Экспериментальное внедрение программно-методического комплекса «Социомониторинг» в практику работы образовательных учреждений Ярославской области

Лаборатория мониторинга с 2006 по 2008 год обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности семи образовательных учреждений области,  объединенных одной тематикой: «Исследование сферы применения  ПМК «Социомониторинг» в практике педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса в МОУ». 

                        Программно-методический комплекс «Социомониторинг» создан авторским коллективом в составе Хабаровой Ольги Ефимовны, Балкина Антона Владимировича и Кузьмицкого Ивана Александровича. Разработка велась более 17 лет и осуществлялась за счет личного времени авторов, а также за счет личной поддержки и  безвоздмездной помощи  большой группы людей,  глубоко заинтересованных в идее метода «Социомониторинг».    
                        Методическая часть ПМК  «Социомониторинг» разрабатывалась также при поддержке Министерства образования РФ за счет средств  Президентской программы «Дети России» (см. Федеральные инновационные программы 1995, 1999, 2000, 2002 г.г.)
                        Организационные механизмы движения ПМК «Социомониторинг» на рынке научно-методической продукции осуществлялись посредством услуг коммерческой организации ООО «Софт – Мониторинг».  
                        В 2002 году при поддержке ГОУ ЯО ИРО опыт использования ПМК «Социомониторинг» образовательными  учреждениями Ярославского региона  представлялся на Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» во ВВЦ в г.Москве (1)
                        Свой исторический путь разработка начала на экспериментальных площадках школ г. Красноярска, под влиянием идей Виталия Кузьмича Дьяченкои его теории  Коллективного способа обучения. Главное направление поиска сформировалось под влиянием идей Манука Ашотовича Мкртчяна и его разработок по теории и методологии становления практики коллективных учебных занятий. Идеологические, политические и административные условия для быстрых темпов разработки на самых первых ее этапах создала заведующая отделом образования Администрации Дзержинского района г. Ярославля Нина Ивановна Воронина. Организационную поддержку разработке длительное время оказывала инспектор отдела образования Администрации Дзержинского района г. Ярославля Лидия Вадимовна Богомолова. С 1995 года финансовая поддержка научно-методической части разработки осуществлялась в рамках Президентской программы «Дети России» при научном консультировании доктора медицинских наук, профессора Московского Городского Психолого-Педагогического Университета кафедры Клинической психологии детей и подростков, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Николая Васильевича Вострокнутова. Свой новый статус, как перспективной наукоемкой технологии, разработка приобрела благодаря идеям в части стратегического менеджмента и маркетинга к.э.н., первого проректора ГОУ ЯО ИРО Елены Олеговны Степановой. На всем творческом пути авторский коллектив    поддерживали к.пс.н. Михаил Михайлович Князев, к.п.н., профессор Герман Константинович Селевко, д.пс.н., Алексей Вячеславович Басов
                        В 2005 году описание ПМК «Социомониторинг» и сферы его применения  было опубликовано под грифами Министерства образования и науки России и ГОУ ЯО «Института развития образования». (4)
            В Институте развития образования с 2005 по 2008 год было организовано и проведено пять межрегиональных научно-практических конференций, посвященных проблемам и опыту освоения и внедрения в практику работы специалистов образовательных учреждений ПМК «Социмонитиоринг» (3). Как показывает практика, результатами социомониторинга активно пользуются в своей работе директора образовательных учреждений, заместители директоров по учебной работе,заместители директоров по воспитательной работепсихологи, социальные педагоги, классные руководители, учащиеся, родители.  
                        Таким образом, широкое распространение  инновационной деятельности образовательных учреждений Ярославской области, эксплуатирующих ПМК «Социомониторинг», обеспечивалось участием большого количества специалистов, заинтересованных  в сфере мониторинга: ученых, руководителей, практиков.  
