Из опыта работы психолога дошкольного образовательного учреждения с ПМК «Социомониторинг» (стенограмма выступления)

Ключеня Т. Н.

Я работаю психологом и в школе, и в детском саду уже более 15 лет. До этого работала в образовательных учреждениях в качестве педагога и музыкального руководителя. Первое мое образование – музыкальное училище, второе – дошкольный факультет педагогического университета, и последнее образование получила на кафедре возрастной психологии на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

В системе образования работаю уже на протяжении 30 лет, и меня всегда интересовали вопросы взаимоотношений детей и взрослых, к которым сводятся по сути все частные образовательные проблемы. Но убедить учителей, руководителей и воспитателей в этом с помощью психологических методик мне не удавалось.

Около 20 лет назад мне пришлось работать в гимназии для одаренных детей имени Кирилла и Мефодия. Это был период, когда в образовании пошла очень бурная волна инноваций: все стали что-то изобретать, создавать, открывать новые учреждения, в том числе, и негосударственные. Резко встала проблема полного дня: с одной стороны, дети учатся в гимназии, а с другой - они там живут. Я работала в учреждении полного дня, где детей принимали с 5 лет, и уже их вводили в учебную деятельность, потому что эти дети были на самом деле готовы к раннему обучению. Они были действительно одарёнными. Это дети с хорошим, высоким потенциалом. В тот период (начало 90-х годов) все были озабочены, какие программы для таких детей нужны. Не было специальных программ, которые бы этих детей дальше развивали, подгоняли этот потенциал и преумножали. На базе нашей гимназии работала большая группа учёных под руководством академика В.В. Рубцова. Он возглавляет и поныне Институт психологии РАО и МГППУ. В гимназии было много его сотрудников. В нашу гимназию стали поступать самые разные программы, которые безотлагательно апробировались. В то время преподаватель педагогической психологии Нина Гавриловна Салмина выпускала свою рукопись по развитию знаково-символической функции детей дошкольного возраста. Эта программа называется «Символика» (в соавторстве с О. В. Сильновой) Нина Гавриловна утверждала, что в качестве новообразования у дошкольников одним из важнейших является уровень сформированности семиотической, т.е знаково-символической функции. Отличительной особенностью ее подхода является утверждение: насколько развита у ребёнка данная функция, настолько он и готов к школьному обучению. Становление этой знаково-символической функции и развитие воображения многими психологами выделяются в качестве главного новообразования дошкольного детства. И несформированность к 6-7 годам (т.е. к моменту поступления в школу) у детей этой функции влияет на учёбу, так как во всех учебных предметах широко используются знаки, символы, схемы.

Практика показывает, что у многих детей есть сложность различения предмета и знака, в котором он представлен. Многие дети не могут сразу по запросу взрослых вычленить в предмете или в объекте его суть, основную функцию, главное содержание.

Поэтому в требованиях к образовательной программе было заложено, что кроме того, что дети должны уметь выделять главное в предметах и объектах, уметь формулировать это в словах, они должны также уметь создать соответствующий этому содержанию знак или символ для его обозначения. То есть предмет можно словом обозначить, а можно представить его каким-то значком в виде предельно небольшого рисунка. Главное, чтобы этот рисунок-знак был понятен не только ребенку, но и окружающим. Дети должны были научиться оформлению своей мысли в знак так, чтобы его мысль понимали окружающие.

Знаково-символическая функция и деятельность дошкольника может быть описана тремя диалектически связанными уровнями, образующими целостную взаимосвязанную систему. И такими уровнями считаются:

·          замещение в широком и узком смысле слова;

·          моделирование;

·          умственное переориентирование.

Функция замещения у детей в момент поступления в школу должна быть очень хорошо развита. И в играх, и в других видах деятельности они должны активно пользоваться предметами-заместителями: брать карандаш и говорить, что это палочка для того, чтобы …, или это ложечка и т.п. Это и послужило для меня поводом предложить детям перевести все значения «Карточки частоты общения» в удобные и понятные для них знаки, чтобы впоследствии на их основе проводить систематические замеры по методу «Социмониторинг» в детском саду.

