимодействие с ними. Не секрет, что, несмотря на рост популярности гендерного подхода в образовании, во многих школах в большинстве классов фиксируется достаточно большое гендерное смещение в поведении учащихся. Выпускницы «Женской гимназии» приходят в 5 класс новой для них школы с истинно женскими установками и сохраняют женское начало даже в тех классах, где норма гендерных взаимоотношений ещё не установлена.

Что касается других общеобразовательных школ района, картина не столь однозначна. Требуются дополнительные исследования причин, по которым социальные позиции у некоторых девочек по результатам социмониторинга оказались в нижней правой (мужской) зоне метрической плоскости. По предположению автора статьи, в этих группах имел место гендерный конфликт, когда девочка либо сама протестует против поведения гендерно «смещенных» социальных позиций мальчиков, либо вытесняется таковыми в нижние стратификационные слои.

Диаграммы, демонстрирующие вытеснение социальной позиции выпускниц «Женской гимназии» в средней школе
(выпускницы обозначены на рис.А № 17, рис.Б № 4, рис.В № 4, 13)

Ещё один факт в пользу необходимости гендерного подхода к обучению. Психолог С. Н. Демидова по заданию руководителя экспериментальной площадки О. Е. Хабаровой в 2007 году провела работу с медицинскими картами всех учениц гимназии, где фиксированы данные по хроническим заболеваниям, группе здоровья, количеству пропущенных учебных дней. Особенно выделялись факты с заболеваниям ОРВИ и ОРЗ. Из детей, часто болевших в течение учебной четверти, была сформирована выборка.

Выборка девочек, часто болевших ОРВИ, 2006/07 и 2011/12 уч.год

Описание: болеющие ОРВИ

Положения статистических эллипсов преимущественно с правой стороны от диагонали I – III квадрант позволяет предположить, что место ребёнка в социальном пространстве группы, оказывает влияние на его здоровье. По результатам многолетних наблюдений, правостороннее смещение наиболее характерно для мальчиков, т.е., это так называемая мужская гендерная зона. В однополой группе гендерные места в любом случае заполняются поровну, поэтому девочки, которые вынужденно оказываются «не на своём» природой предусмотренном в социальном пространстве гендерном месте, испытывают дополнительную эмоциональную нагрузку, ослабляющую организм. Однако даже эти девочки, как показало исследование адаптации выпускниц в смешанных классах, впоследствии занимают места в женской гендерной зоне, демонстрируя в своем поведении типично женский образец.

Аналогичная попытка сбора данных по заболеваемости в 2011/12 уч. году подтвердила, что смещение социальной позиции девочки в мужскую гендерную зону метрической плоскости и повышенная склонность к заболеваниям ОРЗ являются связанными феноменами.

Опыт сопоставления данных: «Социомониторинг» и успеваемость

Распределение девочек в социальном пространстве «Женской гимназии» в зависимости от успеваемости

отличницы:

Описание: 1 отличницы

хорошистки:

Описание: 2 хорошистки

с одной тройкой:

Описание: 3 с одной тройкой

с двумя тройками:

Описание: 4 две тройки

с одной хорошей отметкой:

Описание: 5 три тройки

со всеми тройками:

Описание: 6 все тройки

Описание выборки: были взяты данные по успеваемости детей за 3 учебных года (2005/06, 2006/07, 2007/08) по 4-м основным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир.

Обращает на себя внимание тот факт, что социальные позиции девочек-отличниц (фигуры эллипсов) занимают пространство на метрической плоскости слева от диагонали – I – III квадрант, т.е. преимущественно в женской гендерной зоне. А социальные позиции девочек-троечниц располагаются преимущественно в мужской гендерной зоне. Данный факт является основанием для проведения углублённых социально-педагогических и психологических исследований влияния геометрии социального пространства группы на индивидуальные характеристики поведения в нём каждого элемента.

Образец представления данных конечным потребителям: детям и родителям на момент окончания гимназии

На рисунке представлено состояние социальной структуры (социального пространства) класса 4 «А» в конце 2011/12 уч. года. Эллипсы обозначают место социальной позиции каждого члена группы, определённое по результатам замера.

На момент окончания школы группа представляет собой целостное образование, геометрически имеющее форму звезды с закономерным распределением в ней всех элементов (эллипсов). 1, 2, 3 эллипсы удерживают социальную структуру в устойчивом, гармоничном состоянии. Можно сделать вывод о том, что данный класс дружный и сплоченный. Место социальной позиции ученицы __________________________________________ в социальной структуре класса обозначено цветом.

 

 

 

 

На рисунке представлено состояние социальной структуры (социального пространства) класса 4 «Б» в конце 2011-2012 учебного года. Эллипсы обозначают место социальной позиции каждого члена группы, определённое по результатам замера.

На момент окончания школы группа представляет собой целостное образование, геометрически имеющее форму круга с равномерным распределением в нём всех элементов (эллипсов).

1, 2, 3, 4, 5 эллипсы удерживают социальную структуру в устойчивом, гармоничном состоянии. Можно сделать вывод о том, что данный класс дружный и сплоченный. Место социальной позиции ученицы __________________________________ в социальной структуре класса обозначено цветом.