            Необходимость в организации деятельности базовой экспериментальной площадки лаборатории мониторинга ГОУ ЯО ИРО обусловлена тем, что в Ярославской области более 40 учреждений используют в практике своей работы ПМК «Социомониторинг». По сведениям, относящимся к концу 2008 года, с комплексом в настоящее время, работают специалисты всех типов образовательных учреждений: средние общеобразовательные школы,  детские сады, гимназии, профессиональные лицеи, специальные учреждения (интернаты, детские дома, исправительно-воспитательные учреждения и др). 
Анализ результатов внедрения комплекса в образовательные учреждения Ярославской области и др. регионах России, показал, что на практике возникли уникальные образцы опыта использования информационных ресурсов социомониторинга, которые требуют своего оформления и тщательного исследования.
Общесистемных и комплексный характер разработки проявился в широчайшем спектре проблем, решение которых обеспечивалось с помощью данных ПМК «Социомониторинг».  Проблемы социального, физического и душевного здоровья детей и взрослых, поиск причин дезадаптивного поведения, проблемы экологии социальной среды и гармонизации поликультурных пространств, проблемы совершенствования управленческой деятельности в образовании, проблемы комплексирования естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке в педагогических научных исследованиях - все эти и мн. др. проблемы более частного характера, так или иначе, затрагивались в докладах и выступлениях  пользователей ПМК «Социомониторинг».
                        Расширение в РСО Ярославской области практической деятельности специалистов на базе ПМК «Социомониторинг» обуславливает необходимость в целенаправленной организации обмена опытом специалистов и в научно-методическом обеспечении нового вида деятельности в целях ее дальнейшего развития. 
            Предшествующий опыт работ по освоению специалистами образовательных учреждений ПМК «Социомониторинг» показал большой интерес практиков к новому виду информации, подкрепляемый положительными результатами ее «пилотажного»  использования в широком спектре проблем образования и воспитания.  
                        В число школ базовой экспериментальной площадки лаборатории вошли  учреждения, длительное время эксплуатирующие программно-методический комплекс «Социомониторинг»: МОУ Начальная школа-детский сад № 115 г. Ярославль, МОУ Начальная общеобразовательная школа женская гимназия г.Ярославль, МОУ СОШ  №56 г. Ярославль, МОУ Григорьевская СОШ Ярославского муниципального района, МОУ лицей №2 г.Рыбинск, МОУ физико-математический лицей г.Углич, МОУ СОШ №  7 г. Углич. 
Общая характеристика группы образовательных учреждений, включенных в   сеть базовых площадок лаборатории мониторинга.              
Все, представленные выше, образовательные учреждения удовлетворяют следующим принципиальным  требованиям для организации деятельности в рамках БЭП лаборатории мониторинга:
·         в течение нескольких лет обеспечивают устойчивость инновационного процесса деятельности по  эксплуатации ПМК «Социомониторинг» - критерий: рост объема ЭБД); 
·         организуют специалистов разных уровней управления в полифункциональное социальное пространство коммуникации в качестве потребителей информационных ресурсов ПМК «Социомониторинг» - критерий: рост численности специалистов внутри ОУ, использующих данные мониторинга  в своей работе;
·         применили информационный ресурс ПМК «Социомониторинг» в разных видах образовательной деятельности – критерий: рост количества внутришкольных мероприятий, проведенных с использованием данных ПМК «СМ»;
·         оформили свой опыт в виде публикаций – критерий: наличие и число опубликованных материалов; 
·         представляли свой опыт работы с ПМК «Соцмомониторинг» на мероприятиях регионального и всероссийского уровня – критерий: рост количества  внешних для образовательного учреждения  мероприятий, где используются сведения о деятельности специалистов с ПМК «Социомониторинг».
·         имеют уникальную образовательную программу -  критерий: образовательная программа учреждения имеет принципиальные отличия от массовых учреждений;  
·         все задействованные в работе с комплексом специалисты имеют опыт органиационно-мыследеятельностной коммуникации, приобретенный ими  в оргдеятельностных семинарах специалистов ЦОП ГОУ ЯО ИРО – критерий: факт участия в учебных мероприятиях.