Работа по переводу текста карточки в знаки и символы с каждым ребенком проводилась индивидуально. В беседе с ребенком я предлагала поговорить на тему общения. Сначала ребенок рассказывал, как он общается в своей группе с детьми. Далее спрашивала: как ты понимаешь слово «общение»? Что это такое, что это значит? Мне важно было понять, какой именно смысл вкладывает ребёнок в это слово. И если содержание данного понятия ускользало из поля его внимания, то дальнейшая работа по преобразованию карточки в символические знаки была бы затруднена. После того, как убеждалась, что ребёнок хорошо осознает слово «общение», приступала к ознакомлению его с «карточкой частоты общения». Сначала показывала ребенку карточку и говорила, что так как он пока не может прочитать текст, то я буду ему помогать. Говорю: «Вот это называется «Карточка частоты общения», то есть она определяет, как часто ты общаешься с тем или иным ребёнком в группе. Видишь, здесь два слова выделены жирным шрифтом. «Легко» написано здесь, а «Трудно» здесь. Это говорит о том, что с некоторыми детьми легко бывает тебе общаться, а с некоторыми – трудно. Ты согласен с этим утверждением? И как ты понимаешь, что значит тебе легко общаться?» Ребёнок начинал пояснять слово «легко» так, как он его понимает. Выслушав, выясняла, действительно ли это смысл слова «легко» или он что-то другое под этим подразумевает. Далее мы пытались осмыслить словосочетание «трудное общение». Убедившись, что ребенок вкладывает в смысл текста карточки общее с моим понимание, спрашивала: «А можешь ты этот текст нарисовать в каких-то значках?» На столе лежали цветные фломастеры и небольшие по формату квадратные листочки из стандартных канцелярских блоков бумаги для заметок. Прочитав первую фразу «С этим человеком я очень часто общаюсь – он общается со мной, как близкий друг»,  предлагала ребенку это утверждение нарисовать с помощью знаков.

Так как ребёнок рисовал на небольшом формате бумаги, то это само по себе заставляло его передать в рисунке только саму суть фразы. Когда он заканчивал рисунок, просила рассказать, что именно он нарисовал. В процессе рассказа мы рассуждали о том, что означает каждая чёрточка, каждый значок, каждая линия на его рисунке. Разговор о значении, которое ребенок вкладывает в нарисованные им линию, в крестик, в палочку, в кружочек, велся очень подробно и неспешно, так как он рисовал самому себе свою собственную «карточку частоты общения». Обычно дети рассказывают о рисунке очень подробно, вычерпывая, как говорится, до дна формируемый в их сознании образ. По завершении рисования всех имеющихся в карточке вариантов, мне необходимо было убедиться, что ребёнок «взял» всю смысловую конструкцию. Поэтому снова читалась целиком каждая строчка из «Карточки частоты общения», и ребенок по необходимости либо ее дорисовывал, либо рисовал заново, либо оставлял без изменений.

Разложив уже полностью нарисованные карточки, я делала вид, что позабыла, что именно он изобразил, и спрашивала, а вот это – что у тебя, повтори ещё. Ребенок ещё раз повторял по своим знакам всю строчку из текста «Карточки частоты общения», т.е. «читал ее» по им самим созданной по моей просьбе знаково-символической основе.

Еще одно важное наблюдение. Перед работой у детей всегда был выбор: рисовать одним цветом или использовать разные цвета, выбирая их из множества лежащих перед ним на столе цветных карандашей и фломастеров. Некоторые дети активно использовали цвет, так как цвет – это тоже знак, при этом я не акцентировала их внимание на ситуации выбора цвета. Интересно, что дети связывали с более темным цветом ситуации общения в интервале «трудно» и более светлые тона использовали для ситуаций общения в интервале «легко».

Просматривая результаты, невольно удивляешься, как по-разному, но совершенно однозначно в соотнесении со смыслом «Карточки частоты общения» дети рисовали знаково-символические формы одного и того же текста.

В рисунках детей прослеживались и некоторые закономерности: например, для обозначения интервала «3Л» многие рисовали голубые облака и разных форм «солнышки», используя яркие жёлтые цвета.

Очень интересными были устные объяснения детьми смысла нарисованных знаков. Я умышлено привожу здесь объяснения детей с самым высоким интеллектуальным показателем IQ по известному всем психологам тесту.

