|
Лаборатория мониторинга с 2006 по 2008 год обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности семи образовательных учреждений области, объединенных одной тематикой: «Исследование сферы применения ПМК «Социомониторинг» в практике педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса в МОУ». Программно-методический комплекс «Социомониторинг» создан авторским коллективом в составе Хабаровой Ольги Ефимовны, Балкина Антона Владимировича и Кузьмицкого Ивана Александровича. Разработка велась более 17 лет и осуществлялась за счет личного времени авторов, а также за счет личной поддержки и безвоздмездной помощи большой группы людей, глубоко заинтересованных в идее метода «Социомониторинг». Краткое описание состояния инновационной и эксперименальной деятельности образовательных учреждений. МОУ Начальная школа-детский сад № 115 г.Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года.
МОУ Начальная школа женская гимназия г. Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2001 года. Результаты: 1. Сформировалась устойчивая инновационная деятельность специалистов образовательного учреждения непосредственно под руководством директора гимназии Колбешиной Еленой Иннокентьевной по осуществлению мониторинга социальных процессов в учебных группах с помощью ПМК «Социомониторинг». В настоящий период времени деятельность социомониторинга осуществляется психологом гимназии Кабузовой Ольгой Сергеевной. 2. Сформирована позитивная установка педагогического коллектива на восприятие нового вида информации; получены множественные образцы использования данных социомониторинга в практике педагогического проектирования организации деятельности воспитанниц и классных дам. 4. Получен уникальный качественный экспериментальный материал виде большого массива данных, предназначенный для сопоставления медицинской, педагогической, социально-демографической и социально-педагогической информации. Целью аналитической работы является повышения качества и результативности управления образовательным пространством женской гимназии, созданной для воспитания и образования девочек. 5. С помощью ПМК «Социомониторинг» проведено экспериментальное изучение процесса социализации выпускниц Начальной школы женской гимназии в средней и старшей школах нескольких образовательных учреждений Дзержинского района. Целью исследования было выявление степени сохранения привитых воспитанницам навыков и стиля поведения, соответствующего природе женского пола. 6. Руководитель учреждения и психологи представляли опыт использования ПМК «Социомониторинг» на трех международных конференциях в Москве, Санкт-Петерурге, Ярославле по проблемам раздельного образования и воспитания и здоровье сберегающих технологий. 7. Опыт оформлен в виде множественных публикаций (в том числе см. 3.) МОУ средняя общеобразовательная школа № 56 г. Ярославля реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2002 года. Результаты: 1. Деятельность по социомониторингу устойчиво сформирована в двух относительно самостоятельных и значительно отличающихся спецификой сложившихся систем управления подразделениях школы – в начальной и средней (старшей) школе. Руководство и административную поддержку деятельности специалистов по внедрению ПМК «Соцомониторинг» на протяжении 6 лет обеспечивает директор школы Татьяна Николаевна Озерова. Материалы опыта школы в сфере социомониторинга представлялись ею неоднократно наряду с другими наработками коллектива в документах регионального и федерального уровня. 2. В начальном звене осуществляется систематический мониторинг состояния социальных процессов во всех учебных группах на базе ПМК «Социомониторинг». Деятельность социомониторинга обеспечивается непосредственно заместителем директора по начальной школе – Акиловой Верой Николаевной. Данные социомониторинга использовались этим руководителем в широком спектре мероприятий начальной школы: педагогических консилиумах, совещаниях учителей начальной школы при заместителе директора, индивидуальных консультациях заместителя директора с учителями и классными руководителями, педагогическом консультировании заместителем директора родителей учащихся, педагогическом консультировании заместителем директора учащихся начальной школы. Опыт использования ПМК «Социомониторинг», как части автоматизированного рабочего места заместителя директора по начальной школе, неоднократно представлялся в рамках внешних мероприятий школы на региональном и городском уровнях. Акилова Вера Николаевна один из самых популярных авторов среди специалистов в сфере социомониторинга: ее статья, представленная в сборнике Материалов II межрегиональной конференции пользователей ПМК «Социомониторинг», чрезвычайно востребована практиками. (3) 4. В среднем и старшем звене школы №56 г. Ярославля социомониторинг осуществляется с рабочего места заместителя директора по воспитательной работе Сорокиной Ириной Борисовной. За пять лет работы с комплексом ею получены множественные образцы социально-педагогического консультирования классных руководителей, учащихся, родителей; экспериментально отработана и представлена в текстовых материалах организационная сторона внедрения комплекса; нарабатывается материал тематических бесед с учащимися по развитию представлений о строении и типах социальных пространств. 5. Осуществляется формирование позитивных установок родителей на производство в школе информационных ресурсов нового типа; проводятся консультации родителей с представлением персональных данных по личному согласию детей, разработаны формы предоставления информации о результатах диагностики их детей. 