 

Краткое описание состояния инновационной и эксперименальной деятельности  образовательных учреждений.                                                                                          

                                                           МОУ Начальная школа-детский сад № 115 г.Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года
Состояние инновационной и экспериментальной деятельности в 2007-2008.
1. Сформировалась устойчивая инновационная деятельность специалистов образовательного учреждения под руководством директора Зеленцовой Натальи Николаевны по осуществлению мониторинга социальных процессов в учебных группах и в воспитательных группах детского сада  с помощью ПМК «Социомониторинг».  Признаки устойчивой деятельности в сфере мониторинга: проведение групповых замеров осуществляется   систематически психологом Медковой Любовью Юрьевной, планово, соответственно циклам учебного года, а также в связи с    проблематикой управленческих задач; обеспечивается хранение и накопление информационных ресурсов, накапливаются  образцы использования информации. 
2. Произведено расширение сферы использования метода: получены образцы   диагностики состояния социальных отношений в педагогическом коллективе и в группах ДОУ.
3. Опыт оформлен в виде публикаций.( 2) 
4. Проводятся систематические консультации родителей, педагогов, воспитателей, учащихся и руководителя учреждения. 
5. Изучается спектр функциональных (практических) потребностей субъектов, удовлетворение которых обеспечивается с помощью данных ПМК «Социомониторинг».
6. Обеспечивается целенаправленное формирование положительного общественно мнения к данному информационному ресурсу.
7. Руководитель учреждения и психолог представляли опыт работы на  трех научно-практических конференциях (2005, 2006, 2007) и ряде региональных семинаров.    

 


МОУ Начальная школа женская гимназия г. Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2001 года
Результаты: 
1. Сформировалась устойчивая инновационная деятельность специалистов образовательного учреждения непосредственно под руководством директора гимназии Колбешиной Еленой Иннокентьевной по осуществлению мониторинга социальных процессов в учебных группах  с помощью ПМК «Социомониторинг». В настоящий период времени деятельность социомониторинга осуществляется психологом гимназии Кабузовой Ольгой Сергеевной.
2. Сформирована позитивная установка педагогического коллектива на восприятие нового вида информации; получены множественные образцы использования данных социомониторинга  в практике педагогического проектирования организации деятельности воспитанниц и классных дам. 
4. Получен уникальный качественный экспериментальный материал виде большого массива данных, предназначенный для сопоставления медицинской, педагогической, социально-демографической и социально-педагогической информации. Целью аналитической работы является повышения качества и результативности управления образовательным пространством женской гимназии, созданной для воспитания и образования девочек.
5. С помощью ПМК «Социомониторинг» проведено экспериментальное изучение процесса социализации выпускниц Начальной школы женской гимназии в средней и старшей школах нескольких образовательных учреждений Дзержинского района. Целью исследования было выявление степени сохранения привитых воспитанницам навыков и стиля поведения, соответствующего природе женского пола.
6. Руководитель учреждения и психологи представляли опыт использования ПМК «Социомониторинг» на трех международных конференциях в Москве, Санкт-Петерурге, Ярославле по проблемам раздельного образования и воспитания и здоровье сберегающих технологий.  
7.  Опыт оформлен в виде множественных публикаций (в том числе см. 3.)  