Первую строчку «с этим человеком я очень часто общаюсь, и он общается со мной, как близкий друг», девочка нарисовала так (см. рис.): две обращенные друг к другу головки людей, и при этом у них очень выделен рот. Она сразу сказала про рот: «Вот именно такой у них рот, когда они близкие друзья», и стрелочки поставила с двух сторон, которые выражают, что очень часто, близко, тесно общаются. Второй интервал, «2Л», она оставила тоже в виде двух головок, но стрелочку нарисовала только в одну сторону и пояснила: «Здесь нельзя сказать, что близкие друзья, только как хорошие знакомые, и поэтому стрелочка – одна». Для интервала «1Л», который в карточке представлен текстом «я с этим человеком очень редко общаюсь, но он чем-то располагает меня к себе», девочка нарисовала одну стрелочку в виде прерывной пунктирной линии и пояснила: «Общение редкое, поэтому на линии разрывы, но интерес есть, и поэтому стрелка на конце линии». На «нуле», когда человек безразличен, опять на рисунке пунктирная линия и устное пояснение: «А стрелочек на концах уже нет, нет направления, не понятно, что между ними». Здесь необходимо обратить внимание на то, как девочка вот этой одной стрелкой, ее формой, направлением, способом представления глубоко заходит в смысл отношений партнеров. В интервале «1Т», редкое общение и неинтересное, она поставила две стрелочки, но они меняют свое направление; много пунктиров здесь, и стрелки тоже пунктиром нарисованы (и т.д.) Об интервале «3Т» она говорила, что нет солнца, исчезает вообще общение, там очень трудно и нет никакого света.

Вот пример знаков, созданных другой девочкой, у которой по тестам тоже высокий IQ. Для близких отношений она нарисовала сердечко. Цветочек – «…Это как хороший знакомый, а телефончик, мобильный, это какая-то загадка, тайна есть, я ещё до конца не узнала человека, он от меня на расстоянии, какая-то загадка у этого человека есть – 1Л – поэтому знак – телефон». И далее: «Когда я не общаюсь с человеком, он безразличен – поэтому ставлю крест. А когда трудно, например 2Т в карточке, это опасно!» Девочка нарисовала череп и пояснила: «А это – пират!». Я говорю: «А почему пират-то?» «От них надо убегать, они опасные. А то будет плохо». Для интервала «1Т» она нарисовала крота, пояснив: «С ним редко приходится общаться и неинтересно, потому что он куда-то зарылся и под землёй там сидит, роет-роет, и не видно его. Но вроде как он там есть».

Многие дети в садике уже неплохо читают, и одна девочка использовала в своей схеме буквы. На вопрос, что ты тут буквами обозначила, – она ответила: ««Р» – редко, а «И» – это интересно». То есть знак буквы у нее тесно связан со словом. Интервал «0» она обозначила цифрой нуль, а интервал «1Т» – зачеркнутой буквой «И» и сказала: «Зачеркнула, потому что неитересно». «2Т» – обозначила собачьей косточкой, сказав: «Трудно, как с собачкой, она говорить не может, и с ней трудно, так как ты, вроде, ей говоришь, а она тебе ничего не может в ответ сказать». Знак «минус» поставила для обозначения интервала «3Т»: «Это когда вообще конец, всё, прекращаю, ухожу».

На мой взгляд, работы этих детей демонстрируют очень хорошее владение знаково-символической функцией. Таким образом, на основе материала по рисованию в знаках дошкольниками смысла «Карточки частоты общения» можно выявлять степень готовности их к школе.

Некоторые дети хорошо понимали карточку и ее смысл, а рисовали не знаки, а образные картинки, но при этом очень точно. Один мальчик для обозначения интервала «3Л», избрал сюжет подарка: близкие люди дарят подарки, и он нарисовал солдатика, т.к. это самая дорогая для него игрушка. Далее он использует для интервала «2Л» фигурки шахмат, т.к. с хорошим знакомым он играет в шахматы. А для интервала «1Л» он нарисовал стакан воды. Я спрашиваю: «Что ты тут нарисовал?» Он говорит: «Ну, 1Л – это вот когда с этим человеком я очень редко общаюсь, но он чем-то располагает – это когда мне дают стакан воды, а я думаю: а надо мне пить этот стакан воды или нет? Вот мне дают, а я думаю». Интервал «1Т» он так прокомментировал: «Я его уже узнал, что он мне не интересен, а он ещё хочет со мной общаться, и поэтому я рисую такую цепь: он уже ушёл, а этот за ним идёт». На «2Т»: «Я ему предлагаю расчёску, которую он просит, но ухожу от него», – как бы этот человек труден, но он ему даст расчёску. А на «1Т» – «убегает, а он догоняет меня». Интервал ноль поясняет: «Он мне не знаком, я его не знаю».

Детям, у которых послабее развиты процессы знаково-символического опосредования, нередко очень трудно было нарисовать какой-либо знак. Они что-то рисовали, потом трудно и невнятно объясняли. Некоторым не столько трудно было объяснить, сколько достичь сходства нарисованного со смыслом текста карточки. Или же нарисованное было мало похоже на то, что под ним подразумевалось. Опасения, сможет ли ребенок правильно провести измерение с помощью своей знаковой шкалы, оправдались: эти затруднения возникали, когда мы переходили от рисования карточки к процессу измерения на ее основе. Тогда я предлагала воспользоваться знаками, созданными другими. Оказалось, что они легко и правильно понимали эти знаки. Если ребёнок соглашался, то мы работали далее уже не с его картой, а с картой, наиболее понятной для него.