6. Школа представляла накопленный опыт работ в сфере социомониторинга слушателям КПК ГОУ ЯО ИРО. 8. В среднем звене имеется положительный опыт использования информации с оформлением в форме отчетной документации нескольких видов – специальные справки, статистические отчеты, аналитические обобщения, план-карты по стратегическому планированию деятельности социомониторинга. Опыт работы в сфере социомониторинга Сорокиной Ириной Борисовной представлен в сборнике материалов II межрегиональной конференции. Григорьевская средняя общеобразовательная школа реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2004 года. Результаты: 1. Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга с помощью ПМК «Социомониторинг» с рабочего места психолога школы. 2. Результаты диагностики состояния социальных процессов в ученических группах всей школы сопоставлялись с результатами диагностики состояния здоровья учащихся, полученных традиционными методами, и подтвердили друг друга. (3) 3. Результаты социомониторинга систематически предоставляются классным руководителям, педагогам школы, администрации на педагогических советах и консультациях. 4. Получен образец использования ПМК «Социомониторинг» при анализе социального пространства литературного героя (на примере изучения состояния социальных связей Базарова в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева). В 2009 году экспериментально будет опробоваться использование ПМК «Социомониторинг» в работе факультатива по литературе на базе компьютерного класса. 5. Опыт работ с ПМК «Социомониторинг» представлен в статье (3) МОУ Лицей №2 г.Рыбинска. Реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2002 года Результаты: 1. Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга социальных процессов с помощью ПМК «Социомониторинг». 2. Сформированы устойчивые позитивные установки педагогического коллектива школы на работу с данным видом информации. 3. Сформировалось разделение труда специалистов всех уровней управления в лицее в части обеспечения работ по социомониторингу. 4. Сформирована организационная структура на высшем уровне управления школой по созданию единой комплексной системы внутришкольного мониторинга. 5. Школа представляла опыт работ по социомониторингу на нескольких конференциях разного уровня. 6. Опыт работ с ПМК «Социомониторинг» представлен в материалах на электронных носителях (см. подробную информацию на сайте лаборатории мониторинга ГОУ ЯО ИРО). МОУ физико-математический лицей г. Углича реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года. Периодичность осуществления съема данных во всех классах лицея - два раза в год. Постоянно осуществляется проведение локального мониторинга в учебных группах по специальному заказу специалистов. Результаты: 1. Сформировалась устойчивая деятельность по осуществлению мониторинга с помощью ПМК «Социомониторинг». 2. Деятельность по социомониторингу осуществляется с рабочего места заместителя директора по учебной работе Кожохиной Людмилой Владимировной. 3. Имеется положительный опыт сопоставления данных социомониторинга с данными психологической диагностики и объективными данными педагогических наблюдений. 4. Имеется опыт проведения диагностики с помощью ПМК СМ на муниципальном уровне – выпускные классы начальной школы всех школ г.Углича. 5. Имеется опыт представления результатов социомониторинга на конференциях, педсоветах, семинарах, консилиумах. 6. Имеется опыт оформления текстового отчета руководителю образовательного учреждения по результатам диагностики. 7. Имеется опыт организации работы по проблемам отдельных учащихся. 8. Разработана экспериментальная система оценки результативности деятельности классных руководителей на основе комплексной системы мониторинга. 9. Получены образцы представления информации пользователям разными способами: тексты, справки, консультации, отчеты, презентации. МОУ средняя общеобразовательная школа 7 г. Углича. Реализует совместную деятельность с лабораторией мониторинга с 2003 года. Работы по экспериментальному внедрению ПМК «Социомониторинг» выполняются под непосредственным руководством и контролем директора школы Шашковой Татьяны Кузьминичны. Ведущий специалист в сфере социомониторинга – Карасева Татьяна Владимировна, Результаты:
Подробная информация о продуктах деятельности базовых площадок лаборатории мониторинга по итогам 2008 года будет размещена на сайте ГОУ ЯО ИРО в 2009 году в разделе «Базовые площадки».
Хабарова О.Е., руководитель лаборатории мониторинга ГОУ ЯО ИРО
Литература: 1. Закатова И.Н., Хабарова О.Е. Мониторинг отношений участников образовательной практики. // Современная образовательная среда. Тезисы докладов по материалам Всероссийской конференции. М.: ВВЦ, - 197с., с.151-152 2. Здоровьесберегающие возможности гендерных педагогических технологий. Материалы межрегион. конф. (21-22 марта 2006 года). – Ярославль, 2006. – 84 с. 3. Опыт, проблемы и перспективы использования программно-методического комплекса «Социомониторинг» в практике работы образовательных учреждений: материалы II межрегиональной научно-практической конференции (19-20 апреля 2005) / Под ред. О.Е.Хабаровой. – Ярославль: ИРО, 2006. – 122с. 4. Хабарова О.Е. Программно-методический комплекс «Социомониторинг» //Информационные модели активной антинаркотической пропаганды в молодежной субкультуре. Методическое пособие. Ч I (книга 2). Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, Минобрнауки Росси, 2004. - с.123., с. 1-77.
Copyright © Социомониторинг Все права защищены. Опубликовано на: 2008-12-23 (2060 Прочтено) |