МОУ средняя общеобразовательная школа № 56 г. Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2002 года
Результаты: 
1. Деятельность по социомониторингу  устойчиво сформирована в двух относительно самостоятельных и значительно отличающихся спецификой сложившихся систем  управления подразделениях школы  – в начальной  и средней (старшей) школе. Руководство и административную поддержку деятельности специалистов по внедрению ПМК «Соцомониторинг» на протяжении 6 лет обеспечивает директор школы Татьяна Николаевна Озерова. Материалы опыта школы в сфере социомониторинга представлялись ею неоднократно наряду с другими наработками коллектива в документах регионального и федерального уровня. 
2. В начальном звене осуществляется систематический мониторинг состояния социальных процессов во всех учебных группах на базе  ПМК «Социомониторинг». Деятельность социомониторинга обеспечивается непосредственно заместителем директора по начальной школе – Акиловой Верой Николаевной. Данные социомониторинга использовались этим руководителем в широком спектре мероприятий начальной школы: педагогических консилиумах, совещаниях учителей начальной школы при заместителе директора, индивидуальных консультациях заместителя директора с учителями и классными руководителями, педагогическом консультировании заместителем директора родителей учащихся, педагогическом консультировании заместителем директора учащихся начальной школы. Опыт использования ПМК «Социомониторинг», как части автоматизированного рабочего места заместителя директора по начальной школе, неоднократно представлялся в рамках внешних мероприятий школы на региональном и городском уровнях. Акилова Вера Николаевна один из самых популярных авторов среди специалистов в сфере социомониторинга: ее статья,  представленная в сборнике Материалов II межрегиональной конференции пользователей ПМК «Социомониторинг», чрезвычайно востребована практиками. (3)
4. В среднем и старшем звене школы №56 г. Ярославля социомониторинг осуществляется с рабочего места заместителя директора по воспитательной работе Сорокиной Ириной Борисовной. За пять лет работы с комплексом ею получены множественные образцы социально-педагогического консультирования классных руководителей, учащихся, родителей; экспериментально отработана и представлена в текстовых материалах организационная сторона внедрения комплекса; нарабатывается материал тематических бесед с учащимися  по развитию представлений о строении и типах социальных пространств. 
5. Осуществляется формирование позитивных установок родителей на производство в школе информационных ресурсов нового типа; проводятся консультации родителей с представлением персональных данных по личному согласию детей, разработаны формы предоставления  информации о результатах диагностики их детей. 
6. Школа представляла накопленный опыт работ в сфере социомониторинга  слушателям КПК ГОУ ЯО ИРО. 
8. В среднем звене имеется положительный опыт использования информации  с оформлением в форме отчетной документации нескольких видов – специальные справки, статистические отчеты, аналитические обобщения, план-карты по стратегическому планированию деятельности социомониторинга. Опыт работы в сфере социомониторинга Сорокиной Ириной Борисовной представлен в сборнике материалов II межрегиональной конференции.     
Григорьевская средняя общеобразовательная школа реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга  с 2004 года. 
Результаты: 
1. Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга с помощью ПМК «Социомониторинг» с рабочего места психолога школы. 
2. Результаты диагностики состояния социальных процессов в ученических группах  всей школы сопоставлялись с результатами диагностики состояния здоровья учащихся, полученных  традиционными методами, и подтвердили друг друга. (3)
3. Результаты социомониторинга систематически предоставляются классным руководителям,  педагогам школы, администрации на педагогических советах и консультациях.
4. Получен образец использования ПМК «Социомониторинг» при анализе социального пространства литературного героя (на примере изучения состояния социальных связей Базарова в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева). В 2009 году экспериментально будет опробоваться использование ПМК «Социомониторинг» в работе факультатива по литературе на базе компьютерного класса.
5. Опыт работ с ПМК «Социомониторинг» представлен в  статье (3)       