После того как все дети заготовили себе свои рисуночные карточки частоты общения, можно было приступать к систематическим измерениям. Работа по измерению качества общения детей со сверстниками в группе проводилась также индивидуально. Ребенок клал карточку перед собой. Убедившись, что он помнит, где легко, где трудно и что такое ноль, строго по списку зачитывала ему фамилии и имена детей из группы, а ребенок указывал после каждой фамилии на символ в своей шкале, соответствующий качеству общения с данным партнером. Этот символ заносился в бланк для замера, который был распечатан из компьютера. При использовании ноутбука знаки можно заносить прямо в компьютер.

Вопрос об использовании фотографий детей вместо списка их фамилий – спорный. На разных фотографиях ребёнок может выглядеть по-разному. Поэтому лучше всего использовать образ, формируемый у ребенка под влиянием восприятия звука его имени.

Детям очень нравится процедура измерения и создания собственной карточки. Они спрашивали: «А когда мы ещё с Вами поговорим?» Разговаривая про их общение поняла, что детей редко выслушивают взрослые, они не имеют возможности выговориться на столько, на сколько им это действительно необходимо. Детям было очень комфортно от того, что их очень внимательно слушают, и они увлеченно рассказывали, как и с кем общаются.

На работу с двумя детьми у меня уходила вторая половина каждого дня, т.к. в первую половину у них шли основные занятия. На одного ребенка затрачивалось больше одного часа, при этом было очевидно, что он не уставал от такой работы, и, более того, чувствовалось, что он не хочет уходить. При случайной встрече дети спрашивали: «А что про меня говорят? Что другие про меня думают? Как они меня оценивают? Какую картинку они мне нарисовали? На какую картинку меня выбрали?».

В заключение хочу сказать, что педагоги и руководители не всегда доверяют тестам и выводам психологов. Далеко не всегда педагог-мастер может пойти на контакт с психологом, особенно если у него возникли сложные отношения с кем-либо.

Данные социомониторинга говорят сами за себя: это уже такие факты, которые никак не обойти, и ими невозможно пренебречь. Диаграммы, цифры и группа в целом в социомониторинге – есть неоспоримый и объективный факт!

Приложение. Образцы символического изображения детьми «Карточки частоты общения» (с комментариями психолога)

Никита Н.

 

13

 

как балалайка (горлом и языком показывает и звуком имитирует игру на балалайке)

13

 

13

 

13

0

пусто

13

чем-то подозрительный мне

13

стараюсь реже, может дать сдачи

13

раскрученная голова без винтиков (пальцем указательным крутит у виска)

 

Соня Б.

11

 

 

 

11

здесь какая-то тайна есть

11

0

Человек, зачеркнутый крестиком

11

это крот, он под землёй, наверх не вылезает, а всё роет и роет

11

опасно

11

это пират, от них надо убегать, а то плохо будет

 

Даша К.

12

 

 

12

 

1212

«редко», но чем-то

 интересен

12

0

«ноль»

1212

«редко» и «не интересен»

12

мне плохо с ним,

как в дождливую погоду

12

(руки скрестила

перед собой)

 

Денис Ф.

 

дарю подарки

играю в шахматы

мне дают стакан воды, а я думаю, это мне надо?

 

0

 

я убегаю, а он догоняет

я ему даю расческу, которую он просит,

но ухожу от него

я его уже узнал, что он мне не интересен, а он хочет, чтобы я с ним играл

Максим

 

вначале было трудно понять, как это можно изобразить, предложила ребёнку этот знак. Очень быстро после этого придумал остальные знаки сам

 

 

сейчас тучка, а потом

может не будет

0

я люблю грибы, особенно лисички, потому что их много. Но мухомор не буду рвать, он ядовитый.

Могу и белый гриб сорвать

крест, не общаюсь

я сижу в домике, закрылся на ключ

каменная стена

 

       Б.Б.

 

 

плюс

интересная игра

0

 

человек-паук – неинтересная игра

тяжело поднять, очень трудная работа

одежда не подходит

 

Серёжа С.

 

(придумать самому было очень сложно, но после обсуждения того, как это сделали дети из группы, выбрал из предложенных готовых знаков.

Придумал сам только один знак, для обозначения «3Т»)

0

     Настя К.

14

 

(дифференцировала легко, с кем как общается, а знак изобразить сложно)

 

0

* Комментарии  психолога приводятся в скобках