Межведомственное взаимодействие

Комплексный мониторинг психофизического здоровья и адаптации учащихся в образовательной среде методами «Диакомс» и «Социомониторинг»

Одним из факторов, позволяющих осуществлять прогноз возможностей ребенка в дальнейшем учиться без ущерба для его психического и соматического здоровья – является уровень его адаптации в образовательном пространстве. Здоровье учащегося – есть результат интеграции всех аспектов социальной жизни, в которую он включен.
Сохранение и укрепление здоровья школьника – главная задача любого образовательного процесса.
Уровень психофизического здоровья, как один из базовых критериев благополучия и развития учащихся в учебно-воспитательном процессе, рассматривается нами в виде отправной точки при разработке и организации учебно-педагогического процесса на всех ступенях образования.
Результаты современных исследований состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. До 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
В ситуации реформы отечественной системы образования, внедрения новых федеральных государственных стандартов образования приоритетными задачами данного этапа становятся; сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Дети – смысл, ценность и цель социально-экономического развития региона

Вся совокупность организаций конкретной территории – сферы материального производства, сферы услуг, в том числе культурно-досуговых, медицинских, спортивных, правоохранительных и многих других, – функционально связана между собой. Фундаментальные законы этих связей лежат в области межинституциональных взаимодействий и отношений, описанием которых занимается, прежде всего, наука социология [1]. Обзор целого ряда ведущих социологических теорий позволяет сделать вывод о том, что в данной науке хорошо представлено описание каждого из основных социальных институтов, в рамках которых формируются нормы регуляции социально-полезного и конструктивного поведения людей: института семьи, собственности, политических организаций, религии и образования – в отдельности. Наряду с ними, в теории социологии выделяется и ряд других более мелких социальных институтов, в том числе институтов неформальных сообществ, которые формируют свои специфичные нормы регуляции поведения людей, но они в гораздо меньшей степени способны повлиять на центральные общественные процессы.

Однако принципиально сложной и до конца не решенной остается проблема способов организации межинституционального взаимодействия, на которые должны опираться все механизмы государственного и территориально-административного управления. На практике организовать слаженную работу специалистов, обеспечивающих функционирование разных социальных институтов, удается с помощью непосредственных личных встреч и согласований, реализуемых в формах производственных совещаний, комиссий и других, достаточно разрозненных и далеко не всегда систематизированных отношений. Вместе с тем такой объект управления, как территория в целом, с ее народонаселением, географическими условиями, социально-культурными особенностями, сложившейся материально-технической базой, уровнем социально-экономического развития, требует предельно слаженного межведомственного взаимодействия, которое не имеет пока надежно выверенных наукой методов и механизмов. Поэтому руководители территориального административного аппарата опираются в своей работе на интуицию и собственный хозяйственный опыт, а также на личные умения организации коммуникации в сложных социально-психологических условиях, когда приходится координировать действия субъектов с разными, нередко противоположными и даже антагонистическими интересами и мотивами. Эффективность принятия решений в таких условиях не велика. Поэтому телевидение чаще предоставляет сведения о спорах и политических баталиях, чем о реальных решениях насущных проблем людей. Уместен вопрос: какая же из территориальных проблем наиболее актуальна? Все мы являемся очевидцами того, что предметом межведомственных взаимодействий выступают, как правило, острые и вполне конкретные экономические или социальные проблемы. Среди них противодействие распространению наркотиков, профилактика массовых оппозиционных деструкций, борьба со следствиями природных катаклизмов, экономическими кризисами, стихийными общественными волнениями и др. Это, безусловно, важные, но стихийные проблемы, которые являются прямым следствием краткосрочных и недальновидных планов и стратегий.