МОУ Лицей №2 г.Рыбинска. Реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2002 года 
Результаты: 
1.      Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга социальных процессов с помощью ПМК «Социомониторинг». 
2.      Сформированы устойчивые позитивные установки педагогического коллектива школы на работу с данным видом информации. 
3.      Сформировалось разделение труда специалистов всех уровней управления в лицее в части обеспечения работ по социомониторингу.  
4.      Сформирована организационная структура на высшем уровне управления школой по созданию единой комплексной системы внутришкольного мониторинга. 
5.      Школа представляла опыт работ по социомониторингу на нескольких конференциях разного уровня. 
6.      Опыт работ с ПМК «Социомониторинг» представлен в  материалах на электронных носителях (см. подробную информацию на сайте лаборатории мониторинга ГОУ ЯО ИРО).
МОУ физико-математический лицей г. Углича реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года. Периодичность осуществления съема данных во всех классах лицея - два раза в год.  Постоянно осуществляется проведение локального мониторинга в учебных группах по специальному заказу специалистов.   
Результаты: 
1.      Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга с помощью ПМК «Социомониторинг». 
2.      Деятельность по социомониторингу осуществляется с рабочего места заместителя директора по учебной работе Кожохиной Людмилой Владимировной
3.      Имеется положительный опыт сопоставления данных социомониторинга с данными  психологической диагностики и объективными данными педагогических наблюдений. 
4.      Имеется опыт проведения диагностики  с помощью ПМК СМ на муниципальном уровне – выпускные классы начальной школы всех школ г.Углича. 
5.      Имеется опыт представления результатов социомониторинга  на конференциях, педсоветах, семинарах, консилиумах. 
6.      Имеется опыт оформления текстового отчета руководителю образовательного учреждения по результатам диагностики.
7.      Имеется опыт организации работы по проблемам отдельных учащихся. 
8.      Разработана  экспериментальная система оценки результативности деятельности классных руководителей на основе комплексной системы мониторинга. 
9.      Получены образцы  представления информации пользователям разными способами: тексты, справки, консультации, отчеты, презентации. 
МОУ средняя общеобразовательная школа 7 г. Углича. Реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года. 
Работы по экспериментальному внедрению ПМК «Социомониторинг» выполняются под непосредственным руководством и контролем директора школы Шашковой Татьяны Кузьминичны.
Ведущий специалист в сфере социомониторинга – Карасева Татьяна Владимировна
Результаты: 
  1. Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга с помощью ПМК «Социомониторинг». Периодичность осуществления съема данных: два раза в год, с проведением локального мониторинга в группах по специальному заказу специалистов.  
  2. Возможности метода опробованы на очень большом пространстве разнообразных видов работ в школе: профилизации, профилактики школьной дезадаптации, преемственности начальной и средней школы, консультативной поддержки деятельности классных руководителей и педагогов, работе с родителями мн. др. 
  3. Деятельность по мониторингу обеспечена организационно с верхнего уровня управления школой. 
  4. Результаты работы школа представляла на конференциях и совещаниях разного уровня. 
  5. Опыт работ по мониторингу представлен в пакете материалов на электронном носителе (см. материалы в январе 2009 года лаборатории мониторинга на сайте ГОУ ЯО ИРО).

Подробная информация о продуктах деятельности базовых площадок лаборатории мониторинга по итогам 2008 года будет размещена на сайте ГОУ ЯО ИРО в 2009 году в разделе «Базовые площадки».
 
Хабарова О.Е., руководитель лаборатории мониторинга ГОУ ЯО ИРО

Литература:
1.  Закатова И.Н., Хабарова О.Е. Мониторинг отношений участников образовательной практики. // Современная образовательная среда. Тезисы докладов по материалам Всероссийской конференции. М.: ВВЦ, - 197с., с.151-152
2. Здоровьесберегающие возможности гендерных педагогических технологий. Материалы межрегион. конф. (21-22 марта 2006 года). – Ярославль, 2006. – 84 с.
3. Опыт, проблемы и перспективы использования программно-методического комплекса «Социомониторинг» в практике работы образовательных учреждений: материалы II межрегиональной научно-практической конференции (19-20 апреля 2005) / Под ред. О.Е.Хабаровой. – Ярославль: ИРО, 2006. – 122с. 
4. Хабарова О.Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» //Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. Методическое пособие. Ч I (книга 2). Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, Минобрнауки Росси, 2004. - с.123., с. 1-77.

 

Copyright © Социомониторинг Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-12-23 (2060 Прочтено)