Место ПМК «Социомониторинг» в системе работы заместителя директора по начальной школе

Акилова В. Н.

В школе № 56 г. Ярославля в границах деятельности заместителя директора по начальному звену находятся 19 классов, что составляет 46% от общего числа всех учебных групп.

Основными объектами управления в начальной школе являются:

·          деятельность педагогических кадров,

·          учебно-воспитательный процесс,

·          комплектование начальной школы,

·          работа с родителями,

·          деятельность учащихся

В период начального школьного возраста у детей формируются основные учебные навыки, закладываются нормы и правила поведения в условиях организации, формируются новые стороны нравственных качеств ребенка и этики поведения в общественных местах.

От того, насколько качественным будет управление учебно-воспитательным процессом в начальной школе, во многом зависит качество образования в среднем и старшем звене. Поэтому приоритетными направлениями образовательной деятельности в начальной школе являются: клиентно-ориентированный подход, выстраивание личностно-ориентированных технологий обучения, формирование нравственной, правовой и экологической культуры учащихся.

На схеме 1 представлена организационная структура объекта управления заместителя директора по начальной школе.

С 2004 года педагогическим коллективом школы осуществляется научно-методическое сотрудничество с Ярославским областным Институтом развития образования по освоению метода ПМК «Социомониторинг».

Деятельность по использованию этого метода в начальной школе обеспечивается непосредственно заместителем директора: функции метролога, социального педагога, аналитика и проектировщика осваиваются в рамках данной должности.

В начальном звене мониторинг состояния социальных процессов во всех учебных группах проводится два раза в год. По мере необходимости дополнительно проводятся внеплановые замеры в отдельных классах.

 Управленческая деятельность заместителя директора по начальной школе осуществляется на основе объективной педагогической, социально-демографической, социально-педагогической и медицинской информации.

Схема 1. Организационная структура управленческой деятельности

заместителя директора по начальной школе № 56 г. Ярославля

 

В связи с этим одной из основных задач является создание системы мониторинга и системы информационного обеспечения деятельности заместителя директора в целях качественной подготовки и принятия им управленческих решений по всем направлениям работы начальной школы.

На схеме 2 представлены структура и связи основных элементов информационного пространства заместителя директора по начальной школе.

Схема 2. Формирование информационных ресурсов в начальной школе

Управленческое решение очень часто необходимо принять безотлагательно, в самый короткий срок. Схема информационных ресурсов позволяет представить, сколько потребуется времени для сбора информации о конкретном ребенке от тех субъектов образовательной деятельности, кто, так или иначе, соприкасается с ним в процессе обучения. Сведения, получаемые путем традиционных методов: педагогических наблюдений, сбора персональных данных из различного вида отчетности, посещения уроков и мероприятий, собеседования и т.д. – достаточно разнородны, а достоверность такой информации, зачастую, относительна, так как везде присутствует человеческий фактор. Отдельные источники представляют собой информацию не в целом о текущей образовательной ситуации ребенка, а по некоторым направлениям, или аспектам. При этом крайне сложно строить на ее основе однозначные выводы.

Программно-методический комплекс «Социомониторинг» является одним из инструментов, позволяющих получить целостную, достоверную и многогранную информацию о таком сложном и динамическом объекте, как «ребенок в социальной образовательной среде». Этот метод в системе информационных ресурсов завуча начальной школы является основным. Социомониторинг позволяет наблюдать процессы социализации учащихся на разных уровнях: индивидуальном, групповом и общешкольном. С его помощью можно отследить динамику социальных процессов за несколько лет, выявить конкретных детей и ученические коллективы, которым нужна безотлагательная социально-педагогическая и психологическая помощь. Данный метод даст возможность глубже разобраться в причинах той или иной неблагополучной ситуации.

ПМК «Социомониторинг» позволяет в процессе управления социальной образовательной средой наблюдать за состоянием следующих характеристик:

·          показателями преобладающего типа поведения учащихся всех классов начальной школы;

·          показателями меры включенности всех и каждого учащегося во внутригрупповые отношения;

·          мерой социальной активности (пассивности) классных коллективов;

·          мерой социальной управляемости классных коллективов, с определением причин высокой социальной динамики и путей стабилизации социальных процессов;‏

·          показателями социальной адаптации детей-сирот, инвалидов, опекаемых, часто болеющих учащихся;

·          показателями актуального состояния адаптации детей группы социального «риска» (стоящих на различных видах учета)‏;

·          показателями структуры и особенностей социальных позиций контингента учащихся с феноменом школьной дизадаптации во всех классах;

·          и мн.др.

На основе этой информации принимаются очень важные управленческие решения по улучшению социальной адаптации детей «группы риска», в том числе сирот, инвалидов, опекаемых, часто болеющих детей.

ПМК «Социомониторинг» активно используется заместителем директора по начальной школе в управлении учебной деятельностью, что позволяет оперативно получить следующую информацию:

·          общая функциональная активность класса и каждого учащегося в отдельности;

·                     актуальное состояние мотивации детей на пребывание в учебном процессе;

·          характеристики темпа работы учащихся на уроках;

·          характеристики процесса переработки информации учащимися во время уроков (объем, качество, последовательность, результативность)‏;

·          причины положительных и отрицательных учебных результатов;

·          объекты первоочередного контроля в отдельных классах;

·          аналитическое обеспечение решений педсоветов по корректировке деятельности педагогов в конкретных классах;

·          аналитическое обеспечение задач всеобуча;

·          наблюдение педагогических стилей управления детским коллективом классных руководителей.

Анализ показателей общей функциональной активности класса, в том числе характеристики темпа работы учащихся на уроках, характеристики процесса переработки информации учащимися во время уроков (объем, качество, последовательность, результативность), с учетом данных, полученных с помощью других инструментов сбора информации, позволяет выявить причину положительных и отрицательных учебных результатов.

На рис. 3 представлен результат наблюдения стилей руководства классными коллективами с помощью ПМК «Социомониторинг».

На основе данной объективной информации на уровне заместителя директора начальной школы принимались управленческие решения по планированию персонального контроля деятельности педагогов в отдельных классах, проведению индивидуальных собеседований и педагогических консилиумов по корректировке работы педагогов в конкретных классах, инспектированию отдельных видов деятельности всех участников образовательного процесса, по педагогическому проектированию организации работы учащихся. Вместе с тем принимались административные решения по переформированию класса на следующий год обучения, созданию специальных классов, в том числе классов педагогической поддержки, а также решения по кадровым вопросам, которые позволяли повысить качество обучения и воспитания в отдельных случаях и в целом в начальной школе.

ПМК Социомониторинг дает возможность отслеживать влияние учебных нагрузок на школьников, проектировать изменение социально-педагогической ситуации в классных коллективах, выявлять наилучшие образцы стилей классного руководства для организации системы наставничества.

Данные социомониторинга активно используются заместителем директора начальной школы при педагогическом консультировании родителей учащихся, проведении коллективных воспитательно-образовательных бесед на родительских собраниях, а также при разработке перспективных стратегических направлений развития образовательного процесса в начальной школе.

С 2011 года данные социомониторинга используются нами для диагностики результатов ФГОС наряду со многими другими диагностическими средствами.

Рис. 3. Исследование педагогических стилей управления детским коллективом